Транспорт является третьей составной частью материального производства после промышленности и сельского хозяйства. Транспорт оказывает огромное влияние на мировое хозяйство, географическое разделение труда, размещение отраслей производства, международную интеграцию.
Мировая транспортная система – совокупность всей транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и систем управления в совокупности. Мировая транспортная система сформировалась в XX веке. Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяженность автомобильных дорог – 24 млн км, железнодорожных путей – 1,25 млн км, трубопроводов – 1,9 млн км, воздушных путей – 9,5 млн км, речных – 0,55 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74% мирового грузооборота.
В эпоху НТР увеличились скорости транспорта, возросли показатели грузоподъемности, комфорта и пр.
Виды транспорта по географическим сферам применения:
1. Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, гужевой, пр.).
2. Водный (морской, речной).
3. Воздушный (авиационный, вертолетный, канатный).
Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт – самый распространенный вид транспорта, он моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта – маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов. По пассажирообороту автомобильный транспорт занимает первое место.
Особенности:
· отличается манёвренностью;
· имеет довольно высокую скорость;
· позволяет доставить грузы (или пассажиров) «от двери до двери»;
· требует больших затрат топлива, что делает его дорогим;
· загрязняет окружающую среду;
· имеет невысокую грузоподъёмность;
· подходит для транспортировки грузов на близкие и средние расстояния.
Железнодорожный транспорт. Железные дороги начали появляться в начале XIX века в Великобритании, Бельгии и Франции. В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозке пассажиров и грузов.
Особенности:
· отличается регулярностью движения;
· имеет низкую себестоимость перевозки грузов;
· подходит для транспортировки грузов на средние и дальние расстояния;
· отличается высокой грузоподъёмностью;
· всепогодный;
· всесезонный.
Страны — лидеры по длине железных дорог: США, Россия, Китай, Индия, Канада.
Лидер по густоте железных дорог — Европейский союз (Бельгия, Германия, Швейцария).
Водный транспорт: морской и внутренний водный. Этот вид транспорта считается дешевым, перевозит в основном грузы, например, на морской вид транспорта приходится 80% всех внешних перевозок.
Особенности:
· самый дешёвый;
· имеет наибольшую грузоподъёмность;
· характеризуется высокой провозной способностью (может провозить грузы любых размеров);
· используется для перевозки грузов на сверхдальние расстояния;
· низкая скорость передвижения;
· зависит от погодных условий;
· требует наличия портов, строительство которых не обходится без больших затрат.
· Водный транспорт делится на два вида: морской и внутренний водны
Воздушный транспорт – самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта – пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.
Особенности:
· самый скоростной;
· подходит для освоения труднодоступных районов;
· перемещает пассажиров (и частично грузы, например почту) на сверхдальние расстояния.
· Основные международные авиаперевозки осуществляются через Атлантический океан. Северная Америка и Европа связаны воздушными линиями со всеми уголками мира.
Транспорт – один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов двуокиси углерода, парникового газа, усиливающего глобальное потепление. Причина этого – сжигание огромных объемов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов, таких как бензин, керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств. Примерно четверть всех выбросов двуокиси углерода, вызванных сжиганием энергетического топлива, производит транспорт.
Среди других отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать: загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твердыми частицами, загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта, шумовое загрязнение, потеря городского жизненного пространства (до 50% площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли.