Процесс принятия управленческих решений





 

Важным моментом в управленческой деятельности является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия. В этих целях затраты предприятия целесообразно подразделять на явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные.

Явные затраты — это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.

Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные издержки равны нулю.

Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В зависимости от специфики принимаемых решений затраты целесообразно подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные затраты — это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты — это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты — это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат обязательно, поскольку позволяет не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Процесс прогнозирования

 

Любое предприятие, стремящееся максимизировать свою прибыль, должно так организовать производство, чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны. Значит, и принимаемые решения должны ориентироваться на задачу минимизации затрат. В выполнении этой задачи большую роль играет процесс прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия по критерию временного лага рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Такая необходимость обусловливается тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации.Так:

1) в краткосрочном периоде организация не может изменить свои производственные мощности, а в долгосрочном периоде такая возможность имеется;

2) в краткосрочном периоде отсутствует возможность свободного доступа новых фирм в отрасль и на рынок, т.е. число функционирующих экономических единиц не изменяется. В долгосрочном периоде такая возможность возникает;

3) в краткосрочном периоде можно выделить постоянные и переменные издержки. В долгосрочном же периоде все издержки становятся переменными в связи с изменением масштабной базы.

3.4 Процесс планирования

 

Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственные связи с процессом планирования, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты организации необходимо подразделять на планируемые и непланируемые.

К планируемым затратам относятся производительные расходы предприятия, обусловленные его хозяйственной деятельностью и предусмотренные сметой затрат на производство. Они в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые затраты — это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий хозяйственной деятельности предприятия. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах в бухгалтерском учете. К ним относятся потери от брака, простоев и др. Их обособленный учет содействует осуществлению мер, направленных на их предупреждение.

Процесс нормирования

 

В управленческом учете большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства.

затрата производство управленческий учет


Процесс организации

 

Процесс управления предприятием невозможен без четкой его организации. Она составляет основу повседневной управленческой деятельности, и без нее обычно не работают ни планы, ни программы. В процессе организации формируются структуры управления, определяются места и сферы возникновения затрат, а также ответственные за их осуществление и поведение лица.

Затраты целесообразно также группировать и учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т.е. по центрам их возникновения. Такая группировка затрат позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную себестоимость продукции. Данная группировка затрат напрямую зависит от организационной структуры предприятия.

С вышеприведенной классификацией затрат тесно связана группировка затрат в зависимости от сфер и функций деятельности предприятия. По данному признаку затраты можно подразделять на снабженческо-заготовителъные, производственные, сбытовые и организационно-управленческие.

Такая группировка затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты вначале собираются в разрезе сфер и функций деятельности предприятия, и только потом — по объектам калькуляции.

Функциональный учет затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости между центрами затрат, обеспечивает предоставление более точной информации о произведенных затратах. Это помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Процесс учета

 

Все предпринимаемые меры, направленные на осуществление управленческой деятельности, могут быть сведены на нет, если на предприятии не будет функционировать эффективная система учета. Это направление несет основную ответственность за информационное обеспечение процессов принятия и выполнения необходимых управленческих решений. Для осуществления учетных процедур затраты предприятия группируются по составу, экономическому содержанию, роли в технологическом процессе изготовления продукции, отношению к объему производства, способу и времени включения в себестоимость продукции и т.д.

По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.

Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента — материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.

Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

По экономическому содержанию затраты классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.

Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен единый для всех предприятий перечень элементов затрат, включающий:

* материальные затраты;

* затраты на оплату труда;

* отчисления на социальные нужды;

* амортизацию;

* прочие затраты.

Поэлементная группировка затрат показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы.

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности в форме приложения к балансу (форма № 5). Данная группировка дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, в определении фонда оплаты труда и т.д.

Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия. Например, электроэнергия на предприятиях может быть использована как в технологическом процессе производства продукции, так и для освещения офиса предприятия, помещения цехов и т. д. В свою очередь, в технологическом процессе электроэнергия может расходоваться на изготовление разнообразных изделий в разных количествах: на одно изделие — больше, на другое — меньше.

Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли деятельности.

Особую значимость для управленческого учета имеет способ включения затрат в себестоимость продукции. По данному признаку затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются расходы по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др.

Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства.

Косвенные расходы сначала собирают на соответствующих собирательно-распределительных счетах, а затем включают в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обусловливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Деление затрат на прямые и косвенные имеет условный характер. Так, в добывающих производствах, где, как правило, добывается один вид продукции — расходы прямые. В комплексных производствах, в которых из одних и тех же видов сырья и материалов изготавливают несколько видов изделий, основные затраты являются косвенными. Расширение удельного веса прямых затрат способствует более точному определению себестоимости продукции.

Немаловажное значение в управленческом учете имеет также группировка затрат исходя из их роли в технологическом процессе изготовления продукции и целевого назначения. По данному признаку затраты предприятия подразделяются на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления организации, деловой политики администрации и других факторов.

Такое разделение затрат основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделия и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Периодические расходы в основном связаны с обеспечением процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы, в связи с чем списываются на уменьшения прибыли от реализации продукции.

Такая группировка затрат пока редко встречается в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем она давно и широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой, использующих систему учета директ-костинг. В этом случае получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношение объемов производства, цен и себестоимости продукции.

Большую роль в управленческом учете имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие.

 

 

Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ОАО
       
Номер счета Номер субсчета Аналитика Наименование синтетического счета/субсчета/ счета аналитического учета
    Основные средства
  01-1   Основные средства в организации
  01-2   Выбытие основных средств
    Амортизация основных средств
    Нематериальные активы
    Амортизация нематериальных активов
    Оборудование к установке
    Вложения во внеоборотные активы
  08-4   Приобретение объектов основных средств
  08-8   Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
    Материалы
    НДС по приобретенным ценностям
    Основное производство
    Общепроизводственные расходы
    Общехозяйственные расходы
    Готовая продукция
    Расходы на продажу
    Касса
    Расчетные счета
    Финансовые вложения
    Расчеты с поставщиками и подрядчиками
    Расчеты с покупателями и заказчиками
    Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
    Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
    Расчеты по налогам и сборам
    Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
    Расчеты с персоналом по оплате труда
    Расчеты с подотчетными лицами
    Расчеты с подотчетным лицом Федченко А.С.
    Расчеты с подотчетным лицом Резцовой Е.А.
    Расчеты с подотчетным лицом Ахатовой А.Р.
    Расчеты с персоналом по прочим операциям
    Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
  76-1   Расчеты с разными дебиторами
  76-2   Расчеты с разными кредиторами
    Уставный капитал
    Добавочный капитал
    Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
    Продажи
    Прочие доходы и расходы
    Недостачи и потери от порчи ценностей
    Прибыли и убытки
 

 

1. На основе приведенных в табл. 2 данных об активах, капи­тале и обязательствах ОАО по состоянию на 01.12.20ХХ г. про­вести группировку объектов бухгалтерского учета по их составу и размещению и по источникам их образования. Результаты группировки представить в табл. 3 и 4.

      Таблица 2
Активы (имущество) и обязательства ОАО на 1 декабря 20ХХ г.
     
Активы и обязательства Сумма, руб.
1. Авансы у подотчетных лиц
2. Административное здание1
3. Готовая продукция на складе
4. Денежные средства в кассе
5. Денежные средства на расчетном счету 6 099 000
6. Добавочный капитал 350 000
7. Долгосрочные кредиты банков 1 150 000
8. Задолженность бюджету по налогам 1395 000
9. Задолженность персонала по прочим операциям 10 200
10. Задолженность по оплате труда
11. Задолженность по отчислениям на социальное страхование и обеспечение
12. Задолженность покупателей за отгруженную продукцию
13. Задолженность поставщикам за приобретенные материальные ценности и услуги
14. Здание и оборудование складов
15. Здание цехов
16. Краткосрочные кредиты банков
17. Краткосрочные финансовые вложения
18. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям -
19. Незавершенное производство
20. Незавершенные капитальные вложения
21. Нераспределенная прибыль
22. Оборудование к установке
23. Основные материалы
24. Патенты
25. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты
26. Прибыль отчетного периода
27. Производственное оборудование в цехах
28. Прочие дебиторы -
29. Прочие кредиторы
30. Прочие материалы
31. Топливо
32. Уставный капитал
       
1 Основные средства и нематериальные активы приведены по остаточной стоимости

 

 

Таблица 3
Группировка активов ОАО по их составу и размещению
№ п/п Группа активов № по табл.2 Подгруппа или отдельные виды активов Сумма, руб.
I. Внеоборотные активы   Основные средства в том числе:  
1. Административное здание1
2. Здание и оборудование складов
3. Здание цехов
4. Незавершенные капитальные вложения
5. Оборудование к установке
6. Патенты
7. Производственное оборудование в цехах
         
         
         
         
    Итого по группе I
II. Оборотные активы   Запасы в том числе:  
1. Авансы у подотчетных лиц
2. Готовая продукция на складе
3. Денежные средства в кассе
4. Денежные средства на расчетном счету 6 099 000
5. Задолженность персонала по прочим операциям 10 200
6. Задолженность покупателей за отгруженную продукцию
7. Краткосрочные финансовые вложения
8. Незавершенное производство
9. Основные материалы
10. 10.2 Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты
11. 10.6 Прочие материалы
12. 10.3 Топливо
      Итого по группе II
      Всего

 

 

Таблица 4
Группировка активов ОАО по источникам их образования
         
№ п/п Группа источников образования активов № по табл.2 Подгруппа или виды источников Сумма, руб.
I Собственные   Капитал, в том числе:  
1. Добавочный капитал 350 000
2. Нераспределенная прибыль
3. Прибыль отчетного периода
4. Уставный капитал
         
         
         
    Итого по группе I 23 188 050
II Заемные   Долгосрочные, в том числе:  
1. Долгосрочные кредиты банков 1 150 000
  Заемные   Краткосрочные, в том числе:  
1. Задолженность бюджету по налогам 1395 000
2. Задолженность по оплате труда
3. Задолженность по отчислениям на социальное страхование и обеспечение
4. Задолженность поставщикам за приобретенные материальные ценности и услуги
5. Краткосрочные кредиты банков
6. Прочие кредиторы
         
         
    Итого по группе II 6 811 950
    Всего:

 

2. Установить, как повлияют на изменение валюты бухгалтерского баланса ОАО операции, приведенные в табл. 5

 

Таблица 5
Изменения бухгалтерского баланса ОАО под влиянием отдельных хозяйственных операций за декабрь 20ХХ г.
Содержание операции Вариант Характер изменения (увеличение (+) или уменьшение (-)) статей баланса Тип изменений
Актив баланса Пассив баланса
Сумма, руб. код строки баланса измене­ние (+) или (-) код строки баланса измене­ние (+) или (-)
1. Акцептованы счета поставщиков за поступившие на склады материальные ценности, включая налог на добавленную стоимость   +   + III
2. Внесена из кассы на расчетный счет денежная наличность сверх установленного лимита   ±     I
 
3. Выданы работникам суммы наличных денежных средств под отчет   ±     I
       
4. Выплачены из кассы организации:            
а) заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности за ноябрь 20ХХ г.   -   - II
б) под отчет на командировочные и хозяйственные расходы   ±     II
   
ИТОГО          
5. Депонирована невыданная заработная плата       ± IV
       
6. Из начисленной заработной платы удержан налог на доходы физических лиц       ± IV
       
7. Оплачены с расчетного счета организации счета поставщиков и подрядчиков за поставленное оборудование, материалы, коммунальные услуги и пр.   -   - II
8. Получены с расчетного счета наличные деньги в кассу организации для выплаты заработной платы, на командировки, хозяйственные расходы   ±     I
       
9. Поступили деньги на расчетный счет организации:            
а) от покупателя за проданную продукцию   ±     I
       
б) в погашение дебиторской задолженности (прочей)   ±     I
       
ИТОГО          
10. Приняты в эксплуатацию законченные объекты основных средств (здание цеха, производственное оборудование)   ±     I
       
11. Произведено с расчетного счета погашение краткосрочного кредита банка   -   - II
 
Общее изменение баланса    

 

3. Составить бухгалтерские проводки по операциям, приведенным в задании в табл. 6.





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.021 с.