(в таблице использована информация из книги А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой «Как преодолеть трудности в обучении детей».
М.: 1997, с. 9 – 30.)
| № | Виды трудностей | Возможные причины | Рекомендации для устранения |
| 1. | В письменных работах пропускает буквы | 1. Низкий уровень фонематического слуха | Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа |
| 2. Слабая концентрация внимания | Упражнения для развития концентрации внимания | ||
| 3.Несформированность приемов самоконтроля | Упражнения для развития самоконтроля | ||
| 4. Индивидуальные типологические особенности личности | Коррекция межличностных отношений | ||
| 2. | Неразвитость орфографической зоркости | 1. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности |
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроль, умение действовать по правилу) | Упражнения для развития приемов учебной деятельности | ||
| 3.Низкий уровень объема и распределения внимания | Упражнения для развития объема и распределения внимания | ||
| 4.Низкий уровень развития кратковременной памяти | Упражнения для развития кратковременной памяти | ||
| 5. Слабое развитие фонематического слуха | Упражнения для развития звуко-буквенного анализа | ||
| 3. | Невнимателен и рассеян | 1. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности |
| 2. Низкий уровень объема внимания | Упражнения для развития объема внимания | ||
| 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания | ||
| 4. Преобладающая мотивация учения - игровая | Стимуляция познавательной активности | ||
| 4. | Испытывает трудности при решении математических задач | 1. Низкий уровень развития общего интеллекта | Необходимо дополнительное обследование у психоневролога |
| 2. Слабое понимание грамматических конструкций | Упражнения для осмысления на основе слухового восприятия | ||
| 3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков | Упражнения для развития умения ориентироваться на систему знаков | ||
| 4. Низкий уровень образного мышления | Упражнения для развития образного внимания | ||
| 5. | Испытывает трудности при пересказывании текста | 1. Несформированность умения планировать свои действия | Упражнения для развития умения планировать свои действия |
| 2. Слабое развитие логического запоминания | Упражнения для развития логического запоминания | ||
| 3. Низкий уровень речевого развития | Упражнения для развития речи | ||
| 4. Низкий уровень развития образного мышления | Упражнения для развития образного мышления | ||
| 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) | Упражнения для развития операций мышления | ||
| 6. Заниженная самооценка | Коррекция личностно-мотивационной сферы | ||
| 6. | Неусидчив | 1.Низвий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности |
| 2. Индивидуальные типологические особенности личности | Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей | ||
| 3. Низкий уровень развития волевой сферы | Упражнения для развития волевой сферы | ||
| 7. | Трудно понимает объяснения с первого раза (12,7%) | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | Упражнения для развития приемов учебной деятельности |
| 2. Слабая концентрация внимания | Упражнения для развития концентрации внимания | ||
| 3. Низкий уровень развития восприятия | Упражнения для развития восприятия | ||
| 4. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 5. Низкий уровень развития общего интеллекта | Необходимо дополнительное обследование психоневролога | ||
| 8. | Постоянная небрежность в тетрадях (11,5%) | 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев руки | Упражнения для развития тонкой моторики руки |
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности | Упражнения для развития приемов учебной деятельности | ||
| 3. Недостаточный объем внимания | Упражнения для развития объема внимания | ||
| 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | Упражнения для развития кратковременной памяти | ||
| 9. | Плохое знание таблицы сложения(умножения) (10,2) | 1. Низкий уровень развития механической памяти | Упражнения для развития механической памяти |
| 2.Низкий уровень развития долговременной памяти | Упражнения для развития долговременной памяти | ||
| 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы | Обследование психоневролога | ||
| 10. | Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%) | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | Упражнения для развития приемов учебной деятельности |
| 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы 4. Слабая концентрация внимания 5. Несформированность приемов учебной деятельности | Упражнения для развития произвольности Упражнения для развития концентрации внимания Упражнения для развития приемов учебной деятельности | ||
| 11. | Постоянно забывает дома учебные принадлежности (9,5%) | 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность | Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей |
| 2. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания | ||
| 12. | Плохо списывает с доски (8,7%) | 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности | Упражнения для развития приемов учебной деятельности |
| 2. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 3. Низкий уровень переключения внимания | Упражнения для развития переключения внимания | ||
| 4. Недостаточный объем внимания | Упражнения для развития объема внимания | ||
| 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти | Упражнения для развития кратковременной памяти | ||
| 13. | Домашнее задание выполняет качественно, а в классе справляется плохо (8,5%) | 1. Низкая скорость протекания психических процессов | Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей |
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности | Упражнения для развития приемов учебной деятельности | ||
| 3. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 14. | Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%) | 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания |
| 2. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 3. Несформированность умения выполнять задание по устной инструкции взрослого | Упражнения для развития умения действовать по инструкции | ||
| 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности | Упражнения для развития приемов учебной деятельности | ||
| 15. | Постоянно переспрашивает учителя (6,4%) | 1. Низкий уровень объема внимания | Упражнения для развития объема внимания |
| 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания | Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания | ||
| 3. Низкий уровень переключения внимания | Упражнения для развития переключения внимания | ||
| 4. Низкий уровень кратковременной памяти | Упражнения для развития кратковременной памяти | ||
| 5. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 6. Несформированность умения принять учебную задачу | Упражнения для формирования умения принимать учебную задачу | ||
| 16. | Плохо ориентируется в тетради (5,5%) | 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве | Упражнения для развития внимания и ориентировки в пространстве |
| 2. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук | Упражнения для развития мелкой моторики | ||
| 17. | Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%) | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | Стимуляция познавательной активности |
| 2. Заниженная самооценка | Коррекция личностно-мотивационной сферы | ||
| 3. Низкий уровень произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 18. | Опаздывает на уроки (4,8%) | 1. Несформированность приемов самоконтроля | Упражнения для формирования приемов самоконтроля |
| 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания | Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания | ||
| 3. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 4. Возможные трудности в семье | Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями | ||
| 5. Причины вторичной выгоды | Коррекция межличностных отношений | ||
| 19. | Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%) | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | Стимуляция познавательной активности |
| 2. Преобладание мотивации учения - игровая | Коррекция личностно-мотивационной сферы | ||
| 3. Индивидуально-типологические особенности личности | Учет индивидуальных особенностей | ||
| 4. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | Упражнения для развития устойчивости и концентрации внимания | ||
| 5. Низкий уровень развития произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 6. Несформированность приемов учебной деятельности | Упражнения для формирования приемов учебной деятельности | ||
| 20. | Испытывает страх перед опросом учителя (4,7%) | 1. Заниженная самооценка | Коррекция личностно-мотивационной сферы |
| 2. Возможные трудности в семье | Работа с родителями | ||
| 3. Внутренне стрессовое состояние | Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие | ||
| 4. Индивидуальные типологические особенности личности | Учет индивидуальных особенностей в учебной работе | ||
| 21. | При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,6%) | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | Коррекция личностной направленности |
| 2. Преобладающая мотивация учения - игровая | Стимуляция познавательной активности | ||
| 3. Низкий уровень произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 4. Несформированность приемов учебной деятельности | Упражнения для формирования приемов учебной деятельности | ||
| 22. | Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,0%) | 1.Отсутствует учебная мотивация | Стимуляция познавательной активности |
| 2.Несформированность отношения к себе как к школьнику | Коррекция личностной направленности | ||
| 3. Заниженная самооценка | Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие | ||
| 4. Внутреннее стрессовое состояние | Необходимо дополнительное обследование психоневролога | ||
| 5.Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР | Необходимо дополнительное обследование психоневролога | ||
| 23. | Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%0 | 1.Возможные трудности в семье | Работа с родителями |
| 2. Перенесение функции матери на учителя | Коррекция личностно-мотивационной сферы | ||
| 3. Особенности развития «Я-концепции» | Учет индивидуальных особенностей | ||
| 24. | Долгое время не может найти свою парту (0,7%) | 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве | Упражнения для развития ориентировки в пространстве |
| 2.Низкий уровень образного мышления | Упражнения для развития образного мышления | ||
| 3. Низкий уровень развития восприятия | Упражнения для развития восприятия | ||
| 4. Низкий уровень сформированности произвольности | Упражнения для развития произвольности | ||
| 5. Низкий уровень развития самоконтроля | Упражнения для развития самоконтроля | ||
| 6. Низкий уровень развития долговременной памяти | Упражнения для развития долговременной памяти | ||
| 7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий | Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие, обеспечение щадящих условий обучения |