ИМС детей и подростков группы риска




1 Разработка программы преобразования социально опасной ситуации. Чтобы выработать программу преобразования социально опасной ситуации, необходимо провести диагностику наличной ситуации развития подростка. Однако привычные подходы к диагностике и оценке ситуации, применяемые в школе, связанные с тестированием, анкетированием, написанием сочинений и др., не могут использоваться в работе с подростком улицы. Здесь, очевидно, наиболее приемлемым способом выступает методика контактного взаимодействия, основанная на конструирование си­туаций взаимодействия с подростком. Процесс этот непростой, длительный, предполагающим преодоление барьеров недоверия к взрослому. Если такой контакт состоялся, социальный педагог может в ситуации «здесь и сейчас» распознавать проблемы, приведшие подростка на улицу, понять, какой путь установления отношений наиболее приемлем для данного подростка, кто из социального окружения может его поддержать и др. Для этого социальный педагог строит несколько «пробных ситуаций», позволяющих ему глубже понять общую картину развития подростка:

- ситуация индивидуального взаимодействия «подросток - социальный педагог» - это основное звено технологической цепочки, ситуация, развернутая во времени от вступления в контакт с подростком и до завершения работы над программой преобразования ситуации; ситуация, ори­ентирована на анализ, оценку, прогноз трудностей, которые делают подростка «жизнестойким - уязвимым» в системе сложившихся отношений;

- ситуации посреднические, ориентированные на анализ, оценку и прогнозирование отношений подростка со значимыми для его развития людьми (родителями, учителями, сверстниками, специалистами);

- ситуации работы в команде по согласованию позиций, уточнению диаг­ностических данных, выработке общей программы преобразования ситуации.

Пробные ситуации выступают как важное диагностическое средство особенно там, где нет возможности провести привычные исследования в виде анкетирования, рисуночных тестов и др. Наблюдения за поступками, переживаниями, анализ оценочных суждений в реализуемых ситуациях становятся необходимым средством диагностики при составлении программы преобразования ситуации развития подростка, живущего на улицах города.

 

2. Алгоритм деятельности «внутри» каждой ситуации, направленной на разработку программы преобразования социально опасной ситуации. Каждая из представленных ситуаций несет значительную функциональную нагрузку и решает в целостном процессе осмысление «макро-ситуации» общие и специфические задачи.

Ситуации ориентированы:

- на установление коммуникативного контакта с подростком и лицами его ближайшего окружения;

- на осуществление диагностики и оценки ситуации;

- на апробацию некоторых методик и технологий изменения ситуации;

- на выработку прогноза относительно изменения параметров ситуации посредством выбираемых методик и технологий;

- на разработку программы преобразования ситуации.

Этот цикл ситуаций осуществляется в логике общения социального педа­гога с подростком, с лицами, значимыми для него, со специалистами, обеспечивающими сопровождение. Примерная последовательность ситуаций и алгоритм действий «внутри» ситуации может быть представлен следующим образом.

Таблица 4.1.4.

Алгоритм решения задач «внутри» ситуаций первого цикла.

 

Ситуация Решаемые задачи
1.Ситуация индивидуального взаимо­действия «подросток - социальный педагог» 1.Поиск путей установле­ния коммуникативного кон­такта с подростком. 2.Первичная диагностика и оценка значимых параметров ситуации на основе взаимодей­ствия с подростком. 3. Апробация некоторых путей актуализации возможно­стей подростка для преобразо­вания ситуации. 4.Прогнозирование путей преобразования ситуации 5.Разработка программы поддержки индивидуального сопровождения.
2.Ситуация посредничества «подрос­ток - социальный педагог - семья» 1.Поиск путей установления коммуникативного кон­такта с родителями. 2.Диагностика и оценка значимых параметров семей­ной ситуации на основе взаи­модействия с родителями или лицами, их заменяющими. 3. Апробация некоторых путей восстановления положи­тельных отношений подростка и родителей или лиц, их заме­няющих. 4.Прогнозирование путей преобразования ситуации 5.Разработка программы преобразования семейных отношений.
3.Ситуация посредничества «подросток - социальный — педагог - учитель» 1.Установление деловых контактов с учителем. 2.Уточнение диагностических данных и оценка значимых параметров школьной ситуации. 3. Апробация некоторых путей восстановления положительных отношений подростка в школе. 4.Прогнозирование путей преобразования ситуации 5.Разработка программы преобразования школьной ситуации
4.Ситуация посредничества «подросток - социальный - педагог - сверстники»   1.Установление отношений со сверстниками 2.Уточнение диагностических данных и оценка значимых параметров отношений со сверстниками. 3. Апробация некоторых путей восстановления положительных отношений ребенка и сверстников. 4.Прогнозирование путей преобразования отношений 5.Разработка программы преобразования отношений со сверстниками.
5. Ситуация посредничества «подросток - социальный педагог - специалисты» 1.Установление деловых отношений, согласование ценностных позиций членов команды 2.Диагностика и оценка значимых параметров социально опасной ситуации. 3.Прогноз преобразования ситуации. 4.Разработка комплексной программы преобразования ситуации

 

 

3. Реализация программы преобразования социально опасной си­туации. Выработанная программа является руководством к действию, имеет целевой установкой преобразование социально опасной ситуации. У социального педагога нет иного пути, кроме конструирования «мини-ситуаций», преобразующих «макро-ситуацию». Он вновь конструирует Ситуации индивидуального сопровождения и посредничества, но теперь они несут иную смысловую нагрузку и решают в целостном процессе практиче­ского преобразования ситуации другие задачи.

4. Алгоритм деятельности «внутри» каждой ситуации, направленной на реализацию программы преобразования социально опасной ситуации. Каждая из представленных ситуаций несет иную функциональную нагрузку

Ситуации ориентированы:

- на усиление коммуникативного контакта с подростком и лицами его ближайшего окружения;

- на включение подростка в семейные или заменяющие их отношения;

- на включение подростка в образовательную деятельность;

- на восстановление здоровья;

- на сужение пространства негативных и расширение пространства пози­тивных контактов.

Этот цикл ситуаций осуществляется в логике не только общения социального педагога с подростком, с лицами, значимыми для него, со специалистами, обеспечивающими сопровождение, но и в логике практиче­ской деятельности по изменению ситуации. Примерная последовательность ситуаций и алгоритм действий «внутри» ситуации может быть представлены следующим образом

 

Таблица 4.1.6.

Алгоритм решения задач «внутри» ситуаций первого цикла.

 

1.Ситуация индивидуального взаимодействия «подросток - социальный педагог» 1.Углубление коммуникативного контакта. 2.Актуализация личностного потенциала, обеспечивающего преобразование социального статуса подростка. 3.Моральная и материальная поддержка подростка, нацеленная на усиление жизнестойкости.
2.Посреднические ситуации «подрос­ток — социальный педагог - значимые другие» 1.Предупреждение кон­фликтных отношений. 2.Совместная постановка задач по оздоровлению отно­шений и уточнение способов их решения  
3.Ситуация включения подростка в развивающие виды деятельности 1.Поддержка в ситуации выбора интересующих подро­стка видов деятельности. 2.Обеспечение условий, га­рантирующих успешность подростка в выбранных видах деятельности. 3.Поддержка ребенка в «критических точках» включе­ния в деятельность.
4.Ситуация включения в образование 1.Помощь в разработке маршрута обучения 2.Обеспечение условий, га­рантирующих успешность в процессе обучения 3.Поддержка подростка в критических точках образова­тельной ситуации.
5.Расширение жизненного простран­ства 1.Расширение поля обще­ния на основе выхода за рамки социально опасной ситуации. 2. Расширение поля дея­тельности на основе выхода за рамки социально опасной си­туации.
б.Ситуация работы в команде 1.Периодическая диагно­стика и оценка ситуации 2.Коррекция целей и путей их достижения

 

В зависимости от качественного своеобразия статуса подростка в отно­шениях, социальный педагог имеет возможность варьировать ситуациями, концентрируя внимание на той, которая в первую очередь нуждается в преобразовании, и на той, которая усиливает позиции подростка. Вступая в контакт с подростком и значимыми для него людьми, педагог имеет возможность «творить ситуацию», актуализируя потенциал подростка и свой собственный.

Конструирование преобразующей ситуации - сложный процесс. Оно требует обогащения ее содержания особыми элементами, атрибутами жизни, адекватными потребностям ребенка (подростка). В советской педагогике сложился богатый опыт обогащения ситуации элементами игры (С.Т. Шацкий), театрализованных представлений (В.Н. Сорока-Росинский), труда на радость и пользу людям (И.П. Иванов) и др. Этот опыт ориентирует социального педа­гога на понимание логики развертывания процесса преодоления проблемы «от ребенка», от его потребностей и интересов.

Во-первых, это может быть элемент игрового моделирования ситуации как восхождение к ценностям детства и подростковости. Внесение игры в ситуацию способствует преодолению многих трудностей, связанных с соци­альной адаптацией к положительным условием микросреды, позволяет безболезненно воспринять и усвоить непривычные образцы поведения, воссоздать особую эмоционально-нравственную атмосферу, приближенную к потребности ребенка (подростка) быть счастливым. Во-вторых, это может быть элемент одухотворения ситуации процессом труда, мотивированного идеей заботы, защиты, действия на радость и пользу людям (как это было в методике И.П. Иванова). В третьих, это может быть контакт с природой, живыми существами, нуждающи­мися в заботе и защите (как это было у В.А. Сухомлинского). Особую значимость в этой системе приобретают виды деятельности, предполагающие преодоление препятствий, осуществляемое при поддержке взрослого и рождающее у подопечного чувство защищенности

 

5. Маршрут сопровождения как совокупность ситуаций. Выше мы говорили о том, что социально-педагогическое сопровождение это особая форма осуществления деятельности, складывающаяся из совокупности си­туаций, каждая из которых, будучи полифункциональной, имеет собственную нагрузку. Здесь есть ситуации, ориентированные на поддержку внутренних резервов личности для решения проблем и преобразования ситуации. Как правило, это ситуации индивидуального контакта воспитателя и воспитанника. Они являются пусковым механизмом всего процесса. Здесь есть ситуации посреднические, нацеленные на привлечение заинтересован­ных в судьбе ребенка лиц из ближайшего окружения, В процессе сопровождения их роль трудно переоценить. Однако, по мере установления контакта с ребенком и заинтересованными людьми из окружения ребенка, все большую роль начинают играть ситуации, которые выводят подростка за рамки «уличной» ситуации. Они, собственно, и дают возможность подростку увидеть другую жизнь и наметить перспективы своего будущего.

Ситуации индивидуального взаимодействия «подросток - социальный педагог» в разработке и реализации программы. Ситуация индивидуального взаимодействия «социальный педагог-ребенок» может рассматриваться как полифункциональная, решающая множество задач, важных для достижения прогнозируемого результата. Поскольку онам рассматривается как пусковоймеханизм, остановимся на ней поподробнее.

Первая задача, решаемая в ситуации, - установление контакта с подростком. Установление полноценного, эмоционально-привлекательного контакта с подростком - это важный шаг на пути восстановления социального статуса, формирования доверительных отношений, способствующих обмену нравственными ценностями. Включая подростка в ситуацию индивидуального взаимодействия, педагог отвечает на ряд вопросов.

 

1.Идет ли подросток на контакт?

2.Берет ли инициативу на себя?

3.Является ли контакт постоянным?

4.Носит ли контакт конфликтный характер?

5.Способен ли он обмениваться информацией на вербальном уровне?

б.Способен ли он обмениваться информацией на невербальном уровне?

7.Сопровождаются ли контакты постоянными темами (действиями)?

 

Трудности, испытываемые социальным педагогом при конструировании ситуации индивидуального взаимодействия: социально-педагогическая практика показывает, что конструирование ситуации индивидуального взаи­модействия «подросток - социальный педагог» может быть сопряжено с большими трудностями, для преодоления которых требуется значительное время. Если контакт устанавливается трудно, следует поискать ответы на вопросы.

 

1. Почему подросток не идет на контакт?

2. Какие характеристики мешают ему вступить в контакт?

3. Как преодолевать трудности общения, фиксируемые «на стороне» подростка?

4. Как надо изменить собственный способ общения, чтобы подросток захотел общаться?

 

Трудности в установлении контакта фиксируются «на стороне» подро­стка. Они возникают на основе устойчиво возобновляющихся проявлений «проблемной индивидуальности». Яркие детали прошлого опыта отношений могут вновь переживаться в настоящем.

Подросток может испытывать страх перед взрослым в случае необходимости раскрытия подлинных склонностей, способностей, интересов, отказываться от «демонстрации» положительных поступков и переживаний. Полноправным субъектом индивидуального взаимодействия подростку не позволяют стать разного рода смысловые и эмоциональные барьеры, связанные с трудностями установления контакта, поддержания диалога, раз­вертывания процессов рефлексии. Здесь собственно идет речь о том, что подросток, длительно находящийся в ситуации неполноценного взаимодействия с конкретными, взрослыми и обобщивший этот субъективный опыт, перестает доверять любому взрослому. Он теряет необ­ходимую опору в «значимом другом» для развертывания процессов коммуникации, рефлексии, идентификации, то есть в тех процессах, которые лежат в основе социализации.

Преодоление трудностей общения может происходить на основе обогащения ситуации эмоционально привлекательными для подростка сред­ствами. Коммуникативная форма профессиональной деятельности социального педагога выступает основой для включения подростка в социально-ценные виды творческой деятельности, играющие особую роль в преодолении проблемных состояний.

Трудности могут фиксироваться «на стороне» социального педагога. Ис­следования показывают, что педагог коммуникативно-компетентный в отношениях с «обычным» подростком, может быть коммуникативно-некомпетентным в отношениях с подростком группы риска. В «трудных слу­чаях» от педагога требуется дополнительное усилие, выражающееся в специальном конструировании ситуации взаимодействия, которая обозначается в литературе как ситуация «лицом к лицу», в которой педагог сознательно демонстрирует ценностное отношение к подростку, используя вербальные — невербальные способы общения.

Важная задача, решаемая в ситуации - оказание подростку моральной и материальной поддержки. Деятельность социального педагога, обращенная к решению проблем подростка, выступает как изначально поддерживающая. Конструируя ситуацию «лицом к лицу», доброжелательно относясь к подро­стку, заинтересовывая его своей личностью, беря часть проблем на себя, социальный педагог формирует у подростка надежду на оздоровление общей обстановки, создает условия, необходимые для дальнейшего наращивания положительного влияния.

Еще одна задача, решаемая в ситуации «лицом к лицу» - первичная диагностика положения подростка в системе отношений. Установление доверительных отношений, открытость подростка педагогу выступает как условие, позволяющее приступить к диагностике. Возникший контакт спо­собствует уточнению существа проблемы, поставке реального диагноза. Ситуация индивидуального взаимодействия позволяет высказать суждение о статусе подростка на основе применения методики контактного взаимодействия. Основным способом диагностики в ситуации «лицом к лицу» является анализ поступков подростка, его переживаний, мотивировок по поводу поступков. В совокупности они позволяют высказать ряд сужде­ний о нарушениях социального статуса. Цитата: «Внутренняя природа не содержит первичного зла или его необходимости...Базовые потребности....базовые человеческие эмоции и базовые человеческие способности скорее нейтральны, до-моральны и абсолютно добры... Деструктивность, садизм, жестокость, злоба и тому подобные феномены являются не врожденной, а скорее яростной и насильственной реакцией против фрустрации врожденных потребностей, эмоций, способностей» [А. Маслоу с.17].

Цитата: «...из-за внутреннего страха и стремления к психологической защите люди могут совершать поступки....инфантильные, причиняющие боль....закрывать в них силы, стремящиеся к позитивным изменениям» [Л. Первин, Д. Оливер, с.200].

Охарактеризуем проявления, которые могут рассматриваться как показа­тели нарушения статуса в системе отношений: «взрослый - подросток». К ним относятся поступки, переживания, оценки, мотивировки подростка, связанные с переживанием ситуации.

Отметим, во-первых, поведенческие реакции подростка, его поступки, связанные с выражением «доверия - недоверия» взрослому человеку. Перечислим стратегии поведения, с которыми может столкнуться социаль­ный педагог: конфликтная стратегия, характеризующаяся формами открытого коммуникативного протеста, коммуникативного «нападения» на взрослого; избегающая стратегия, выражающаяся в разных формах отказа от общения с взрослым; демонстративная стратегия, характеризующаяся нарочитыми, навязчивыми формами контакта, направленными на привлече­ние внимания к своей личности; парадоксальная стратегия, выражающаяся в противоречии между грубой формой обращения и скрытым стремлением к контакту (пример).

Для распознания сущности поступка следует поставить ряд вопросов.

1. Почему подросток так себя ведет?

2. Зачем подросток так поступает?

3. Чего он ждет от своего поступка?

4. Какова мотивация его поступка?

 

Отвечая на первый вопрос, мы ищем причины его поступков в сложившихся отношениях. Отвечая на остальные вопросы, мы составляем суждение о его потребности изменить отношения.

Отметим, во-вторых, эмоциональные состояния подростка, связанные со страхом, депрессией, апатией, конформизмом, агрессией, обращенной на себя и на других. По характеру эмоциональных проявлений можно выделить отрицательно окрашенные агрессивные, депрессивные, истерические и мнительные контакты, и положительно окрашенные доброжелательные, оживленные, удовлетворенные и уверенные контакты.

Отметим, в третьих, оценочные суждения подростка, характеризующиеся сосредоточенностью на проблеме отношений к себе со стороны окружаю­щих. Оценочные суждения характеризуются рядом особенностей. Можно выделить: неадекватность (несоответствие оценочного суждения о возможности контакта характеру ситуации, которую предлагает педагог); низкую значимость контакта для подростка, выраженную в устойчивом безразличии; скрытость оценки как боязнь несостоятельности.

Нарушенный социальный статус порождает устойчивый «пласт» негативных самооценок, формирует своеобразную «скорлупу» неадекватных представлений о собственной личности, надежно закрывающую внутренний мир подростка, препятствующую раскрытию всех его «само»: а именно, процессов самоанализа, самооценки, самореализации, самоосуществления. Эти состояния затеняют природные качества подростка, тормозят развитие способностей, глушат социальные и познавательные интересы, искажают систему отношений к себе и другим, к своему настоящему, прошлому и будущему. Они могут быть обозначены понятием «проблемной индивиду­альности».

В целом наличие этих проявлений дает информацию о способе взаимо­действия подростка с взрослым человеком, о переносе сложившегося опыта отношений на новое для подростка лицо, о качестве социального статуса, которое выше было обозначено понятием «уязвимости - жизнестойкости».

Если подросток идет на контакт, стремится к взаимодействию с социальным педагогом, имеет притязания на лучшую жизнь, к преодолению обстоятельств, это может рассматриваться как важное условие для преобразования статуса подростка в ближайшем будущем. Для выявления этих потребностей можно апробировать некоторые методики, побуждающие подростка к актуализации собственных сил и возможностей для решения доступных задач. Действия подростка в этом направлении могут быть взяты за основу при развертывании технологической цепочки преобразования ситуации.

Еще одна задача связана с уточнением прогнозируемого результата и принятием решения о путях изменения социально опасной ситуации. На ос­новании данных уточненной диагностики осуществляется разработкаиндивидуализированной программы сопровождения подростка в проблемном поле.

Таким образом, центральным звеном технологической цепочки выступает ситуация индивидуального взаимодействия социального педагога и подростка. Она содержательно уплотнена. Можно выделить:

- коммуникативное содержание ситуации (преодоление эмоциональ­ных и смысловых барьеров);

- диагностическое содержание ситуации (особенности диагностиро­вания личностной проблемы ребенка в ситуации «лицом к лицу» через вос­приятие подростка и «схватывание» признаков его субъективности, распознание подтекста поведения, мыслей, чувств, намерений ребенка);

- прогностическое содержание ситуации (первичный прогноз пове­дения в изменяющихся условиях);

- рефлексивное содержание ситуации (рефлексия относительно самого себя как способного или неспособного понять подростка и помочь ему);

- ценностно-смысловое содержание ситуации (усиление интереса друг к другу и наращивание потребности в продолжении контакта);

- перевод ситуации на уровень актуализирующего диалога (новое качество диагностики, прогноза и самоактуализации в условиях большей открытости друг другу, стимулирование потребности ребенка преобразовывать себя для решения проблемы).

Ситуация индивидуального взаимодействия не поддается жесткой технологизации. Она скорее соответствует понятию методики, кото­рая позволяет варьировать, отклоняться от привычной схемы. В ней слишком силен индивидуальный компонент. И вполне может случиться так, что предлагаемый путь контакта (и тем долее самоактуализации) не будет отвечать "единичности", неповторимости внутреннего мира подростка. Выстраиваемая в более свободной манере, чем это допускается технологией, ситуа­ция индивидуального взаимодействия тем не менее сама является необходимым звеном в построении технологического процесса преодоления проблемы в целом. Ее качественные характеристики связывают процесс в единое целое. Ее некачественные характеристики расстраивают процесс.

Роль посреднической ситуации «подросток - социальный педагог -родители» в разработке и реализации программы. Эта «мини-ситуация» играет важную роль в распознании проблемы и разработке программы, по­скольку некачественные отношения чаще всего являются причиной нарушения социального статуса подростка. В них коренятся психологические риски ситуации. Семейные отношения могут нести в себе и задатки компенсирующих условий. Практически все выдающиеся психологи ищут истоки психических расстройств взрослеющего человека в ситуации раннего детства, в отношениях с матерью и другими значимыми для ребенка взрос­лыми людьми.

А. Адлер полагал, что причиной комплекса неполноценности у ребенка может стать родительское пренебрежение, благодаря которому ребенок чувствует себя нежеланным и идет по жизни без достаточной уверенности в том, что может быть полезным и любимым. Такое отношение формирует особый «стиль жизни», уникальный способ адаптации к ситуации, комплекс поведенческой активности.

К. Хорни утверждала, что для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Их отсутствие в отношениях порождает чувство базальной тревоги. Следовательно, при­чины невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Стремясь справиться с чувствами недостаточной безопасности, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые реально проявляют себя в определенных формах поведения. Они сигнализирующих о том, что формируется: уступчивый тип отношений (ориентация на людей), обособленный тип отношений (ориентация от лю­дей), враждебный тип отношений (ориентация против людей).

Эти и другие идеи, содержащиеся в трудах психологов, говорят о значимости для развития ребенка семейной ситуации.

Обратимся к такому показателю нарушения социального статуса подростка как перенос вины за сложившиеся отношения с родителей на себя. Для уяснения сущности этого показателя предлагаем обратиться к материа­лам диссертаций, защищенных на кафедре социальной педагогики.

Анализ более 300 социальных ситуаций развития детей - социальных сирот в возрасте от четырех до пятнадцати лет позволил обнаружить у многих занижение самооценки, потребность снять с родителей вину за нека­чественные отношения и переложить ее на себя. Мотивировки типа: «... конечно, она меня била... ругала.... выгоняла... не любила и др., потому что я... не хожу в школу,....плохо учусь,...все разбиваю,... всегда грязный,… грублю,...дерусь,... не ночую дома....и др.», отражают заниженное отношение ребенка к себе в 85% проанализированных ситуаций (Данные из диссертации М.А. Ждановой).

Работа с социально запущенными девочками в возрасте от 6 до 18 лет в условиях приюта позволила выявить противоречивое отношение детей к матерям, лишенным права на воспитание дочерей. Оно характеризуется любовью в сочетании с тревогой и агрессией. Нами было обнаружено влия­ние образа пьющей матери на формирование негативного отношения девочек к себе, как недостойных материнской любви (Данные из диссертации М.Б. Торбиной).

Эти и другие данные еще раз подтверждают известные в науке факты влияния нарушенных отношений со «значимыми другими» на формирование негативных представлений ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, о себе, на перенос вины за несложившиеся отношения с родителей на себя.

Вместе с тем отметим, что подростки, длительное время живущие на улице, теряют духовные контакты с родителями, отказываются жить с ними. Их иногда называют «беглецами по убеждению». Поэтому процесс возвра­щения подростка к родителям становится сложной проблемой, которую от­части может решить приемная семья.

Роль посреднической ситуации «подросток - социальный педагог - зна­чимые другие» в разработке и реализации программы. Это одна из наиболее трудных для конструирования ситуаций, когда речь идет о подростке улицы. Основная задача социального педагога состоит в том, чтобы вывести ребенка за пределы наличной ситуации, расширить пространство жизнедеятельности на основе включения в различные виды деятельности и отношений. Только в этом случае у подростка появляется выбор, и он может определить сам пер­спективу своего развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: