Типичные трудности в обучении младшего школьника: виды, причины, рекомендации




(в таблице использована информация из книги А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой «Как преодолеть трудности в обучении детей».

М.: 1997, с. 9 – 30.)

Виды трудностей Возможные причины Рекомендации для устранения
1. В письменных работах пропускает буквы 1. Низкий уровень фонематического слуха Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа
2. Слабая концентрация внимания Упражнения для развития концентрации внимания
3.Несформированность приемов самоконтроля Упражнения для развития самоконтроля
4. Индивидуальные типологические особенности личности Коррекция межличностных отношений
2. Неразвитость орфографической зоркости 1. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроль, умение действовать по правилу) Упражнения для развития приемов учебной деятельности
3.Низкий уровень объема и распределения внимания Упражнения для развития объема и распределения внимания
4.Низкий уровень развития кратковременной памяти Упражнения для развития кратковременной памяти
5. Слабое развитие фонематического слуха Упражнения для развития звуко-буквенного анализа
3. Невнимателен и рассеян 1. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
2. Низкий уровень объема внимания Упражнения для развития объема внимания
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания
4. Преобладающая мотивация учения - игровая Стимуляция познавательной активности
4. Испытывает трудности при решении математических задач 1. Низкий уровень развития общего интеллекта Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
2. Слабое понимание грамматических конструкций Упражнения для осмысления на основе слухового восприятия
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков Упражнения для развития умения ориентироваться на систему знаков
4. Низкий уровень образного мышления Упражнения для развития образного внимания
5. Испытывает трудности при пересказывании текста 1. Несформированность умения планировать свои действия Упражнения для развития умения планировать свои действия
2. Слабое развитие логического запоминания Упражнения для развития логического запоминания
3. Низкий уровень речевого развития Упражнения для развития речи
4. Низкий уровень развития образного мышления Упражнения для развития образного мышления
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) Упражнения для развития операций мышления
6. Заниженная самооценка Коррекция личностно-мотивационной сферы
6. Неусидчив 1.Низвий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
2. Индивидуальные типологические особенности личности Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей
3. Низкий уровень развития волевой сферы Упражнения для развития волевой сферы
7. Трудно понимает объяснения с первого раза (12,7%) 1. Несформированность приемов учебной деятельности Упражнения для развития приемов учебной деятельности
2. Слабая концентрация внимания Упражнения для развития концентрации внимания
3. Низкий уровень развития восприятия Упражнения для развития восприятия
4. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
5. Низкий уровень развития общего интеллекта Необходимо дополнительное обследование психоневролога
8. Постоянная небрежность в тетрадях (11,5%) 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев руки Упражнения для развития тонкой моторики руки
2. Несформированность приемов учебной деятельности Упражнения для развития приемов учебной деятельности
3. Недостаточный объем внимания Упражнения для развития объема внимания
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти Упражнения для развития кратковременной памяти
9. Плохое знание таблицы сложения(умножения) (10,2) 1. Низкий уровень развития механической памяти Упражнения для развития механической памяти
2.Низкий уровень развития долговременной памяти Упражнения для развития долговременной памяти
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы Обследование психоневролога
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%) 1. Несформированность приемов учебной деятельности Упражнения для развития приемов учебной деятельности
2. Низкий уровень развития произвольности 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы 4. Слабая концентрация внимания 5. Несформированность приемов учебной деятельности Упражнения для развития произвольности Упражнения для развития концентрации внимания Упражнения для развития приемов учебной деятельности  
11. Постоянно забывает дома учебные принадлежности (9,5%) 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей
2. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания
12. Плохо списывает с доски (8,7%) 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности Упражнения для развития приемов учебной деятельности
2. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
3. Низкий уровень переключения внимания Упражнения для развития переключения внимания
4. Недостаточный объем внимания Упражнения для развития объема внимания
5. Низкий уровень развития кратковременной памяти Упражнения для развития кратковременной памяти
13. Домашнее задание выполняет качественно, а в классе справляется плохо (8,5%) 1. Низкая скорость протекания психических процессов Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей
2. Несформированность приемов учебной деятельности Упражнения для развития приемов учебной деятельности
3. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%) 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания
2. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
3. Несформированность умения выполнять задание по устной инструкции взрослого Упражнения для развития умения действовать по инструкции
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности Упражнения для развития приемов учебной деятельности
15. Постоянно переспрашивает учителя (6,4%) 1. Низкий уровень объема внимания Упражнения для развития объема внимания
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания
3. Низкий уровень переключения внимания Упражнения для развития переключения внимания
4. Низкий уровень кратковременной памяти Упражнения для развития кратковременной памяти
5. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
6. Несформированность умения принять учебную задачу Упражнения для формирования умения принимать учебную задачу
16. Плохо ориентируется в тетради (5,5%) 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве Упражнения для развития внимания и ориентировки в пространстве
2. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук Упражнения для развития мелкой моторики
17. Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%) 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику Стимуляция познавательной активности
2. Заниженная самооценка Коррекция личностно-мотивационной сферы
3. Низкий уровень произвольности Упражнения для развития произвольности
18. Опаздывает на уроки (4,8%) 1. Несформированность приемов самоконтроля Упражнения для формирования приемов самоконтроля
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания
3. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
4. Возможные трудности в семье Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями
5. Причины вторичной выгоды Коррекция межличностных отношений
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%) 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику Стимуляция познавательной активности
2. Преобладание мотивации учения - игровая Коррекция личностно-мотивационной сферы
3. Индивидуально-типологические особенности личности Учет индивидуальных особенностей
4. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания Упражнения для развития устойчивости и концентрации внимания
5. Низкий уровень развития произвольности Упражнения для развития произвольности
6. Несформированность приемов учебной деятельности Упражнения для формирования приемов учебной деятельности
20. Испытывает страх перед опросом учителя (4,7%) 1. Заниженная самооценка Коррекция личностно-мотивационной сферы
2. Возможные трудности в семье Работа с родителями
3. Внутренне стрессовое состояние Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие
4. Индивидуальные типологические особенности личности Учет индивидуальных особенностей в учебной работе
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,6%) 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику Коррекция личностной направленности
2. Преобладающая мотивация учения - игровая Стимуляция познавательной активности
3. Низкий уровень произвольности Упражнения для развития произвольности
4. Несформированность приемов учебной деятельности Упражнения для формирования приемов учебной деятельности
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,0%) 1.Отсутствует учебная мотивация Стимуляция познавательной активности
2.Несформированность отношения к себе как к школьнику Коррекция личностной направленности
3. Заниженная самооценка Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие
4. Внутреннее стрессовое состояние Необходимо дополнительное обследование психоневролога
5.Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР Необходимо дополнительное обследование психоневролога
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%0 1.Возможные трудности в семье Работа с родителями
2. Перенесение функции матери на учителя Коррекция личностно-мотивационной сферы
3. Особенности развития «Я-концепции» Учет индивидуальных особенностей
24. Долгое время не может найти свою парту (0,7%) 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве Упражнения для развития ориентировки в пространстве
2.Низкий уровень образного мышления Упражнения для развития образного мышления
3. Низкий уровень развития восприятия Упражнения для развития восприятия
4. Низкий уровень сформированности произвольности Упражнения для развития произвольности
5. Низкий уровень развития самоконтроля Упражнения для развития самоконтроля
6. Низкий уровень развития долговременной памяти Упражнения для развития долговременной памяти
7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие, обеспечение щадящих условий обучения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: