Научное знание и его критерии
С давних времен знания считались одним из самых ценных богатств человечества. Люди передавали опыт и накопленную мудрость из поколения в поколения, так накапливались и преумножались знания о вселенной, об окружающем мире, о человеке, которого не зря назвали человек разумный (лат. Homo sapiens).
Каждый исторический этап развития общества напрямую или косвенно связан с каким-либо открытием и получением новых знаний.
Так например, индустриальное общество характеризуется обширной производственной деятельностью, связанной с изобретением ткатских, печатных и других различных станков.
Зачастую за такими огромными и значимыми изобретениями стоят обычные люди, пытливые умы которых жаждали новых знаний и создания приборов, не имеющих аналогов в мире. Что заставляло их сидеть за книгами, изучать статистики, ехать на край света, чтобы найти ответы на интересующие их вопросы и утолить свою жажду знаний?
Безусловно, труд этих людей окупался не только в масштабе личности, но и всего человечества. Ведь все, на чем основываются технологии нашего времени, берет начало в идеях конкретных людей.
В МИРЕ МЫможем наблюдать некий Феномен одновременных открытий: (Воровство, Случайность или Закономерность?)
Примеры: а) Изобретение Телефона (Александр Грейам Белл представил прошение на получение патента на телефон на 2 часа раньше Элизы Грэй (24 февраля 1876 года))
б) Закон Джоуля-Ленца (В 1840 году Джеймс Джоуль и Эмиль Ленц, независимо друг от друга, открыли закон, как ни странно, Джоуля-Ленца),
в) Изобретение Фотоаппарата (В 1839 году Луи Дагерр в Париже и Генри Фокс Тальбот в Лондоне независимо друг от друга продемонстрировали изобретенные фотоаппараты).
Учёные, работающие в определённом виде деятельности, имеют одинаковый ряд нерешённых проблем, разработка которых интересна для них и необходима для народа.
Народная мудрость гласит: «Кто владеет информацией, тот владеет Миром». Это высказывание как никогда актуально, так как в условиях глобализации человек должен обладать большим объемом информации, чтобы качественно выполнять свою работу, и также легко справляться с множеством социальных ролей.
Получается, что знание – это ключ к успешной жизни в современном обществе, заполучив который можно справиться с любой проблемой и выйти победителем из любой сит
Сущность понятие «знание»
В словаре русского языка Ожегова С.И. даются два определения понятия знания:
- постижение действительности сознанием;
- совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.
- Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
- Знание в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.
- Знание в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.
- Знание (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.
И каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии – соответствуют специфические формы знания.
Таким образом, «знание» - это понятие, включающее в себя: мудрость, опыт, информация, ум и сила. результат осуществленной идеи, эксперимента.
Научное знание — это объективный вид знания, сформированный в результате научной деятельности и отвечающий определенным критериям: однозначность, доказанность, определенность, проверяемость, полезность, открытость к критике, способность к изменению, пересмотру и совершенствованию.
А также необходимо выделить:
- систематизированность научного знания означает, что весь накопленный опыт человечество приводит к определенной строгой системе;
- непротиворечивость научного знания означает то, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам;
- обоснованность научного знания – т.е. подтверждение научного знания путем многократного повторения одного и того же действия (т.е. эмпирически).
Познание. Методы познания
Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день.
Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
В структуре познания два элемента:
субъект («познающий» - человек, научное общество);
объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).
Формы познания бывают следующие:
Житейское познание. Опыт, накопленный за многие века. Приобретается только в результате практики.
Художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов через разные виды искусства.
Чувственное познание. Познание с помощью органов чувств.
Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.
Подведем итог: познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.
Методы познания
Вспомним: Метод (греч. - способ познания) - “путь к чему-либо”, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.
Методоло́гия — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.
Научное познание состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.