в традиционной культуре Центральной России»




В.Е. Добровольская

(Москва, ГРЦРФ-ИМЛИ)

«Запреты и предписания, связанные с народной астрономией

в традиционной культуре Центральной России»

Народная астрономия как часть традиционной космологии привлекала внимание ученых. Отчасти это исследования астрономов, прежде всего историков науки, например работы Д.О.Святского [35, 88-89]. Однако, безусловно, чаще астронимы привлекают внимание диалектологов, ономастов и этнолингвистов [10, 77-79; 12, 117-119; 34, 85-95; 33; 32, 524-533; 6, 137-154; 25, 11-23; 26, 17; 7; 3; 5; 1, 203-257]. Все исследователи отмечают немногочисленность небесных объектов, к которым проявляют свое внимание славяне. Особенно наглядно такое относительное равнодушие к устройству небес видно в работах, где на широком сопоставительном материале выявляется четкая атрибуция астронимов [28, 32-37; 2; 11, 97; 13, 502-530; 4; 16; 22].

Наиболее популярным небесным объектом, всегда привлекавшем внимание исследователей, был Млечный путь. У русских зафиксировано не менее двадцати названий для этого явления, наиболее распространенными из которых являются гусиная дорога, мышиные тропки, пояс, коромысло и т.п. Особенности наименования Млечного пути в отдельных регионах России довольно активно исследовали ономасты [30, 242-261; 23: 24, 39-53; 21, 53; 27, 102-109]. Отдельные аспекты его наименований анализируются и в работах этнолингвистов [8; 129-135; 17, 671; 20, 145-157].

В экспедициях Государственного республиканского центра русского фольклора на территории бывшей Владимирской губернии (современные Владимирская и Ярославская области) записан большой материал по народной астрономии. Наши записи можно разделить на несколько частей. Первую, весьма незначительную, составляют представления об устройстве небесного мира. Другая, существенно большая, сформирована из правил, которые люди должны соблюдать, видя то или иное небесное тело. И, наконец, еще одна группа – это приметы и гадания, где небесные объекты становятся знаками, указывающими на определенные события в жизни людей.

В данной статье мы остановимся только на запретах и предписаниях, которые должны соблюдать люди, наблюдая на небе определенные небесные объекты.

Несмотря на то, что главным небесным светилом на данной территории, как и у всех славянских народов, является солнце, связанных с ним прескрипций чрезвычайно мало. Более того, на вопрос о том, что такое Солнце ни один из наших исполнителей не смог дать ответа. В материалах этнографического бюро князя В.Н. Тенишева по Владимирской губернии, также сообщается, что «представления о небе у крестьян самые смутные» [14, 118] и что солнце это «огненный шар» [14, 119]. Корреспонденты Тенишевского бюро зафиксировали всего несколько предписаний рассматриваемой тематики. В наших материалах прескрипций данного типа несколько больше, что связано, прежде всего, с целенаправленным опросом исполнителей. Наиболее устойчивыми для данной традиции являются запреты совершать действия способные «огорчить» солнце. Чаще всего, обиженное солнце может надолго скрыться за облаками. Такое происходит, если человек смахивает крошки со стола на пол, а потом наступает на них: «Вот крошки на пол не сметают. На полу-то так и так на них наступишь, наступишь на хлеб ведь – солнце опечалится. Будет сумрак такой, как вот вечер, а вот не день. Нельзя крошки скидовать на пол» (АЕА-1928). Иногда, напротив, считается, что солнце огорчится и будет светить слишком ярко и соответственно начнется засуха. Так, например, сговоренка (то есть сосватанная девушка) не должна ходить по воду, а то «солнце огорчится и будет жечь, все погорит – нельзя сговоренке к колодцу ходить» (СВИ-1941).

Однако чаще всего неправильное поведение людей приводит к затмению. Главной причиной затмения называют детоубийство: «А вот быват баба младеню приспит. Убивица. Грех это – приспать младенца. Говорят, если младенца убить – солнце опечалится, уйдет с неба, затмение будет» (ЖЕА-1927). Во время затмения так же необходимо соблюдать целый ряд нормативов, чтобы защитить себя и всю общину от нежелательных последствий. Так, чтобы в деревне не разразилась эпидемия во время затмения, нужно переодеться во все новое: «Во время затменья тут уж во все новое переодеваются, нужно-нужно это, если кто не переоденется – у того весь двор сгинет, вся скотина» (БВС-1935) или «Кто во время затмения в новое не переоденется, тот сильно хворать будет, а то и сгинет вовсе, помрет» (ГГВ-1931). Существует так же предписание закрывать во время затмения колодцы, поскольку «все говорят – с неба зараза какая-нето падат, падат и все потравит, и вода будет потравлена – потому колодезь закрывать надо, чтоб в воду не попало» (ВАБ-1919). Нами зафиксирован запрет на громкую речь во время затмения. Полагают, что если во время затмения громко разговаривать, то всюду, где будет слышен голос, урожай погниет или вымерзнет: «У нас вот случбй был. Вот, знаешь, затмение, ну знаешь, солнце огорчилось за людские грехи. Вот бабка старая была, глухая. Затмилось, а она стала спрашивать чегой-то. А себя не слышит, кричит. Пока объяснили ей – она много прокричала. Потом, говорят, весь урожай погнил, ну, где ее слыхать было» (ЛАИ-1921).

С лунным затмением связано значительно меньше прескрипций. Так, считалось, что нельзя смотреть на лунное затмение во избежание слепоты: «Когда луну затягивает, затмение говорят, нельзя на это смотреть – ослепнешь» (АМИ-1920). Полагают так же, что посмотревший на лунное затмение будет мучиться сильной головной болью, которую ничем нельзя вылечить: «Если вот посмотрят <когда затмение> тогда на небо, то голова станет тяжелая и болеть будет долго, и ничего не поможет. Боль не сымет никто» (ФВА -1928).

При любом затмении, чтобы избежать беды нужно одеть чистое белье и зажечь церковные свечи. В материалах Этнографического бюро князя В.Н. Тенешева есть записи, сделанные в Меленковском районе И.Л. Щегловым в 1898, в которых рекомендуется помимо описанных действий еще и «окурить себя ладаном» [14, 120].

Значительно больше различных нормативов связано просто с луной. Самым распространенным запретом, связанным с луной, на территории Владимирской области, считается следующий. Нельзя давать какие-либо вещи чужим людям, если месяц находится в фазе убывания: «На старый месяц ничего не дают никому, вот он убывает когда. Если дать – свое счастье отдашь» (БВН-1940).

Луна считается крайне опасным небесным светилом. Ей приписывается способность влиять на судьбу человека, забирать его долю и т.п. Так, беременная женщина не должна смотреть на полную луну, так как в противном случае: «месяц ей подмену сделает, подменит младеню ей» (ВВМ-1935). Считается так же, что если будущая мать смотрит на полную луну, ее ребенок будет лунатиком: «Нельзя бабе брюхатой смотреть на луну, на целую никак нельзя, у ей ребенок ходить будет во сне, лунатик говорят» (ЕНД-1921). Нельзя беременной выходить под полную луну во избежание тяжелых родов: «Беременная баба под луну выходить не должна, особенно перед родами – тяжело рожать будет, луна всю силу возьмет» (БМК-1908). Считается так же, что беременной нельзя умываться при полной луне: «Ребенок сойдет, луна к себе его притянет» (ПГМ-1925). На всей территории Владимирщины беременным запрещается мочиться под полной луной: «Мочиться под луной нельзя – опростаешь ребенка» (БМФ-1930). Необходимо отметить, что данный запрет распространяется не только на беременных, но и на всех остальных людей: «Под целой луной нельзя – весь килами покроешься» (СЕИ-1925).

Лунный свет считается крайне опасным для детей. Так, младенцев нельзя выносить на улицу, когда на небе есть луна. В противном случае он станет беспрестанно кричать: «Нельзя вечером-то дитё выносить на улицу, как под свет <луны> попадет – крик нападет» (БНИ-1919). Считается так же, что если луна осветит спящего ребенка, то он заболеет и поэтому детей нельзя укладывать спать так, чтобы из окна на них мог упасть лунный свет: «Младеню подале кладут, загородят. Нельзя, чтоб его луна оглядела, чтоб, значит, он под лунный свет попал. Если она на младеню поглядит – он хворать будет» (ГЛИ-1940). Способностью луны отнимать сон и здоровье мотивируется запрет оставлять на ночь постиранные вещи на улице: «Вот даже если не досохло что-нето, тут уж все одно сымай, с утра досохнет. Нельзя чтоб луна шобол твой осмотрела – она сон твой заберет, бессонница умучит» (ГАН-1918).

На территории бывшей Владимирской губернии существует поверье о том, что луна может «втянуть» человека и унести его из родных мест: «Если вот под луну попасть, она втянет и выбросит не знам где. И тут тебя не найдут, а сам не знаешь, где очутился» (ЕАС-1918). Аналогичными свойствами в данной традиции наделяют радугу, которая так же может втягивать и всасывать людей [19]. Иногда, луна всасывает не самого человека, а его здоровье, счастье или разум: «Под луной ходить нельзя – луна все здоровье всосет, болеть начнешь» (РНС-1936), или «Луна завистлива, она может все счастье, что тебе отмерено – себе прибрать. Нельзя под ней ходить-то – счастье заберет» (МНА-1933), или «Луна разум забирает. Пройдешь по ей – станешь как дурной. Нельзя под луной ходить» (КЛИ-1924).

Чтобы защититься от вредоносного воздействия луны человек должен появляться на улице только с покрытой головой: «Чтоб луна зла не створила, нельзя под ней простоволоской оказаться, мужик вот кепку каку-нето, а баба – в платочке. Чтоб не спортила. А лучше и вовсе не ходить» (МЕА-1923). Многие наши исполнители полагают, что луна притягивает нечистую силу и именно поэтому опасно оказаться на незащищенном пространстве под луной: «Луна она зеленого манит. Вот если луна в небе, то и зеленый тут. Он человеку порчу каку сделат, а луна добавит. Когда луна в небе – лучше дома сидеть, чтоб не случилось что» (АМИ-1920).

Принято считать, что опасна только полная и ущербная, убывающая луна. Наши материалы свидетельствуют, что это не всегда соответствует представлениям конкретной традиции. Действительно во Владимирской области при убывающей луне нельзя стричь волосы и ногти – «расти не будут» (РНС-1936), шить новую одежду – «носиться не будет» (ГЛИ-1940), ткать – «все рваться будет до сроку» (ЛАИ-1921) и т.д. Но и при растущем месяце нельзя лечить чирии – «они только расти будут» (СВИ-1941), стричь овец – «шерсть сваляется» (КЛИ-1924), тачать обувь – «своруют сапоги-то» (БНИ-1919), петь песни – «голос уйдет» (БВН-1940) и т.д.

Крайне редко луне приписывают положительные свойства. Так, увидеть полную луну перед свадьбой сулит молодым богатую жизнь. Однако и в этом случае многие добавляют: «не в деньгах счастье, она может богатая будет, да не счастливая, любовь может луна заберет» (ЕНД-1921).

Таким образом, луна считается крайне опасным небесным телом, контакт с которым крайне нежелателен для человека. Причину этого многие наши исполнители видят в том, что луна связана с миром мертвых и смертью и почти всегда противопоставляется солнцу как источнику жизни: «Солнце живым светит, а луна мертвым; для мертвых от нее вреда нет, а живых она портит» (МЕА-1923).

Помимо солнца и луны прескрипции, зафиксированные на территории Владимирской области, распространяются и на звезды. Необходимо отметить, что в данной традиции звездами называются не только собственно звезды, но также кометы и метеориты. В традиционной культуре Владимирщины нормативы распространяются как на звезды в целом, так и на отдельные небесные объекты.

Рассмотрим сначала правила, распространяющиеся на звезды в целом. Наиболее распространенным является запрет считать звезды или показывать на них пальцем. Мотивировкой данной прескрипции следующая. Считая звезды, человек может посчитать и свою звезду. Следствием такого подсчета будет ее падение, которое вызовет смерть человека: «Звезды считать нельзя – на свою попадешь, она сорвется. Сорвется твоя звезда и помрешь» (БМФ-1930). Аналогичный пример есть и для запрета показывать на звезды пальцем: «Если пальцем на звезду кажут, то она гаснет, если вот он на свою звезду попал. А ты ж не знаешь кака твоя, вот тут и не кажут на звезды. А то в свою попадешь – погаснет, а погасла звезда и сам помрешь» (АМИ-1920). Детям запрещали считать звезды, пугая их тем, что у них «будет столько чириев, сколько они звезд насчитали» (ВАБ-1919). Некоторые наши исполнители, отмечают, что, показывая на звезды пальцем, можно «Богу в очи попасть. Так мама говорила. Мол, пальцем, Богу в глаз ткнешь – нельзя на звезды пальцем показывать» (МНА-1933).

Звезды оказывают сильное магическое влияние на многие предметы на земле, поэтому целая группа нормативов регулирует обращение с некоторыми вещами при наличии звезд на небе. Так, некоторые виды лекарственных растений нужно собирать только под звездами, а другие, напротив, в беззвездную ночь: «Вот, череду собирают когда звезд нет на небе. Череда она для чего – от прышей там, от сыпи. Вот чтоб не было, как звезд на небе, так вот и на теле. А другие вот под звездами собирают» (ГАН-1918) или «Манжетка только под звездами, рвут под звездами. Она вот от пьянства, и вот как звезды ясно видно, так вот и пьяница ясно видеть будет, будет трезвый, ясный как стеклышко» (СВИ-1941). Таким образом, звездам приписывается способность влиять на свойства лечебных растений, усиливая их свойства.

Под звездами надо оставлять одежду больного – «чтобы звезды болезнь забрали» (АМИ-1920), просыпанную соль – «звезды ссору заберут» (МНА-1933) и осколки зеркала – «из его все несчастья звезды возьмут» (ГГВ -1931). Считалось, что в противном случае больной умрет, в доме произойдет сора между домочадцами, а разбивший зеркало умрет в страшных мучениях.

На данной территории широко распространены приметы, в которых обилие звезд на небе в определенные дни (например на Крещение) указывает на богатый урожай. Однако существовали и магические предписания, с помощью которых можно увеличить, например, урожай зерновых: «Зерно перед посевом под звезды выносить надо, чтобы звезды на него посмотрели и урожая было, как звезд на небе. Просто выносили, ничего не говорили, принято было под звезды ставить» (АМИ-1920).

Особые нормативы распространяются на падающие звезды. Так, считается, что не только нельзя показывать на падающую звезду, но и говорить об этом, потому что души умерших родственников «к Богову престолу не дойдут» (ВВМ -1935). Полагают, что когда человек видит падение звезды, он должен три раза сказать «Аминь», в противном случае умерший, чья звезда сорвалась, «будет кажду ночь приходить и плакать, что душеньку его неотмолили» (ГЛИ-1940). Считается также, что в августовские звездопады нельзя брать вечером воду из колодца, поскольку вместе с водой можно принести в дом не нашедшую успокоения душу, которая начнет беспокоить людей: «Ой, вот в доме греметь-шуметь будет, все падать, разбиваться. Потому душа неупокоенная принесена в дом, с водой в которую звезда попала. Потому опасаются и воду вечером не берут, чтоб звезда не пала» (БНИ-1919). В то же время считается, что когда падает звезда, нужно загадать желание. Если этого не сделать, тот у человека «счастье заплутает; раз не загадал ничего, значит и не нужно – все есть, а раз есть, то и не будет больше счастья» (ЖЕА-1927).

Кометы, будучи чрезвычайно редким явлением, обычно рассматриваются как знак какого-то предстоящего несчастья [18, 18-21]. Полагают, что человек увидевший на небе комету, должен сорок дней молиться о спасении людей: «Вот Бог хвостату звезду посылает за грехи. К войне, к мору. Кто увидит – сорок дён молиться должон, чтоб спастися и души безгрешные спасти» (ПГМ -1925).

Особые нормативы распространялись и на взаимосвязи людей с отдельными звездами и созвездиями.

Так, например, считается, что нельзя показывать ребенку созвездие Ориона, которое в данной традиции называется Костылик, потому что ребенок будет плохо ходить или станет хромоногим: «Нельзя, нельзя детишкам Костылик показывать, пока хорошо бегать не станут, нельзя, а то все говорят – охромеет младеня» (ГАН-1918). Поскольку в данной традиции это созвездие связано с косьбой и некоторыми другими работами летнего сельскохозяйственного цикла, то существует запрет появляться на улице с косой или цепом, в то время, когда на небе хорошо видно звезды Ориона: «Когда Костылик на небе светит ярко, с косой нельзя ходить, там вот даже ее трогать нельзя. Убязательно случится что-нето, там ногу посечешь или что» (ЕАС-1918).

Еще одна группа нормативов, связана с Плеядами. Это скопление звезд является наиболее привлекательным для великорусского крестьянина. С ним связано много мифологических представлений [31, 94-97]. В традиции Владимирской области это скопление звезд называется либо Семик, что указывает на число звезд, составляющих его, либо Волосянки. Считается, что когда на небе видны Плеяды, то нельзя стричь волосы – «а то расти не будут» (БМК-1908), мотать шерсть – «вся спутается» (КЛИ-1924), вышивать – «никогда эту работу не доделаешь» (МНА-1933) и т.д. Полагают так же, что пока Плеяды видны на небе нельзя сажать курицу на яйца: «Гиблое это дело, пока Семик на небе курицу на яйца подсаживать. Ничего толкового не будет. Курицу тогда сажают, когда не видно их. Вот от Егория вешнего до Федора Стратилата их не видать, вот тут и сажают. А так может и высидит, да хорь подушит, или там что» (РНС-1936).

Представлений, связанных с Млечным путем в данной традиции довольно много [20, 145-157], как впрочем и в большинстве восточнославянских локальных традициях [36, 280-284; 9, 314-332; 15, 168-179, 24, 39-53], однако предписаний, связанных с ним мало. Прежде всего, нельзя отправляться в дорогу, если Млечный путь ярко светит на небе, поскольку полагали, что это приведет к смерти путешествующего: «Вот бывало и откладывали. Вот вечером посмотрят, а он горит прям. Нет, нельзя идти. Когда он светит, то можно идти куда-нето, а если горит – нельзя, помрет человек-то» (ЕНД-1921). Если Млечный путь светит тускло, то в это время нельзя солить огурцы и квасить капусту, так как продукты испортятся: «Мама завсегда смотрела, как Христова дорожка светит. Ярко – солила огурцы, а если тускло – нет, все скиснет…» (ЛАИ-1921). Если на небе были видны два рукава Млечного пути, то беременной женщине не рекомендовалось выходить на улицу, из опасения родить близнецов: «Если Моисева дорога надвое разделилась, баба на улицу уже и не суйся – двойню спородит» (БНИ-1919).

Особые нормативы следовало соблюдать, когда на небе видна Венера. Поскольку эта планета появляется то утром на востоке, то вечером на западе в народной традиции довольно устойчиво представление о том, что это две разных звезды [29, 48-54]. Соответственно ряд предписаний связан только с утренней звездой, которая называется в данной традиции Зуря, ряд – только с вечерней, которую называют Ночница или Вечерняя Зуря. Так, если на небе Зуря, то нельзя ложиться, полагают, что в этой ситуации человек не сможет встать: «Если З у ря на небе, тут уж не ложись, вот как бы плохо не было, а то не встанешь никогда» (ГАН-1918). Иногда говорят, что уснувшего в этого время будут мучить головные боли: «Если З у ря на небе, а уснул вот, то головой маятся будешь» (АЕА -1928). Когда на небе появляется Ночница, то полагают, что нельзя начинать никакого нового дела, а то «работа впустую будет» (ВАБ-1919). Так же не рекомендовалось в это время ставить тесто – «не поднимется» и делать сусло – «станет вонючим» (ЕАС-1918). В тоже время, есть предписание распространяющееся как на Зурю, так и на Ночницу. Так, считается, что заговоры надо произносить утром на Зурю и вечером, в то время, когда на небе должна появляться Ночница«тогда слова самые крепкие будут» (ЖЕА-1927).

 

****

. Развернутая система нормативов, во многом определяющая характер функционирования общества, является крайне значимой для традиционной культуры. Система культурно-этнических и этических установок охватывает все сферы жизни человека, делает ее стабильной. Регламентации подвергается весь уклад социального и природного окружения человека: нормативы определяют характер взаимодействия людей с окружающим миром. Как видно из приведенных примеров, на территории Владимирской области широко распространены различные прескрипции, связанные с представлениями о небесных объектах. Данные нормативы носят информационно-обережный характер и дидактический характер. С их помощью люди предупреждают друг друга об опасности тех или иных действий по отношению к небесным светилам. Знание данных правил позволяет защитить человека и общество в целом от негативных последствий «неправильного» поведения.

 

 

Список исполнителей

 

АЕА-1928 – Абрамушкина Екатерина Алексеевна, 1928 г.р., с. Шубино Гороховецкий р-н, Владимирская обл.

АМИ-1920 - Алексеева Мария Ивановна, 1920 г.р., с. Непейцыно, Судогодский р-н Владимирская обл.

БВН-1940 – Буйлова Валентина Николаевна, 1940 г.р, г. Гороховец, Гороховецкий р-н, Владимирская обл.

БВС-1935 – Бровентьева Валентина Степановна, 1935 г.р., ур. с. Ивонино, с 1980 – д. Копнино, Селивановский р-н, Владимирская обл.

БМК-1908 – Борисова Мария Ксенофонтовна, 1908 г.р., с. Картмазово, Судогодский р-он Владимирская обл.

БМФ-1930 – Безбородова Мария Федоровна, 1930 г.р., д. Бережки, Судогодский р-н, Владимирская обл.

БНИ-1919 – Борисова Нина Ивановна, 1919 г.р, д. Малое Юрьево, Муромский р-он Владимирская обл.

ВАБ-1919 – Волганова Антонина Борисовна, 1919 г.р., с. Фоминки, Гороховецкий р-н, Владимирская обл.

ВВМ-1935 – Венина Вера Матвеевна, 1935 г.р., д. Степаньково, Муромский р-он Владимирская обл.

ГАН-1918 – ГасоваАлександра Николаевна, 1918 г.р., д. Копнино, Селивановский р-он Владимирская обл.

ГГВ-1931 - Гришина Глафира Васильевна, 1931 г.р., д. Петраково, Муромский р-он Владимирская обл.

ГЛИ-1940 - Гарина Любовь Ивановна 1941 г.р., д. Непейцино. Судогодский р-он. Владимирская обл.

ЕАС-1918 – Егунова Аграфена Степановна, 1918 г.р., д. Куприяново, Гороховецкий р-н, Владимирская обл.

ЕНД-1921 – Епифанова Наталья Дмитриевна, 1921 г.р., д. Новое Ратово, Муромский р-он Владимирская обл.

ЖЕА-1927 - Жильцова Евдокия Алексеевна, 1927 г.р., п. Волосатое Селивановский р-н, Владимирская обл.

КЛИ-1924 - Куркова Лидия Ильинична 1924 г.р., уроженка д. Жары, в настоящее время проживает в д. Жары, Селивановский р-н, Владимирская обл.

ЛАИ-1921 – Логинова Антонина Ивановна, 1921 г.р., с. Драчёво, Селивановский р-н, Владимирская обл.

МЕА-1923 - Моисеева Елена Алексеевна, 1923 г.р., уроженка д. Митрофаново, в настоящее время проживает д. Митрофаново, Селивановский р-н, Владимирская обл.

МНА-1933 – Маркова Нина Алексеевна, 1933 г.р., д. Шипилово, Судогодский р-он Владимирская обл.

ПГМ-1925 – Пикина Галина Михайловна, 1925 г.р., ур. с. Карачарово (Муромский р-он); с 1954 г – п. Красная Горбатка, Селивановский р-он Владимирская обл.

РНС-1936 – Рогожина Нина Сергеевна, 1936 г.р., д. Чулково, Гороховецкий р-он Владимирская обл.

СВИ-1941 – Серова Валентина Александровна, 1941 г.р., д. Курково, Селивановский р-н Владимирская обл.

СЕИ-1925 – Самоилова Екатерина Ивановна, 1925 г.р., ур. с. Булатниково (Муромский р-н), с 40-х гг. – д. Переложниково Селивановский р-н, Владимирская обл.

ФВА-1928 – Фролова Валентина Алексеевна, 1928 г.р., ур. с. Высоково, с 1947 г – п. Красная Горбатка, Селивановский р-н, Владимирская обл.

 

 

Литература

 

1. Bartmiсski J., Niebrzegowska S. Sіownik stereotipуw i symboli ludowych. T.1.Kosmos. Lublin. 1996. S. 203-257.

2. Erdodi J. Urali csillagnevek es mitologiai magyarazatuk. Budapest. 1970.

3. Gіadyszowa W. Wiedza ludowa o gwiazdach. Wroclaw. 1960.

4. Kupiszewski W. Polskie sіownictwo z zakresu astronomii i miar czasu. Warszawa. 1974.

5. Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. Warszawa. 1967.

6. Niebrzegowska S. Gwiazdy w ludowym jкzkowym obrazie swiata. Jкzykowy obraz swita. Lublin. 1999. S. 137-154.

7. Szyfer A. Tradycyjna astronomia i meteorologia ludowa na Mazurach, Warmii i Kurpiach i jej wspуіczesne przeobrazenia. Olsztyn. 1996.

8. «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост и коммент. О.В. Беловой. М., 2004.

9. Авилин Т.В. Белорусская народная астрономия // Историко-астрономические исследования. Вып.31, М., 2006. С.314-332.

10. Азим-заде Э.Г. Из славянской народной метеорологии Balcano-Balto-Slavica. Симпозиум по структуре текста. Предварительные материалы и тезисы. М., 1979. С. 77-79.

11. Азим-заде Э.Г. К сопоставительному анализу славянских и тюркских названий созвездий // Советское славяноведение. 1980. №1. С. 97.

12. Азим-заде Э.Г., Толстой Н.И. Астрономия народная // Славянские древности. Т.1. М., 1994. С. 117-119.

13. Андрий Д. Из астронимията на свиничанските българи: Големи и Мама кола. Квача // Български език. 1995. Кн. 5-6. С.502-530.

14. Быт Великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии). СПб., 1993.

15. Вайшкунас Й. Народная астрономия белорусско-литовского пограничья // Балто-славянские исследования. Вып. 16. М., 2004. С.168-179.

16. Вендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М., 1998.

17. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

18. Добровольская В.Е. «Все знали, что война будет…» // Живая старина. №2. 2010. С. 18-21

19. Добровольская В.Е. Богородицыно коромысло, божий мост, агнелова дуга, николин подарочек или чертово коромысло, ведьмин пояс, градовая дуга, русалий подарочек: к вопросу об амбивалентной природе радуги в Центральной России // Etnolingwistyka. 22. Lublin. (в печати)

20. Добровольская В.Е. Название Млечного Пути в традиционной культуре Владимирской области (астронимы и связанные с ними мифологические представления) // От Конгресса к Конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докладов. Т.1. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. С. 145-157.

21. Карпенко Ю.А. Молочный путь // Мовознанство. 1976. №4. С. 53.

22. Карпенко Ю.А. Названия звездного неба. М., 1981.

23. Ковалев Г.Ф. Народная астрономия в говорах Воронежской области // Материалы для изучения селений России. Вып. 1. Ч.2. Язык Российской деревни. М., 1997.

24. Ковалев Г.Ф. Народная астрономия в говорах русского и украинского пограничья (Воронежская область) // Вестник ВГУ. Серия: «Гуманитарные науки». 2002. №2. С. 39-53.

25. Ковачев Й.Д. Народна астрономия и метеорология // Сборник за народни умотворения и народоние. София. 1914. Кн. ХХХ. С.11-23;

26. Ковачев Н. Състояние на народната астронимия. Нов принос към астрономите в България // Ономастично и етнолингвистично пространство на езика. Велико Търново. 1996. Т.1. С.17.

27. Ладисова О.В. Межподсистемные астрономические лакуны (на материале говоров Приамурья) // Лакуны в языке и речи. Благовещенск. 2003. С. 102-109.

28. Младенова Д. Балкански успоредици при народните названия на звезды и созвездия. 5. Астрономи с вътрешна форма «знаци» // Съпоставительно езикознание 1996. №2. С. 32-37.

29. Младенова Д.М. Балканский тип астрономической системы // Вопросы ономастики. Екатеринбург, 2004. С. 48-54.

30. Никонов В.А. География названий Млечного пути. Ономастика Востока. М., 1980. С. 242-261.

31. Рут М.Э. Некоторые наблюдения над русскими «бабами» и саамскими «девушками» в народной астрономии // Прибалтийско-финское языкознание: К 80-летию Г.М. Керта. Петрозаводск, 2003. С. 94-97.

32. Рут М.Э. Русская народная астронимия на общеславянском фоне // Славянское языкознание: ХII съезд славистов. Любляна, 2003. М., 2003. С.524-533.

33. Рут М.Э. Русская народная астронимия. Учебное пособие. Свердловск. 1987.

34. Рут. М.Э. К вопросу о русской народной астрономике // Вопросы топономастики 6. Свердловск. 1972. С.85-95.

35. Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Ч.1. // Историко-астрономические исследования. М., 1961. Вып. 7. С. 88-89

36. Тульцева Л. Названия Млечного пути в средне русской полосе России / Астрономия древних обществ. М., 2002. С. 280-284.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: