ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы спорта в нашей жизни обусловлена тем, что в настоящее время люди ведут малоподвижный образ жизни. Современный ритм человеческой жизни очень не прост. Множество проблем присуще каждому человеку: учеба, работа, стрессы. Все это не дает возможности расслабиться и восстановить силы. Как же можно решить эту проблему? А решение простое – нужно заняться спортом. Излишне говорить, что движение – это жизнь. В спорте удачно сочетаются подвижные игры, к которым человек испытывает естественное стремление, с систематическими физическими упражнениями.
Стимулом спорта является радость, которую доставляет человеку сознание своего физического развития, и стремление к совершенствованию своих спортивных достижений, главным образом - в состязаниях.
Видов подвижных игр было и имеется бесконечное множество. Часто они являются лишь бессознательным желанием человека развить свои силы или привести их в равновесие. Но когда игры приобретают целеустремленность, они становятся спортом в собственном смысле этого слова. Играя, ребенок познает мир; занимаясь спортом, юноша стремится развить и испытать свои силы. Тот, кто ощутил в себе при этом какие-то способности, старается развить их, приобрести уверенность и показать свои достижения другим.
Я с удовольствием хожу на уроки физической культуры. Многие наши занятия проходят на свежем воздухе. Занимаясь спортом, я чувствую себя здоровым, крепким, сильным.
Поэтому, я задаюсь целью написать проектную работу для учащихся нашей школы, сверстникам, кому не безразлична проблема спорта и здорового образа жизни.
Проблема: не у всех школьников сформирована потребность в формировании здорового образа жизни.
|
Гипотеза: если все мои одноклассники будут придерживаться здорового образа жизни и полюбят спорт, то это положительно отразится на их здоровье.
Цель: проследить отношение к спорту у подростков в разные периоды истории страны.
Исходя из этого, я поставил перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «спорт» и проследить историю развития спорта в нашей стране.
2. Выяснить, является ли спорт частью здорового образа жизни.
3. Изучить отношение одноклассников к спорту.
4. Сделать выводы.
Здоровый образ жизни – комплексное понятие (занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек). Соблюдая их, мы сохраним свое здоровье на долгие годы! Именно поэтому необходимо рано приучать себя к здоровому образу жизни, прямо со школьной скамьи. Почему в это время? Как раз в школьные годы начинает формироваться наш образ жизни, который потом в дальнейшем изменить будет крайне трудно.
Проблема ведения здорового образа жизни стоит как никогда остро, составляя одну из главных проблем современного российского государства. Об этом наглядно говорят и цифры. По данным Роспотребнадзора на сегодняшний день более 60% населения имеют те или иные отклонения в здоровье, более 55% населения имеют вредные привычки, смертность превышает рождаемость на 21 %, значительная часть населения проживает в экологически неблагоприятных местностях. При всём этом лишь только 10,6% населения занимаются физической культурой и спортом.
Всё это позволяет сделать вывод как о низком уровне здоровья и широком распространении вредных привычек, так и крайне низком уровне развития в области массового спорта.
|
Для того, чтобы узнать отношение одноклассников к спорту, привлечь их к активному занятию спортом я расписал свои действия (выступление на классном часе, показ презентации). После выполнения своего плана я провел анкетирование, с целью узнать отношение одноклассников к спорту.
Свою работу я начал с составления анкеты. В результате анкетирования я узнал, что все мои одноклассники, считают, что ведут здоровый образ жизни. 75% опрошенных – занимаются любимым видом спорта и считают, что лучше всего это делать в спортивной секции.
Глава I. История спорта.
История развития спорта насчитывает десятки тысяч лет. С самых древних времен человек стремился быть сильнее, быстрее, выносливее. В те далекие времена эти качества были необходимыми для выживания человека, как вида в дикой природе. С тех же самых пор люди стали регулярно тренировать свои навыки, развивать их и передавать эти знания последующим поколениям.
Так, например, древние люди регулярно тренировали свои навыки стрельбы из лука, что помогало им успешно охотиться. Также они тренировали такие умения, как бег, метание бумеранга.
Что же касается спортивных соревнований, то ранние упоминания о таких событиях встречаются в древних рукописях IV-III тысячелетия до н.э.. Основные дисциплины, в которых соревновались участники – стрельба из лука, верховая езда, бег на разные дистанции, борьба, фехтование различными видами оружия, игры с мячом. Также стоит упомянуть о богатом спортивном прошлом Египта. Ученые обнаружили более 400 видов спортивных упражнений, изображенных на стенах Великих пирамид.
|
Наибольшего расцвета спорт достиг во время существования Древней Греции, где зародились Олимпийские игры. В истории спорта древнегреческие олимпийские игры имеют особое значение, поскольку именно тогда спорт из утилитарного, прикладного инструмента превращается в культурную ценность. Для древних эллинов спорт был неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием, являлся основой для гармоничного развития личности. «Не умеет ни читать, ни плавать», - так говорили в Древней Греции о некультурном человеке. А сами Олимпийские игры стали квинтэссенцией и практическим воплощением единства тела, воли и разума.
История спорта богата на различные зрелищные события. Люди с самых древних времен тренировали свои навыки, и это всегда служило хорошим способом вести мирный и здоровый образ жизни.
Современный спорт можно условно разделить на две категории: массовый спорт (так называемый «Спорт для всех») и спорт высших достижений. А спорт высших достижений можно условно разделить на профессиональный и любительский.
История спорта в его современном виде берет начало в XX веке. Именно в это время стали активно формироваться виды спорта, популярные в России. Также в это время образовались многие международные спортивные организации, возродилось Олимпийское движение.
Если в дореволюционной России спорт и общее физическое развитие были доступны лишь представителям привилегированных классов, то в Советском Союзе с самых первых лет его существования начали создаваться условия для физического развития граждан. За всё время существования СССР физкультура и спорт никогда не уходили в тень – высокие показатели на международных соревнованиях и здоровье нации всегда были в приоритете.
В советский период пришелся подъем спортивного движения во всех слоях общества, людей всех возрастов. Все было пронизано духом соперничества и побед.
Физкультуре и спорту в советское время уделялось огромное внимание, а пропаганда спорта охватывала буквально все сферы жизни. Воспитание спортивной нации стало одним из политических курсов страны.
Детские секции, профессиональные клубы, «группы здоровья» для людей старшего возраста – всё это было совершенно бесплатно. Массово строились стадионы, в каждом дворе стояли столы для настольного тенниса и турники. Проводились физкультурные парады, спартакиады школьников и рабочих, всей страной выполняли нормы ГТО. Не заниматься спортом было просто стыдно.
Молодёжный спорт в целом и детский в частности с первых лет Советской власти стал одним из основных объектов внимания руководства страны, конечной целью которой было создание крепкого государства со здоровыми гражданами. Пропаганда здорового образа жизни, массовое производство спортивного снаряжения и оборудования, укрепление материально-технической базы, введение нормативов ГТО – это далеко не все действия советской власти, призванные популяризовать спорт. Именно эти и многие другие секции позволяли добиваться высочайших результатов, которыми могли похвастаться советские спортсмены. Пожалуй, не существовало вида спорта, в котором Советский Союз был бы неконкурентоспособным. Основой же всех успехов была как раз забота о физическом развитии детей и массовое приобщение их к физкультуре и спорту – любительскому и профессиональному, ведь там, где не уделяется внимание детям, не бывает и взрослых побед.
Образ советского гражданина был неразрывно связан со спортом. Спорт был в каждом дворе, в каждом доме, спорт выживал в подвалах и дворах.
В СССР почти в каждом дворе была «хоккейная коробка», которая летом превращалась в футбольное поле, да и турники с брусьями были почти на каждом шагу.
Так или иначе, спорт был неотъемлемой частью сознания советского гражданина. Это объяснялось широкой пропагандой советского союза. Призывающие заниматься спортом плакаты, смотрели на работников, занимающихся производственной гимнастикой, день начинался с радиопрограммы «Утренняя зарядка», а школьников заставляли сдавать нормы ГТО.
Производственная гимнастика, как и многое в СССР, было добровольно-принудительным занятием. Всех рабочих, от доярок до сварщиков, под команды, доносившиеся из радиоприемника, заставляли приседать и бегать на месте. Перед обедом или в конце смены в течение 5-10 минут на каждом предприятии проводилась гимнастика. Рабочие, не отходя от станка, под чутким руководством общественных инструкторов выполняли физические упражнения.
Подростки тех лет стремились к высоким результатом в спорте, их привлекало современное на тот момент направление военная авиация. Космонавты. Многие спортсмены хотели стать космонавтами, но и простые люди не отставали от них и стремились к этой цели. Это был огромный стимул у подростков к занятию спорта.
В 90-е годы Россия встала на путь глобальных реформ, что обернулось для страны неисчислимыми бедствиями – разгулом бандитизма, сокращением численности населения, резким падением уровня жизни. Россияне впервые узнали, что такое либерализация цен, финансовая пирамида и дефолт.
В этот период спорт сильно пострадал. Подростки перестали заниматься спортом, т. к. им это было не по карману, а что бы хоть как то скоротать свободное время они начали смотреть сериалы, гулять и употреблять алкоголь.
Высокий уровень обнищания населения и рост числа хронических алкоголиков привел к появлению на улицах российских городов целой армии беспризорников – явление, с котором наша страна не сталкивалась со времен Второй мировой войны. По самым скромным подсчетам в 90-е годы в России насчитывалось до 2 млн. беспризорных детей.
Разгром и хаос, присутствовавшие тогда в обществе, не могли не отразиться на детях, которые, как мне кажется, взрослели в 90-е гораздо быстрее, чем сейчас.
В настоящее время наше государство делает все, чтобы мы росли здоровыми и спортивными: строятся спортивные комплексы, бассейны, ледовые дворцы и т.к. Российский спорт занимает практически весь пьедестал призовых мест во всех видах спорта.
В подростковом возрасте, как ни в каком другом, важна полноценная физическая активность. Сердечно-сосудистая система организма подвергается функциональным изменениям. Проще говоря, она развивается и тренируется в этом возрасте наиболее активно, и от того, насколько подвижен подросток, зависит то, будет ли он сильным и здоровым дальше.
Активные физические занятия особенно необходимы для современных подростков, которые вынуждены много времени проводить в сидячем положении – в школе на уроках и дома при выполнении домашних заданий. Кроме того, большинство современных подростков увлекаются компьютерными играми и интернет-общением и помногу времени проводят у монитора. Важно увлечь подростка спортом и донести до него важность занятий.