Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.




Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе “вся власть от Бога”. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает, порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реальные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Современный католицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления.

Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели. Государство - это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря / государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими - чужаками.

В XVII-XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. Как отмечал французский мыслитель Д. Дидро, люди “осознали, что каждому человеку нужно поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил”.

В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. В.И. Ленин подчеркивал: “Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание “порядка”, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов”. Марксизм предполагает, что классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет (“отомрет”) и государство - таков конечный вывод марксистской теории.

В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л. Гумплович, К. Каутский) полагали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора - завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями.

Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие - “вот родители и повивальная бабка государства”, - полагал Л. Гумплович.

В целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и обязательной причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и т.д. Так, причиной появления первого в истории славян государства Карантании (территория нынешней Словении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима. Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости национальной обороны. И в то же время процесс централизации государственной власти был процессом насильственного присоединения русских земель - княжеств к единому центру, Москве.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.

 

 

Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

 

Территория – это физическая, материальная основа государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений.

 

Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела Другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

В современных условиях признак исключительного владения государством определенной территорией постепенно ослабевает, как бы размывается. Это проявляется прежде всего в том, что господство многих государств на своей собственной территории становится все более ограниченным за счет экономического, военного, политического и информационного проникновения других государств, образования межгосударственных объединений и блоков. Наличие данной тенденции развития государств вовсе не означает отмирания территории как конституирующего элемента государственности в современную эпоху. Государственно-территориальное деление остается реальностью сегодняшнего дня. Не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или за сохранение территориального единства.

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).

В научной литературе имеются различные интерпретации государственного народа. Одни авторы полагают, что “государственный народ” - общее понятие, которое охватывает разного рода крупные общности, возникающие преимущественно на этнической основе. Для народа характерна общность происхождения, языка и культуры.

Приведенная достаточно широко распространенная трактовка государственного народа не всегда отражает политические и исторические реальности. Так, США, Швейцария и некоторые другие страны сформировались как полиэтнические государства. Этническая общность далеко не всегда выступает государственнообразующим фактором. Учитывая это, некоторые ученые трактуют народ как общность хозяйственную и гражданскую, в отличие от нации как этнической группы.

 

Такая “деэтнизированная” трактовка народа как социальной основы государства отражает политические реальности современного мира точнее, нежели широкое, преимущественно этническое, понимание этой общности.

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства.

Суверенитет (лат. super - над) - не зависимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что “без единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса”.

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и на все. общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

В отличие от коллективной власти родового общества государственная власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной власти требует определенной организации формирования государственных учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии, судей и т.д.).

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения, выражающимися в законах и учреждениях, призванных гарантировать их исполнение. “Государство, подчеркивал М. Вебер, - является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие...”.

Подчеркнем, что формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства. Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия.

Сила, насилие и связанное с ним страдание неизбежные спутники человеческой жизни. Но то страдание, которое человеку приходится испытывать от государства, неизмеримо меньше страданий, которые выпали бы на его долю, не будь государства, не будь его сдерживающей зло силы, являющейся основой безопасности населения. Как образно заметил B.C. Соловьев, “государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы. Государство - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

 

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.

Экономическая функция выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

 

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами и функцию обороны страны.

2)Две модели общественного устройства. Самое разумное – выделить такие две модели: либеральную и государственническую. Либеральная модель – это ориентир на личность, государство служит личности, личностям, коллективу. Государственническая модель: государство – главная ценность человеческого коллектива; личность, личности и сам коллектив служат государству. У либеральной модели – своя идеология, составленная из либеральных идей разных философов. У государственнической модели идеология может быть марксистской, нацистской, исламистской. О гуманизме говорят все политики, и чем больше политик похож на палача, тем больше он говорит о гуманизме (большевики, например), поэтому это категория из определения модели должна быть изъята. И о справедливости следует говорить в другом месте: у одних это тотальное уравнивание, у других распределение по способностям, по вкладу, по инициативе. Что касается экологии, то варварами могут быть те и другие.

 

Первая модель обязательно связана с легитимацией частной собственности и свободой предпринимательства. А также с легитимацией всех прав и свобод человека. Страны Скандинавии, Западной Европы, Северной Америки, Япония, Южная Корея могут быть здесь приняты за образцы, разумеется, не идеальные. Вторая модель обязательно связана с культом государственной власти, нередко обожествлением ее. Тотальное огосударствление собственности – крайний, тоталитарный вариант этой модели, контролирующий все человеческие отношения снизу до верху. Коммунизм в Советской России, во Вьетнаме, Северной Корее, полпотовский коммунизм в Кампучии, маоистский в Китае, кастровский на Кубе продемонстрировали нам его. В середину следует поставить общественные порядки, где властители делают некоторые послабления в экономике. Таковы были фашистская Италия, нацистская Германия, Ирак Саддама Хусейна, Ливия Моамара Каддафи, таковым является современный Китай.

 

Первая модель развивается, социализируется, медленно, но верно реализует требования граждан. Ее слабые стороны, вытекающие из погони за эффективностью производства и прибылью, – поляризация доходов и рост безработицы. Однако гибкость и способность к компромиссам, делают ее устойчивой. Вторая модель изобилует тюрьмами, лагерями для инакомыслящих, инаковерующих, для всех недовольных, «нестандартных». На первых порах, она, вследствие жестких мобилизационных мер, дает некоторый успех, а потом выдыхается, коснеет и загнивает, потому что деспотия глушит все естественные трудовые стимулы. И гибнет, а точнее – либерализуется, то есть приближается к первой модели. Примеры? СССР, страны Восточной Европы. Китай остановился на полпути. Однако следует сделать оговорку: государственническая модель эффективнее либеральной во время войны. Концентрация всех человеческих потенций в одних руках позволяет более эффективно организовать защиту и победу, чем их разброс в либеральной модели.

Марксизм «окармливает» одну из государственнических моделей общественного устройства – коммунистическую модель. Экономическое кредо Маркса: способ производства материальных благ определяет образ жизни людей – государственное устройство, юридические и нравственные отношения, идеологию. Политическое острие Марксовой философии: насилие – повивальная бабка истории, революции – локомотивы прогресса. Главный классик марксизма не просто написал теорию, он создал логически связанное учение о построении деспотического общества с диктатурой пролетариата, а точнее – с диктатурой выступающей от имени пролетариата партии.

Экономика – жесткая вещь: есть захочешь – запросишь хлеба и забудешь не только о свободе, но и о многом другом. С ума сходят, на преступления идут голодные на этой почве. Если писать теорию специально для голодных, то лучше марксизма ничего не придумаешь. А если в обществе нет голодных или они составляют исключение?.. Можно согласиться с Марксом, что «Способ производства материальной жизни обуславливает все социальные, политические и духовные жизненные процессы». Однако обуславливает, то есть создает условия, отнюдь не определяет, тем более не порождает, не производит. Общественное бытие определяет сознание, базис определяет политическую систему, правовые и нравственные отношения, идеологию? Не слишком ли большая власть отдается экономике?

Но почва не определяет сорт растущего на ней цветка, фундамент дома не определяет качества построенного на нем дома, тем более качества жизни в доме, сцена не определяет качества поставленной на ней пьесы, тем более качества игры актеров. Основание не есть сущность, сущность лежит глубже, она и определяет. А еще точнее, если следовать логике Гегеля, понятие придает смысл развивающемуся предмету и придает его развитию свое направление.

Превратили хлебы в камни, наелись досыта – а дальше что? Даже животное в жизни своей животной не только ищет пищу, но играет, состязается, «любит». Что касается человека, то «дальше» у него – настоящая жизнь. Он познает и испытывает удовлетворение от познанной истины, создает художественные изделия и наслаждается красотой, постигает нравственные ценности и живет нравственно, создает правовые отношения и строит государство. Дана ему природой и любовь – высшее из всех благ. А свобода является мерой той высоты, на которую поднялись человеческие отношения. Если говорить о факторах, которые определяют нашу жизнь, придают ей качество и образ, то я назвал бы прежде всего нравственные заповеди, идеологию и науку, которые хоть и обусловлены уровнем экономического развития общества, но не определяются им. Которые чертят в истории свою линию. понедельник, 6 февраля 2012 г.

 

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

 

 

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

 

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

 

1) это, как правило, единоличное правление;

 

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

 

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

 

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

 

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

 

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

 

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

 

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

 

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

 

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

 

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

 

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

 

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

 

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

 

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

 

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

 

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

 

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

 

Унитарное государство имеет следующие признаки:

 

1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

 

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

 

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

 

4) единая система законодательства для всего государства;

 

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

 

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

 

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

 

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

 

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

 

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

 

Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

 

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

 

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

3) Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

 

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

 

Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Действует Конституция, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993.

В административном отношении Россия состоит из республик, краёв, областей, городов федерального подчинения, автономных округов, которые являются субъектами Федерации. Согласно Конституции РФ все субъекты Федерации равноправны. В то же время Конституция РФ фиксирует и некоторые различия в правовом положении субъектов Федерации. Так, республики в составе РФ имеют собственные Конституции, а все прочие субъекты Федерации — уставы. Республикам в составе России предоставлено право устанавливать свои государственные языки, которые в государственных учреждениях республик употребляются наряду с русским языком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: