Примеры междисциплинарных тем




Междисциплинарный проект

Задание

1) Разбиться на междисциплинарные команды по 5-6 человек. Подготовить междисциплинарный проект, представляя его как учебный модуль по технологии модульного обучения на ресурсе www.dl.bsu.by в учебном курсе «Педагогика высшей школы». Для этой цели создана база данных, которую заполняют студенты подготовленным материалом. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫПРОЕКТОВ ПРЕДСТАВЛЕНЫНИЖЕ на странице 2. МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ СВОЮ ТЕМУ.

2) Оставить комментарий к модулю другой команды (на выбор).

3) ВЫСТУПИТЬ с презентацией своего проекта. Соблюдение регламента 20 минут – ОЧЕНЬ ВАЖНО И ОБЯЗАТЕЛЬНО.

 

 

Обязательные составляющие вашего модуля:

Введение

Опишите проблемную ситуацию (реальную жизненную ситуацию, профессиональную ситуацию, научную проблему…), которая показывает актуальность и важность изучения вашего модуля. Используйте все современные средства наглядности, в том числе ИТ.

2) Теоретический материал (Кратко!)

Представьте материал в виде презентации (буквально несколько сладов), раскрывающей суть проблемы и подходы к ее решению. Используйте средства наглядности и информационные технологии.

Практическое задание для студентов

Составьте междисциплинарную задачу по проекту. Задача должна быть решаемой в принципе. Примеры задач можно посмотреть на www.dl.bsu.by в учебном курсе «Педагогика высшей школы», модуль Междисциплинарные проекты).

Для задачи сформулировать:

- для кого предназначена задача,

- почему задача является междисциплинарной,

- какие умения будут формироваться при ее решении,

- кратко изложить ход решения задачи (например, как это делают в лабораторных работах), указать какие средства необходимы (компьютерные программы, информационные ресурсы и т.д.).

Тестовые задания

Составить по меньшей мере 6 тестовых заданий (вопросов) с соблюдением требований к тестовым заданиям различных форм:

- с выбором одного правильного ответа;

- нескольких правильных ответов;

- на установление правильной последовательности;

- на соответствие;

- открытое задание;

- задание с формулировкой … Если... то….

Литература

Литература, ссылки, ресурсы

 

Примечание. NetLogo – мультиагентная среда моделирования природных и социальных, а также многих других явлений с большой коллекцией встроенных моделей. Скачать можно бесплатно с официального сайта. Для каждой встроенной модели есть объяснение. Этот продукт можно использовать при подготовке практических заданий.


Примеры междисциплинарных тем

Примеры некоторых вопросов, которые требуют для ответа междисциплинарных знаний. Можете воспользоваться ими как подсказками. При этом необходимо изложить материал так, чтобы его поняли студенты с опорой на междисциплинарные знания. Рассмотрите выбранную проблему с разных сторон. Ваша целевая аудитория – магистранты разных специальностей (т.е. ваши коллеги).

1) Обоснуйте, нужно ли изучать фундаментальные дисциплины в вузе, если они не связаны с будущей профессиональной деятельностью специалиста напрямую? Например, нужна ли юристу космология, а инженеру -- биология? Как долог путь от фундаментального научного открытия до его коммерческого использования? Приведите ряд исторических и других примеров. Какие знания из Вашей профессии необходимы для специалистов других специальностей? Какими междисциплинарными знаниями, на первый взгляд не связанными с профессией необходимо обладать специалистам вашей специальности?

2) Проблемы совершенствования технологий развития человеческих способностей. Проблемы искусственного или «технического» усиления естественных человеческих качеств и способностей (в том числе интеллекта). Проанализируйте положительные и отрицательные стороны евгеники. Какие нравственные, правовые, педагогические, экологические проблемы могут возникнуть в связи с попытками улучшения человеческой природы?

3) Как реализуется проектное образование в разных странах мира. Что такое computational thinking и нужно ли оно не айтишникам?

4) STEM образование. Что это такое? Разработайте задачи или приведите примеры. Возможно ли STEM образование в вузе или это только для школы?

5) Проблемы продления человеческой жизни и, в связи с этим, педагогические, нравственные, экологические проблемы. К чему мы должны готовить подрастающее поколение? Какие воспитательные проблемы могут возникнуть?

6) Всесторонне и системно проанализируйте проблему энергосбережения и, в целом, «зеленой энергетики». Выделите достоинства и недостатки традиционной и зеленой энергетики. Какие компетенции (знания и умения) необходимы образованному человеку для принятия обоснованных решений? Как и где он может их приобрести? Можно связать эту проблему с тематикой «Образование для устойчивого развития».

7) Отбор качественной научной информации в современной информационной среде, в том числе СМИ. Проведите педагогический анализ фильмов Павла Клушанцева «Тайны вещества», «Дорога к звездам», «Метеориты» и т.д. и современного научно-популярного кино (например, демонстрируемого на канале СТВ «Тайна воды»…). Попробуйте сформулировать в этой связи концепцию «информационной безопасности». Чему и как и в этой связи надо учить в школе, вузе?

8) Объясните обучающимся, почему клетки тела различны, если набор генов в них одинаков? Что управляет развитием эмбриона? Почему веточка похожа на всю ветку, а та, в свою очередь, похожа на все растение? Изучите методические аспекты поиска ответов на подобные комплексные вопросы в рамках учебного процесса школы (вуза) не только на одном учебном предмете. Нужны ли эти знания «не биологам» и зачем?

9) Что мы знаем об атоме: делим ли он, вечен ли он, можно ли его увидеть, можно ли его разрушить химическим способом, для чего разрушают атомы? Одинаковы ли все атомы одного и того же элемента? Зачем нужны (и нужны ли вообще) знания об атоме современному выпускнику школы или вуза, например гуманитарной специальности? Как эти и другие вопросы, которые касаются знаний об атоме могут быть включены в содержание подготовки студентов непрофильной специальности. Например, представьте темы, вопросы для обсуждения на различных дисциплинах. Какой вклад они внесут в его компетентность (в самом широком смысле)?

10) Феномен самоорганизованной критичности. Что нужно знать о нем современному выпускнику? Как научить?

11) Феномен социальных сетей и его влияние на развитие личности, образования, социальных технологий.

12) Massive Оpen Оn-line Сourses. Информационные технологии в образовании. В чем главные принципы, методы обучения, что следует перенять? Учитывайте факты, что по результатам PISA информационные технологии на уроках дают результат только при их умеренном (не частом) использовании.

13) Что такое высокие гуманитарные технологии? Где и как они используются? (Обратите внимание на публикации Г.Г. Малинецкого). Какие в этой связи педагогические проблемы могут подниматься и решаться?

14) Проблематика конца света: реальность и мифы. Природный и социальный аспект проблемы. Проблемы образования и воспитания молодежи в этой связи.

15) Геометрия природных форм (традиционная и фрактальная геометрия). Объяснение организации и строения природных объектов с точки зрения фрактальной геометрии (дидактический аспект). (Хороший материал представлен в фильме «В поисках новых размерностей»). Нужны ли фракталы специалистам социально-гуманитарной сферы?

16) Проблема взаимоотношения математики и современной реальности (на примере современной физики).

17) Образование в интересах устойчивого развития. Что оно предполагает?

18) Ваша тема

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: