Министерство образования и науки Республики Татарстан
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
«_____» ___________ 2017 г. Республика Татарстан
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
Класс
Впишите свой код/шифр |
Уважаемый участник Олимпиады!
При выполнении заданий теоретического тура Вам предстоит выполнить определенную работу, которую лучше организовать следующим образом:
– не спеша, внимательно прочитайте задание и входящие в него вопросы или ситуации;
– определите, наиболее верный и полный ответ;
– если вы отвечаете на теоретический вопрос, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
– если вы отвечаете на предложенную ситуацию, обдумайте порядок и последовательность действий по предложенной ситуации и впишите ответы в схему в той последовательности, которую вы определили, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию;
– если вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе или верхних графах;
– после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных вами ответов и решений;
Задание теоретического тура по данной предметной секции считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.
Желаем вам успеха!
Оценка за Теоретический блок_________баллов (максимальная 80 баллов) Оценка за Блок тестирования_________баллов (максимальная 20 баллов) Оценка результата участника за ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР ________баллов (максимально за теоретический тур 100 баллов) |
|
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА
Задание 1. Выполните задания:
А) В условиях города тепловой удар необязательно возникает при высокой температуре окружающей среды, достаточно просто сильных физических нагрузок, нехватки жидкости в организме, длительного нахождения в переполненном транспорте. Подумайте и перечислите признаки теплового удара.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Большая распространённость квартирных краж в мегаполисах объясняется спецификой больших городов: разветвленной транспортной системой, высокой концентрацией и миграцией населения. Все это позволяет преступникам, завладев похищенным, быстро скрываться с места преступления и теряться в многомиллионном городе. Находясь дома, вы заметили в окно, что неизвестные лица влезают на балкон или в окно соседней квартиры. Подумайте и перечислите ваши действия.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Оценочные баллы: максимально – 10 баллов;
Фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 2.Заполните схему классификаций пожаров.
Оценочные баллы:максимально – 10 баллов; фактически набранные баллы за задание - _____. Подписи членов жюри ______________________________________________________ |
Задание 3.Заполните таблицу классификации цунами в зависимости от их интенсивности.
Интенсивность цунами | Наименование | Результат действия | Высота волны на берегу |
1 балл | Волну отмечают (регистрируют) лишь специальные приборы — мореографы. | 0,5-1 м | |
2 балла | Слабое цунами. | ||
3 балла | Плоское побережье затоплено, легкие суда могут оказаться выброшенными на берег. Портовые сооружения могут быть подвергнуты слабым разрушениям. | Высота волны около 2 м. | |
4 балла | Высота волны около 3 м. | ||
5 баллов | Очень сильное цунами. | Приморские территории затоплены. Волноломы и молы сильно повреждены. Суда, даже крупные, выброшены на берег. Ущерб велик и во внутренних частях побережья. Здания и сооружения имеют сильные, средние и слабые разрушения в зависимости от удаленности от берега. Все кругом усеяно обломками. В устьях рек высокие штормовые нагоны. Сильный шум волн. Имеются человеческие жертвы. | |
6 баллов |
Оценочные баллы: максимально – 10 баллов;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 4.Основываясь на знаниях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, по определениям опасных природных явлений, данных в левой колонке таблицы, в правой колонке, впишите вид опасного природного явления.
|
Определение опасного природного явления | Вид опасного природного явления |
Смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. | |
Затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, которое наносит урон здоровью людей или даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб. | |
Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (грязи, камней). | |
Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с. | |
Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающим дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий | |
Сильный маломасштабный атмосферный вихрь, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой. | |
Наводнения, вызванные весенним таянием снега на равнинах или таянием снега и ледников в горах | |
Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах. | |
Наводнения, вызванные большим сопротивлением водному потоку, возникающим при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ледостава |
Оценочные баллы: максимально – 10 баллов;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 5.Внимательно посмотрите на рисунок и поясните, какие зоны радиоактивного заражения (загрязнения) местности при авариях на АЭС обозначены буквами и опешите раннюю фазу аварий.
Зоны радиоактивного заражения (загрязнения)
местности при авариях на АЭС:
- внешнего облучения:
А — ____________________________________________________________,
Б — ____________________________________________________________,
В — ____________________________________________________________,
Г — ____________________________________________________________;
- внутреннего облучения:
Д' — ____________________________________________________________,
Д — ____________________________________________________________.
Ранняя фаза аварии — ________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
Оценочные баллы: максимально – 10 баллов;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 6.Заполните схему.
Оценочные баллы: максимально – 10 баллов;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 7.Выполните задание заполнив схему. (А) Указав физическое качество человека в зависимости от их характеристик. (Б) Перечислите, какие процессы в организме человека обеспечивают регулярное закаливание.
(А)
Способность человека преодолевать внешние сопротивление или противодействовать ему благодаря мышечным усилиям |
Способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения жизнедеятельности нагрузку и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работ |
Возможность передвигаться и прыгать с максимальной скоростью, что особенно важно в различных единоборствах и спортивных играх |
Свойства опорно-двигательного аппарата человека по расширению пределов движения отдельных звеньев в организма |
(Б)
Оценочные баллы: максимально – 10 баллов;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Задание 8.Выполните задание. (А) при помощи стрелок установите соответствие между видами повязок и их назначения. (Б) посмотрите на рисунок, где изображён способ извлечения инородного тела из дыхательных путей взрослого необходимо, описать алгоритм действий.
(А)
Давящие повязки |
Укрепляющие повязки |
Предназначены для закрепления перевязочного материала или компресса |
Предназначены для создания давления на определенную часть тела |
Предназначены для обездвиживания (иммобилизации0 повреждённой части тела |
Жёсткие повязки |
(Б)
1. ___________________________________________
___________________________________________
2. ___________________________________________
___________________________________________
3. ___________________________________________
___________________________________________
4. ___________________________________________
___________________________________________
Оценочные баллы: максимально – 10 баллов;
фактически набранные баллы за задание - _____.
Подписи членов жюри ______________________________________________________
Баллы за задания Теоретического блока | ||||||||
№ задания | ||||||||
Кол-во баллов |
Максимальная оценка за полностью правильно выполненный Теоретический блок – 80 баллов;
фактически набранные баллы за Теоретический блок - _____.
Подпись председателя жюри_______________________________________________
Подписи членов жюри ______________________________________________________
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (Блок тестирования)
№ п/п | Тестовые задания | Макс. балл | Кол-во набранных баллов |
Определите один правильный ответ | |||
1. | При оповещении об аварии на радиационноопасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности: а) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, продуты питания, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт; б) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, освободить холодильник от продуктов, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, и следовать на сборный эвакопункт; в) включить радио и выслушать сообщение,, освободить холодильник от продуктов и вынести скоропортящиеся продукты на мусор, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт; | ||
2. | Это растение называют копилкой витаминов. Витамина С в нем в два раза больше, чем в смородине, витамина А больше, чем в моркови и облепихе, есть в нём и витамины В, Е, К. оно останавливает кровь и повышает уровень гемоглобина. В Японии сок из листьев этого растения используют вместо йода. Что это за растение? а) крапива; б) боярышник; в) чистотел; г) клюква. | ||
3. | Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, называется ___________ бедствием. а) национальным; б) стихийным; в) экологическим; г) биологическим. | ||
4. | По токсичности на первом месте стоит: а) хлор; б) пары ртути; в) аммиак; г) сероводород. | ||
5. | Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут вызвать кислотные осадки: а) диоксид серы и оксиды азота; б) свинец и его соединения; в) ртуть и её соединения; г) бензин и мшенное масло. | ||
6. | Радиоактивные вещества: а)моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте; б)имеют специфический запах сероводорода, интенсивность которого не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества; в) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или каким-либо другим способом, способны вызвать поражение на расстоянии от источника. | ||
7. | Сколько степеней бывает у лучевой болезни? а) 2 степени; б) 3 степени; в) 4 степени; г) 5 степеней. | ||
8. | Укажите основной приём первой помощи при обмороке: а) открыть окно; б) дать прохладное питьё; в) уложить на спину, приподнять ноги на30‒45 см; г) побрызгать холодной водой на лицо пострадавшего. | ||
9. | Какие группы опасных природных явлений наиболее распространены в Российской Федерации? а) космические, подземные, надземные, вулканические, снежные; б) чрезвычайные, местные, ситуационные, ландшафтные, биологические; в) геологические, метеорологические, гидрологические, природные; г) океанические, атмосферные, динамические, визуальные, медицинские. | ||
Услышав завывание сирен, прерывистые гудки предприятия, вы: а) наденете средства индивидуальной защиты и выбежите на улицу; б) выключите свет, газ, воду, возьмете необходимые вещи и выйдете на улицу; в) немедленно оденете детей, возьмете средства индивидуальной защиты, необходимые вещи, запас продуктов питания и покинете квартиру, выключив свет, газ и воду; г) начнете герметизировать квартиру, обеспечите защиту продуктов питания и создадите запас воды; д) немедленно включите телевизор, радиоприёмник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушаете речевую информацию органа управления ГО. | |||
В соответствии с постановлением Правительства от 21.5.07 г. № 304 ЧС, территория которой затрагивает территорию двух и более субъектов РФ носит название а) ЧС локального характера; б) ЧС муниципального характера; в) ЧС межрегионального характера; г) ЧС межмуниципального характера. | |||
Как происходит заражение человека аскаридами? а) при поедании недостаточно проваренного мяса крупного рогатого скота, содержащего финны этого червя; б) При питье воды из природных водоемов, на берегах которых осуществляется выпас скота; в) при поедании сырой рыбы или свеже-соленой икры, в которой содержатся личинки аскариды; г) при попадании в рот, а оттуда в кишечник яиц аскариды вместе с плохо вымытыми овощами или недостаточной чистоте рук. | |||
Определите все правильные ответы | |||
При обнаружении в лесу огня, распространяющегося по кустарнику и деревьям, на расстоянии 100 – 150 метров от вас: а) побежите по направлению распространения огня; б) определите направление распространения огня; в) станете кричать, звать на помощь; г) определите направление ветра; д) быстро сориентируетесь и направитесь в безопасное место под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону; е) попробуете ветками или подручными средствами сбить огонь; ж) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет огонь; з) как можно быстрее доберетесь до ближайшего поселка и сообщите о пожаре взрослым. | |||
Укажите точки прижатия артерии для временной остановки кровотечения методом пальцевого прижатия: а) там, где артерия проходит в толще мышечной ткани; б) там, где артерия проходит поверхностно; в) в ране; г) там, где артерия проходит над костью; д) в любой точке по ходу артерии. | |||
Укажите приёмы восстановления проходимости дыхательных путей: а) приподнимание головы; б) запрокидывание головы; в) выдвижение нижней челюсти; г) использование лицевой маски; д) использование пластиковой плёнки с клапаном; одностороннего движения воздуха. | |||
Количество баллов | mах 20 |
Оценочные баллы: максимально – 20 баллов;
фактически набранные баллы за Блок тестирования - _____.
Подпись председателя жюри_______________________________________________
Подписи членов жюри ______________________________________________________