Социалистический реализм глобальная политизация культуры 20-30 годов




Социалистический реализм, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с конца 1950-х гг.) расширить «теоретическую базу» социалистического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А.А. Ахматовой, Д.Д. Шостаковича, С.М. Эйзенштейна, П.П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам.

Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в кон. 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с кон. 50-х гг.) или принципом эстетически «от-крытой системы» (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К концу 80-х гг. социалистический реализм становится историко-литературным термином. Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Родоначальником социалистического реализма явился крупнейший писатель М. Горький (наст. имя — A.M. Пешков; 1868—1936). Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний: в 1887 году он даже пытался покончить с собой. Горький принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками, создал панораму героических образов, которые представляли новый тип рево-люционеров-интеллигентов. На него влияли самые разные, иногда несовместимые между собой, философские течения — от идей французского Просвещения и позитивизма до ницшевского индивидуализма и философии жизни А. Шопенгауэра. Отсюда, видимо, проистекает противоречивость его мировоззрения и непоследовательность поступков: Горький то обличал советскую власть в развязывании террора («Несвоевременные мысли», 1918), то верно служил ей, пропагандируя социалистический образ жизни и восхваляя Сталина. Свои политические симпатии Горький выразил в знаменитом романе «Мать» (1906), а религиозные поиски, идеи богостроительства — в повести «Исповедь» (1908).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е.И. Замятин, A.M. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, В.Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств», В 1934 году он возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 году Горький написал роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», являющуюся энциклопедией жизни русской интеллигенции за 40 лет. Несомненно, Горький являлся одной из ключевых фигур литературного рубежа XIX—XX столетий и советской литературы.

Советская литература второй половины XX века

Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература в середине и во второй половине XX века дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский.

Великий русский писатель, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда М.А. Шолохов (1905—1984) не испытывал притеснений со стороны официальных властей. Но подобное не означает, что художественное мастерство у него было подменено партийной преданностью. Шолохову удалось, в отличие от множества других советских писателей, добив-шихся официальных почестей, создать гениальные произведения. Среди них роман «Тихий Дон» (1928— 1940), изображающий драматическую судьбу донского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. В романе «Поднятая целина» (1932—1960) передана неповторимая атмосфера и накал эпохи коллективизации советской деревни.

Иначе сложилась судьба великого русского писателя и поэта Б.Л. Пастернака (1890—1960), родившегося в семье, которая служила своеобразным культурным центром. Здесь часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л.Н. Толстой, Н.Н. Ге, А.Н. Скрябин, В.А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую привязанность твор-чества Пастернака в культурной традиции России. В детстве Пастернак обучался живописи, затем всерьез готовился к композиторской карьере, пока не поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, где слушал лекции знаменитых философов. Его главной книгой стал роман «Доктор Живаго» (1946—1955). В центре повествования — жизнь и судьба врача Юрия Живаго, оказавшегося в центре революционных со-бытий. Но это не документальный рассказ о войнах и революциях — книга посвящена «вечным» вопросам бытия — смерти и бессмертию, глубинной связи жизни отдельного человека с родной культурой и историей, смыслу и предназначению человеческого существования. Роман имеет религиозную окрашенность: изображение жизненного пути человека как хождения по мукам. Культура представляется как результат устремленности человечества к бессмертию. В сталинские годы Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, а в 1958 году советские власти вынуждают Пастернака отказаться от Нобелевской премии, присужденной ему за «Доктора Живаго» — один из самых читаемых русских романов во всем мире. Пастернака обвинили в антисоветской пропаганде, презрении к русскому народу, преклонении перед Западом. Большинство участников пленума Союза писателей высказались за его исключение из Союза.

Другой лауреат Нобелевской премии, великий русский писатель А.И. Солженицын (р. 1918), прошел фронт и был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды. Тем не менее в 1945 году его арестовали за антисталинские высказывания и отправили в ГУЛАГ, который он опишет в своем знаменитом романе «Архипелаг ГУЛАГ», (1973). За публикацию в 1962 году рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицын сначала был выдвинут на Ленинскую премию, а затем исключен из Союза писателей. В 1974 году Солженицын еще раз арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ. Его произведения распространяются в России через самиздат. В 1994 году он приезжает в Россию, ему возвращают гражданство, и он активно включается в общественную жизнь. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики XIX века, трагические судьбы героев осмысливаются в свете нравственного и христианского идеала. В 10-томном «Красном колесе» (1971—1991), на огромном фактическом материале рассматриваются причины и ход революции 1917 года. В его романах дан «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР.

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.

Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.

Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно — через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и под-готовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы).

Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация — не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.

Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917—1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. отрицая культурное наследие.

В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей.

Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения.

В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, — переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения.

Поэтическим символом революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.

Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют «внутренней эмиграцией ».

Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866—1944).

Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878—1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus — высший, последний), или искусства геометрической абстракции.

ОДНОЙ ИЗ центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885—1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.

Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П. Н. Филонов (1883—1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда — так называемого аналитического искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: