Особенности стиля модерн.




Объединяя мн-во направлений (сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и т.дв стиле модернСущ. 3 пути развития 1) до 1-й мир. войны -зарождение; 2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в иск-ве; 3) после 2-й мир. — активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созданием нов. форм. М-сты отрицают духовно-нравственные “абсолюты”. Они пытаются возродить мифотворческий метод. Идеи мистической “соборности” и “мифотворчества” отразились в символизм. Символисты отвергали традиции клас. поэзии и строили свой “новый” язык на основе древ. архаичных образов, стремились выразить объективное косвенным путем. Представители: Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки м-ской поэзии стали на путь полного разрыва с поэтической традицией, бунта против привычных норм стихотворной речи.

33Перемены в общественном сознании и культуре,сопровождающие переход к постиндустриальному обществу. Историю сегодня делят на 3 этапа.До индустриальный (история традицион аграрного общества)Индустриальный.Постиндустриальный.Эпоха индустриального началась в ср 19 в в Европе основой для развития стала научно техническая революция. В 20 в науч технич прогресс преображает общество.Внедрение результативного прогресса приводит к результатам, изменениям всего общества(прогресс мышления).Ср20 в-зрелое индустриальное общество(характерен высокий уровень жизни чел, ориентация на массовое производство, черта времени) внедрение поточного производства, массовая культура потребитель.К 60-70 г введен термин - пост индустриальное общество.Для этого характерно создание экономически услуг, доминирование слоя научн тех специалистов,центральная роль теоретического знания.Экономически перестраивается тяжелая индустрия-на1-е место наукоемкие технологии.Общество на стадии постоянного развития стали считать кибернетическим-информационным(техника, информатика,)Выходят из моды стандартные технологии, потребления.Большие индустр–ия или ее идея непохожести (индивидуальность).Политический плюрализм. Культурное многообразие.

34 Особенности славянской культуры дохристианского периода. Принято считать, что православные племена появились в центральной и восточной Европе в середине бронзового века.История восточн славян начин с1 тыс до н.э. Считается, что восточные славяне жившие достигли высокого уровня развития и оказались на пороге.Славянам удалось закрепить и создать могущ-ое государство.До создания го-ва славяне жили родовыми патриархальными общинами.Типичная форма поселения – деревни. Славяне создают шелковую письменность – шелк письмо(на нити завязывали узелки) и создавали книги – клубки.Почитались духи предков. Обожествляли стихийные силы природы (небо, солнце), что характерно для культур оседлых.У славян не было храмов и сословий жрецов. Служители и толкователи воли богов – кудесники. Место поклонения- святилища(жертвоприношение, моление). Располагали на возвышении и защищали рвами. В центре находилось каменное или деревянное божество. Жертва-плоды, животные, птицы, + чел. Религия не представляла строгой системы. Много богов.Во 2-й половине 1т.д.н.э. был Перун – восточный бог славян- грома и молнии.Почитался князями и княж дружинами. Вера распространялась в южн районах, а не на севере. Божество весны, через плодородие, …-Ярило. Вся природа представлялась одушевленной. представления- леса, реки были наполнены духами, мелкими божествами(леший, водяной, русалки). Сохранились после принятия христианства образы многих языческих богов слились христианскими богами –святых. Ярилий – ни Победоносец. Верование в языческих богов переплетаются с верованием церковных праздников, обрядами и стали различными суевериями.

35Различные теории, объясняющие возникновение русской государственности. В 18 столетии работавшими в то время в России нем историками Байроном,Миллером была сформулирована и названа норманнская теория.Согласно этой теории гос-во в древней Руси основано норманнами или варягами, т.е.жителями скандинавского полуострова -Дания, север Германия. Сообщение в источнике «Повести древнейших лет». Автор Нестер – о том, что славяне, новгородцы, кимеги – какое то время подчинялись варягам платили дань… Славянские племена объединились в союз, но появилась междоусобица. 3 брата – Рюрик (Новгород), Синиус (Белоозеро), Тривор (Изборске). После смерти власть Рюрика - последний наследник Р. Федор Иоаннович1 из первых противников был Ломоносов (против норманнской теории). В 19 в политические споры норманистов и анти норманистов продолжаются. Критики норманн теории Д.И. Иловайский, Гедеонова «Варяги и Русь». В пользу норманн теории говорят правители Олег, Ольга, Игорь.Обнаружены дружинные курганы – свидетельство что на данной территории происходили погребальные обряды. Варягов пригласили на княжение, они были наемные воины и защищали Русь от набегов. Позже варяги взяли власть в с вои руки вооруженным путем.

36Особенности восприятия образа монарха в России. В России монарха считали ставленником бога на земле. Народподчинялся богу, а значит, должен был повиноваться и монарху.Правителю государства это было очень выгодно.На Руси сакральным (священным) образ монарха был не всегда. До принятия христианства Русь была языческой. Язычество не освящало укрепление государства, власти князя. Оно также не объясняло многих социальных явлений, например материального неравенства. Поэтому в X в. русский князь Владимир посчитал, что язычество как идеология устарело и исчерпало себя. Новые общественные отношения требовали религии, которая быобъединила общество, несмотря на его неравенство, укрепила государство, освятила бы власть князя. Православие этим требованиям соответствовало. Таким образом, Русь приняла христианство, образ монарха стал священным.Сакрализация также выражалась в том, что после смерти князя церковь его канонизировала, т. е. признавала святым.

37Особенности освоения православия русским обществом. Языческая ментальность проявилась в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Отпечаток языческого видения проявляется и в структуре городов. В верхней части города жили лучшие люди, в нижней - простолюдины.Основными божествами считались Перун (покровитель плодородия и жизненных сил) и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье.Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов.Православие в большей степени, чем другие

е

елигии, соответствовало культурному типу славян, Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях русский язык.Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

38Отношения государства и церкви в Древней Руси. Переход к одной религии сопровождался становлением нового типа государственности на Руси. Православие задавало общий нормативный порядок для интеграции древнерусского государства. Церковь оказывала большое влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права. Особенность геополитического положения Древней Руси была в том, что она граничила как с западно-христианской цивилизацией, так и с исламским миром, иудейским Хазарским каганатом и степными кочевниками - язычниками.

39Значение для русской культуры понятия святости и культа святых. Святыми называют тех умерших, которых церковь признала обладающими сверхъестественной силой, способностью влиятьна судьбы людей, исцелять больных, быть посредниками междулюдьми и богом; они почитаются фактически как низшие божества.С культом предков было связано и поклонение их останкам и могилам, что вошло и в христианский культсвятых.Чаще всего святыми признавались монахи и князья. Церковь создала их жизнеописания — жития Наиболее крупными произведениями этого времени являются жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского. В древнерусской литературе известно более 150 жизнеописаний русских святых.Христианство в Византийском варианте ориентировалось надуховное преображение, на самосовершенствование и содержало идею коллективного спасения. Отсюда появление в России такого феномена, как духовность. В западноевропейском мире такого понятия не было. По отношению к европейским странам применялись такие словосочетания, как старая добрая Англия прекрасная Франция, в то время как о Руси говорили святая.Эти устойчивые выражения показывают, на чем сосредоточивалась культурная жизнь общества.__

40Влияние на историю и культуру России татаро-монгольского ига. После нашествия на Европу Батый создал мощное государство - Золотую Орду.На Руси было установлено монголо-татарское иго.Монголы сохранили на захваченных землях прежнюю систему государственного устройства и общественных отношений, но установили над ними контроль. Ханы орды стали выдавать разрешения на великое княжение на Руси. Для сбора дани монголо-татары ввели (сборщиков дани). Вначале дань собирали натурой, затем деньгами.Монгольское завоевание привело к длительному экономическому, политическому и культурному упадку Многие территории были разорены и опустошены, разрушены города.Во 2-й половине 15 в. в Россия, высвободившись из-под татарского ига, начинает осваивать мир.

41Значение реформ Петра I для дальнейшего развития русской культуры. Быстрое развитие науки и новых технологий. Полная победа светской власти над духовной. Просвещение становится отраслью государственной политики. Возникают школы, где учат не богословию, а точным наукам. Развитие типографского дела (стали выпускать много учебников). Издан “Букварь” и “Юности честное зерцало”. Появляются газеты. Введена цензура. Литература рассказывает об новых героях - людях незнатного происхождения, но умных и находчивых:Попытки написания отечественной истории. Новое направление искусства - чеканка медалей. Скульптурное искусство идет вместе с кораблестроением (разные фигуры украшали носы кораблей). Строительство парадных дворцов в Питере дало новый толчок к развитию скульптуры. В архитектуре появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного и культурно- просветительного назначения. На Урале строили заводы-крепости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: