при снятии с эксплуатации




Вопросы снятия с эксплуатации энер­гоблоков АЭС отражены в следующих за­конодательных актах Украины:

Закон Украины «Об использовании ядер­ной энергии и радиационной безопасности». Устанавливает порядок снятия с эксплуата­ции и ограничения эксплуатационных ха­рактеристик ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с РАО;

Закон Украины «Об обращении с радио­активными отходами». Определяет основы государственной политики в сфере обраще­ния с РАО, в том числе с РАО, образовав­шимися при снятии с эксплуатации энер­гоблоков АЭС;

Закон Украины «О защите человека от воздействия ионизирующих излучений». Определяет права человека на возмещение ущерба, нанесенного воздействием иони­зирующих излучений.

Кроме того, существует ряд документов, введенных регулирующим органом Украины, и регламентирующих процедуру проведения работ, нормы и стандарты, связанные с вопросами безопасности при снятии с эксплуатации:

«Нормы радиационной безопасности Украины» (НРБУ-97). Устанавливают сис­тему принципов, критериев, нормативов и правил по обеспечению противорадиацион­ной защиты и радиационной безопасности до приемлемых уровней облучения как от­дельного человека, так и общества в целом, в том числе и при проведении работ по сня­тию с эксплуатации энергоблоков АЭС;

«Общие положения обеспечения безо­пасности при снятии с эксплуатации атомных электростанций и исследовательских ядерных реакторов» (ОПБ-СЭ). Устанавли­вают этапы снятия с эксплуатации АЭС, определяют порядок получения государ­ственных разрешений (лицензий) на пра­во проведения работ по снятию с эксплуа­тации;

«Положение по организации и проведе­нию государственной экспертизы по ядер­ной и радиационной безопасности». Оп­ределяет перечень документов в области снятия с эксплуатации, подлежащих госу­дарственной экспертизе, и устанавливает порядок проведения экспертизы;

«Порядок освобождения радиоактив­ных отходов и побочных радиоактивных материалов от регулирующего контроля». Устанавливает критерии и порядок обеспе­чения безопасности при освобождении от регулирующего контроля радиоактивных отходов и побочных радиоактивных мате­риалов.

Кроме этих документов на территории Украины действуют нормативно-техничес­кие документы, разработанные организаци­ями бывшего Советского Союза и используемые на украинских АЭС:

«Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций» (СП АС-88). Регламентируют санитарно-гигиенические требования обеспечения радиационной безопасности персонала и населения, ох­раны окружающей среды при проектиро­вании, строительстве, эксплуатации и сня­тия с эксплуатации АЭС;

«Правила радиационной безопаснос­ти при эксплуатации атомных станций» (ПРБ АС-89). Регламентируют радиацион­ные и организационно-технические требо­вания обеспечения радиационной безопас­ности персонала и населения, охраны ок­ружающей среды при вводе в эксплуатацию, в процессе эксплуатации и снятия с эксплуатации энергоблоков АЭС;

«Санитарные правила обращения с ра­диоактивными отходами» (СПОРО-85). Устанавливают требования по обеспече­нию радиационной безопасности при сбо­ре, временном хранении, транспортировке, переработке и захоронении РАО. Действу­ют за пределами площадки АЭС.

ОПБ-СЭ вводят следующие определения:

Снятие с эксплуатации – комплекс мероприятий после удаления ядерного топ­лива и прекращения эксплуатации установ­ки, исключающий использование установ­ки в целях, для которых она была по­строена, и обеспечивающий безопасность персонала, населения и окружающей при­родной среды.

Прекращение эксплуатации – заклю­чительный этап эксплуатации установки, реализуемый после принятия решения о снятии ее с эксплуатации, в течение кото­рого эта установка приводится в состояние, отвечающее отсутствию ядерного топлива на занимаемой ею территории или его на­хождению в пределах этой территории только в хранилищах ОЯТ, которые пред­назначены для долгосрочного безопасного хранения.

Процесс снятия установки с эксплуата­ции делится на следующие этапы:

окончательное закрытие – этап снятия установки с эксплуатации, в течение кото­рого она приводится в состояние, исклю­чающее возможность использования дан­ной установки в целях, для которых она была построена;

консервация – этап снятия установки с эксплуатации, в течении которого она приводится в состояние, соответствующее безопасному хранению на протяжении оп­ределенного периода находящихся в ней источников ионизирующих излучений (НИИ);

выдержка — этап снятия установки с эк­сплуатации, в течение которого она нахо­дится в законсервированном состоянии, соответствующем безопасному хранению находящихся в ней источников ионизиру­ющих излучений;

демонтаж — этап снятия установки с эксплуатации, в течение которого находя­щиеся на установке источники ионизиру­ющих излучений удаляются либо размеща­ются на территории в хранилищах РАО.

Деятельность по снятию с эксплуатации подлежит государственному регулирова­нию и осуществляется на основе отдель­ных разрешений. Снятию установки с экс­плуатации предшествует этап прекращения эксплуатации. Деятельность на этапе пре­кращения эксплуатации осуществляется в рамках лицензии на эксплуатацию установ­ки, однако на реализацию этого этапа тре­буется отдельное разрешение регулирую­щего органа. Для получения такого разре­шения эксплуатирующая организация дол­жна предоставить следующие документы:

программу прекращения эксплуатации установки;

отчет по анализу безопасности;

изменения к технологическому регла­менту эксплуатации установки.

В соответствии с современными требованиями нацио­нальных стандартов Украины еще на ста­дии проектирования ядерной установки необходимо разработать концепцию снятия ее с эксплуатации. Начальная концепция снятия установки с эксплуатации должна быть предоставлена эксплуатирующей организацией при подаче документов для получения лицензии на строительство. Концепция снятия установки с эксплуата­ции должна пересматриваться с учетом опыта ведения работ и получения новых знаний о проблеме.

Снятие установки с эксплуатации осу­ществляется в соответствии с одобренным регулирующим органом – проектом снятия с эксплуатации, который включает про­грамму радиационной защиты, программу обращения с РАО, программу обеспечения качества, план мероприятий на случай ра­диационной аварии и план мероприятий по физической защите установки.

Лицензия на снятие с эксплуатации ус­тановки предусматривает получение от­дельных разрешений на реализацию каж­дого этапа снятия установки с эксплуата­ции. Для получения такого разрешения эксплуатирующая организация должна пре­доставить:

проект реализации этапа снятия уста­новки с эксплуатации;

отчет по анализу безопасности;

технологический регламент снятия ус­тановки с эксплуатации.

Для каждого этапа снятия установки с эксплуатации органами Государственного санитарного надзора должен быть оформ­лен санитарный паспорт установки. Сани­тарный паспорт должен содержать основ­ные санитарные, радиационные и дозимет­рические характеристики установки, сни­маемой с эксплуатации, позволяющие определить уровень радиационной безо­пасности для персонала, населения и ок­ружающей природной среды.

По завершению этапа прекращения эк­сплуатации установки, а также каждого этапа снятия установки с эксплуатации эк­сплуатирующая организация предоставля­ет в регулирующий орган отчет, содержащий информацию о проведенных на дан­ном этапе работах. В отчете должны быть представлены данные о радиационном и других опасных воздействиях на персонал, население и окружающую природную сре­ду и доказательства того, что установка приведена в запланированное проектом состояние.

Международное агентство по использо­ванию атомной энергии (МАГАТЭ) пред­ставляет собой специализированную орга­низацию в рамках системы Организации Объединенных Наций. Основная цель про­граммы МАГАТЭ по проблеме снятия с эксплуатации состоит в активном содей­ствии странам-участникам при снятии с эксплуатации ядерных объектов безопас­ным, своевременным и экономичным спо­собом, а также в поддержании общих доз радиоактивного облучения ниже допусти­мых уровней. Для достижения этих целей МАГАТЭ приобщает к решению проблем другие международные организации, а так­же страны, имеющие значительный опыт в решении данной проблемы. Хотя МАГАТЭ не является регулирующей организацией, многие из его стандартов безопасности и процессуальных кодексов широко исполь­зуются в регулирующих целях. Эти доку­менты, кроме того, являются основой стан­дартов и норм во многих странах.

Процесс снятия с эксплуатации ЯЭУ является сложным многоэтапным процес­сом. В соответствии с рекомендациями МАГАТЭ существуют три варианта снятия АЭС с эксплуатации:

· хранение АЭС под наблюдением;

· захоронение;

· ликвидация.

Намечаемые этапы снятия АЭС с эксп­луатации не обязательно означают непре­рывную, выполняемую шаг за шагом про­ про­цедуру: они могут выполняться в зависи­мости от подхода, принятого в конкретной стране, и зависят от экономических, соци­альных и общественных условий.

В настоящее время в большинстве стран принят примерно одинаковый подход к выводу из эксплуатации стационарных ре­акторных установок. Основные положения такого подхода при выборе вариантов пред­ставлены на рис. 13.2.

Вариант «хранение под наблюдением» предусматривает состояние, при котором реакторную установку и все остальные ра­диоактивные системы и оборудование кон­сервируют, изолируют от внешней среды и поддерживают в безопасном состоянии с последовательной дезактивацией до уров­ня, позволяющего ее неограниченное ис­пользование в будущем. При осуществле­нии этого варианта возможно выполнение подготовительных работ, демонтаж, удале­ние чистого и низкоактивного оборудова­ния с их последующей утилизацией и пе­реработкой, перепрофилирование освобож­даемых помещений, зданий и сооружений, последовательная переработка низкоактив­ных РАО, проведение частичной дезактива­ции и т. д.

В варианте «захоронение» наиболее опасные радиоактивные узлы, в том числе реактор, оборудование первого контура и др., заключают в оболочку, например, из бетона, и выдерживают до тех пор, пока в результате распада радионуклидов их из­лучение не достигнет приемлемого уров­ня. В этом варианте используется свойство самоликвидации активности в результате радиоактивного распада. Также возможно выполнение работ по частичной дезактивации помещений, демонтажу и утилиза­ции оборудования, находящегося вне гер­метичной зоны, и других видов деятельно­сти, не приводящих к нарушению целост­ности указанных барьеров.

       
 
 
   
Рис. 13.2. Варианты вывода из эксплуатации реакторных установок

 


Вариант «ликвидация» подразумевает достижение возможных двух стадий конеч­ного состояния реакторной установки. Ос­вобождение площадки предусматривает демонтаж оборудования, зданий и соору­жений, не предназначенных для дальней­шего использования, переработку и вывоз всех РАО с площадки реакторной установ­ки и доведение площадки до состояния, пригодного для нужд ядерной энергетики, например, для строительства нового энер­гоблока или хранилища РАО. Такое состо­яние площадки называют «коричневая лу­жайка», и именно этот подход учитывает специфику и особенности как украинской, так и российской ядерной энергетики. К этим особенностям относятся: наличие на площадке значительного количества энер­гоблоков, выделение под строительство бросовых земель, поэтапный ввод и вывод из эксплуатации отдельных блоков, отсут­ствие национальных и региональных хра­нилищ РАО, наличие вблизи АЭС городов-спутников с населением 30-100 тыс. чело­век с развитой инфраструктурой, сложная общественно-политическая обстановка, недостаток финансовых ресурсов.

Состояние площадки в виде «зеленой лужайки» предусматривает демонтаж зда­ний и сооружений реакторной установки, переработку, упаковку и удаление радиоак­тивных и нерадиоактивных отходов, ре­культивацию освободившейся территории для ее неограниченного дальнейшего ис­пользования. Отметим, что ликвидация может осуществляться после каждого из указанных вариантов в разной последова­тельности.

По окончании проектного срока службы ЭБ АЭС, кроме продления его, возможна также конверсия или использование зданий и сооружений АЭС по новому назначению, например, для организации полигона для отработки промышленной технологии, испытательной установки, тренажера для обучения персонала, музея.

Российская концепция снятия АЭС с эксплуатации соответствует основным положениям концепции МАГАТЭ. Она базируется на следующих принципах:

1. Снятие с эксплуатации отдельных ЭБ или АЭС в целом осу­ществляется после завершения проектного или уточненного ресурса работы, а также в случаях технической невозможности обеспечения дальнейшей безопасной эксплуатации.

2. При планировании снятия с эксплуатации ЭБ АС необходимо исходить из принципа реновации (полного восстановления) или заме­щения выбывающих энергомощностей новыми усовершенствованны­ми и более безопасными ЭБ. Это позволит избежать снижения общей мощности действующих АЭС и перевести ядерную энергетику страны на более высокий уровень надежности и безопасной эксплуатации.

3. Максимально возможное полезное использование площадок АЭС, снимаемых с эксплуатации. Тем более, что многие площадки действующих АЭС (например, Нововоронежской, Кольской, Курской) имеют возможности для дальнейшего развития и сооружения новых современных ЭБ повышенной безопасности.

4. Максимально возможное использование зданий, сооружений и оборудования снимаемых с эксплуатации АЭС с целью расширения стендовой и испытательной базы ядерной энергетики для отработ­ки проектно-конструкторских решений при создании новых ядерных энергетических установок и для выполнения научных исследований в области безопасности действующих и проектируемых АЭС.

5. Перепрофилирование снимаемых с эксплуатации ЭБ АЭС для их использования для других практических целей и в первую очередь в ядерной энергетике. В том числе необходимо рассматривать вари­анты возможного перевода ЭБ АЭС в режим работы атомных станций теплоснабжения или перепрофилирования АЭС в тепловые электро­станции на органическом топливе с использованием отдельных зда­ний, сооружений и части традиционного энергетического и вспомога­тельного оборудования.

В соответствии с федеральными прави­лами США процедура вывода энергоблока из эксплуатации определена как безопас­ное прекращение его эксплуатации, умень­шение остаточной активности до уровня, который позволяет использовать станцион­ное оборудование без ограничений, и пре­кращение действия лицензии. В США ре­ализуют три метода вывода энергоблоков из эксплуатации:

DECON немедленный демонтаж обо­рудования, удаление радиоактивных ком­понентов и материалов с площадки стан­ции, дезактивация до такой степени, когда оборудование можно использовать на пло­щадке без ограничений;

SAFSTOR растянутое во времени сни­жение активности элементов энергоблока после окончания его эксплуатации до уров­ня, позволяющего производить его безопас­ный демонтаж;

ENTOMB заключение радиоактивных структур энергоблока в бетон или в другой долгоживущий материал, проведение тех­нического обслуживания и мониторинга этих структур до тех пор, пока радиация не снизится до уровня, допускающего обра­щение с ними без каких-либо ограничений.

Наиболее распространенным вариантом является SAFSTOR. По этому способу выве­дены из эксплуатации 10 энергоблоков.

По методу DECON из эксплуатации выведены 4 энергоблока.

По методу ENTOMB из эксплуатации выведе­ны только две небольшие установки, принад­лежащие Министерству энергетики США.

В Украине, как уже упоминалось ранее, на ЧАЭС находится 3 остановленных блока и объект «Укрытие».

Текущее состояние зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и перспективы, связан­ные с преобразованием объекта «Укрытие», делают маловероятным доведение площад­ки станции до состояния «зеленой лужай­ки» в ближайшем будущем. Следовательно, упаковка части конструкций в стабильные материалы могла бы рассматриваться как жизнеспособная альтернатива для конечной стадии снятия с эксплуатации и позволить сократить профессиональное облучение и общую стоимость проекта. С другой сторо­ны, принимая во внимание состояние сис­темы обращения с РАО в Украине, создание комплекса обращения с РАО на площадке АЭС также может стать одним из жизнеспо­собных вариантов.

Так или иначе, но в Украине существу­ет зона Чернобыльской АЭС. И эта зона будет существовать еще долгие десятиле­тия. Конечно же, при проведении допол­нительных радиационных исследований можно уточнить и значительно уменьшить размеры зоны отчуждения, но в любом слу­чае определенная часть территории зоны останется запретной на длительное время. Да и та часть территории зоны отчуждения, которую уже сейчас можно вернуть в хо­зяйственную деятельность, не очень-то и нужна. Во-первых, земли украинско-бело­русского Полесья не обладают высокими плодородными качествами, и к тому же на территории Украины в настоящее время существует достаточное количество пусту­ющих и гораздо более плодородных зе­мель. Во-вторых, для создания работоспо­собной инфраструктуры на возвращаемых землях требуются большие капитальные затраты, которых в Украине сегодня нет, а старая инфраструктура практически полно­стью разрушена и не подлежит восстанов­лению. Да и вряд ли стоит ожидать массо­вого добровольного возвращения жителей на территории, которые до настоящего вре­мени относятся к радиоактивно загрязнен­ным. Поэтому территорию зоны Черно­быльской АЭС необходимо использовать, и использовать именно для развития атом­ной энергетической отрасли Украины. На территории зоны находится мощная инф­раструктура Чернобыльской АЭС. Ведет­ся строительство комплексов по обраще­нию с жидкими и твердыми РАО и ОЯТ. Эти комплексы предназначены для перера­ботки и последующего хранения РАО, об­разовавшихся в процессе эксплуатации Чернобыльской АЭС, и ликвидации по­следствий аварии 1986 г., а также отходов, которые будут образовываться в процессе ведения работ по снятию с эксплуатации энергоблоков ЧАЭС и преобразования объекта «Укрытие» в экологически безо­пасную систему. Но при определенной си­туации мощности этих комплексов можно расширить с целью переработки отходов всех АЭС Украины, а может быть, даже АЭС других стран. Сегодня этот подход вызывает сильное противодействие со сто­роны общественности Украины, но если начать целенаправленную плановую поли­тику разъяснения экономической целесооб­разности использования существующей зоны для этих целей при условии соблю­дения принципов экологической безопас­ности, то можно получить ощутимый положительный результат.

На площадке Чернобыльской АЭС не­обходимо активизировать работы по разра­ботке и внедрению технологий снятия с эк­сплуатации ядерных установок, в том числе по преобразованию объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, отра­батывая их с целью применения данного опыта для других типов реакторов. Эти тех­нологии и методы будут востребованы в будущем как в Украине, так и за ее пределами. Поэтому становится актуальным второе направление по использованию площадки Чернобыльской АЭС как полигонадля разработки и внедрения новых техно­логий по снятию с эксплуатации и отработ­ке методов и технологий ликвидации круп­ных техногенных аварий. Саму зону отчуж­дения было бы целесообразно переимено­вать в радиоэкологический заповедник, в котором ученые различных стран могли бы вести научные исследования воздействия ионизирующих излучений на объекты при­родной среды. Причем для этих целей нет необходимости постоянного присутствия самих ученых в зоне радиоактивного за­грязнения. В городе Славутич создана и действует Международная радиоэкологи­ческая лаборатория, оснащенная современ­ным аналитическим лабораторным обору­дованием, миссией которой является ока­зание поддержки любым ученым по иссле­дованию радиоэкологии зоны отчуждения. В саму же зону исследователи имеют воз­можность выезжать только для отбора проб.

При благоприятной экономической си­туации в Украине необходимо рассматри­вать вопрос строительства блока АЭС но­вого поколения на Чернобыльской площад­ке. И это будет правильное государственное решение. Т.к. там имеется в наличии инфраструктура Чернобыльской АЭС, ква­лифицированный коллектив инженеров и рабочих, которые могут быть задействованы в раз­витии энергетической отрасли.

В Украине только ЧАЭС имеет опыт проведения Комплексного инженерного и радиационного обследования (КИОРО).

КИОРО – это комплекс организационно-технических мероприятий по обследованию оборудования, зданий, помещений, строительных конструкций и пр., с целью получения полной информации о техническом и радиационном состоянии ЭБ.

При проведении КИОРО создается база данных об инженерном и радиационном состоянии ЭБ, которая используется при разработке концепции, стратегии, программы прекращения эксплуатации, проекта снятия с эксплуатации, ОАБ и другой документации, связанной cо снятием ЭБ АЭС. Достигается это путем сбора и анализа информации о фактическом составе, радиационных и инженерных характеристиках оборудования, трубопроводов, помещений, конструкционных элементов, зданий и сооружений, а также прилегающей к блоку территории промплощадки.

Для организации и проведения КИОРО на АЭС назначается руководитель КИОРО – должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями.

Непосредственное проведение работ поручается рабочим комиссиям, создаваемым из представителей подразделений АЭС. Рабочие комиссии отвечают за проведение работ в соответствии с требованиями рабочей документации и за полноту и достоверность информации.

Перед проведением КИОРО разрабатывается необходимая документация, которая состоит из документов 3 уровней.

Документы первого уровня – руководство по проведению КИОРО и план-график проведения КИОРО (перечень технологических систем, перечень зданий, сооружений и помещений, перечень вскрываемого оборудования для проведения радиационного и химического обследования).

Документы второго уровня – рабочая документация: рабочие программы, методики проведения отдельных видов обследования, инструкции по наполнению базы данных.

Документы третьего уровня – отчетная документация, которая включает: заполненные карты обследования, отчеты по результатам обследования, инструкции по содержанию и использованию базы данных, итоговый отчет по КИОРО.

На основании данных отчета по КИОРО намечается вариант (варианты) снятия с эксплуатации.

В настоящее время нормативными документами требуется разработка концепции снятия с эксплуатации уже на стадии разработки проекта строительства блока. Этот документ в концептуальной форме отображает такие вопросы снятия с эксплуатации:

– очередность и продолжительность этапов снятия с эксплуатации, основные мероприятия на каждом этапе;

– комплекс основных мероприятий по обращению с РАО;

– планы использования в дальнейшем материалов и компонентов установки, а также территории, которую она занимает;

– оборудование и технологии, которые необходимы для снятия с эксплуатации;

– основные мероприятия по радиационной защите и мониторингу окружающей среды;

– основные мероприятия на случай радиационной аварии;

– основные мероприятия по физической защите установки;

– подготовка и привлечение персонала во время снятия установки с эксплуатации;

– финансовое обеспечение снятия с эксплуатации;

– основные мероприятия по обеспечению качества.

Концепция снятия с эксплуатации периодически пересматривается для учета новых данных о факторах, влияющих на снятие установки, а именно: состояние установки, развитие техники и технологии снятия с эксплуатации и обращения с РАО, о требованиях нормативных документов, о финансовом обеспечении, опыте снятия установки с эксплуатации, социальных аспектах и т.п.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику трем поколениям ЭБ АС, эксплуатиру­емым в настоящее время в Украине.

2. Назовите основной критерий оценки значимости для безопасно­сти ЭБ АЭС.

3. Каковы мероприятия для повышения безопасности, необходи­мые для выполнения на ЭБ всех типов и поколений?

4. На каких принципах базируется концепция снятия ЭБ АЭС с эксплуатации?

5. Расскажите о мероприятиях по реконструкции и модернизации действующих ЭБ с ВВЭР-440.

6. Какие работы необходимо выполнить для удовлетворения со­временным нормам и требованиям по безопасности на ЭБ с ВВЭР-1000?

7. В чем состоит технологическая последовательность снятия с эксплуатации ЭБ украинских АЭС?

8. Чем отличаются варианты снятия ЭБ АЭС с эксплуатации?

9. Каково содержание работ, которое отражается в КИОРО?

10. Расскажите о целях и содержании технико-экономических ис­следований по прекращению эксплуатации ЭБ АС.

11. Какие работы выполняются на ЭБ АЭС после окончательной остановки РУ?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: