Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. ФГОС дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации и повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Повышение психологической культуры воспитателя — необходимая и важная составляющая психологизации образовательного процесса. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы психолога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Взаимодействуя с руководителем ДОУ, педагог-психолог оказывает психологическую поддержку новым работникам коллектива во время их адаптации, принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов, проводит индивидуальное психологическое консультирование, участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК, обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Педагог-психолог может вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта, формировать содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей, организовывать и проводить консультации по вопросам развития детей, составлять индивидуальные образовательные маршруты. Педагог-психолог консультирует коллег и родителей по коррекции отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере развития воспитанников, содействует повышению уровня культуры общения с родителями, способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
В современной ситуации развития дошкольного образования возникает необходимость в непосредственном участии педагога-психолога в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ, в анализе образовательной работы и формировании содержания психолого-педагогической работы. На наш взгляд, участие педагога-психолога при организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием повышения качества образовательного процесса. Педагог-психолог может выступать в роли эксперта, с предложениями по вопросам создания развивающего предметного пространства, содействовать формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников, проводить психологическое сопровождение конкурсов «Почемучки», «Веселые старты», «Конкурс семейных газет» и др.
На наш взгляд, участие педагога-психолога в проектировании образовательной программы может быть следующим.
Приказом по ДОУ педагог-психолог вводится в состав рабочей группы по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, под руководством старшего воспитателя, совместно с педагогами формирует содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению ими образовательных областей в разных видах деятельности со взрослыми и детьми, принимает участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов на основе данных мониторинга.
В течение учебного года в ДОУ организуется еженедельное планирование с участием педагогов. Например, в совместной работе педагога-психолога и старшего воспитателя в ДОУ был создан банк рекомендаций по использованию педагогами игрового и дидактического материала, заданий и упражнений для развития психических функций детей и др. На основании комплексно-тематического плана был составлен план взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми в каждой возрастной группе: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и педагога-психолога. В соответствии с разработанной в ДОУ циклограммой деятельности педагог-психолог имел возможность включиться в режимные моменты, самостоятельную и совместную деятельность детей и педагога.
В утренние часы педагог-психолог встречает детей и родителей в группах детского сада, осуществляет положительный настрой на предстоящий день, по необходимости консультирует родителей и педагогов. Психологом используются следующие формы работы: ситуативная беседа, коммуникативные игры, игры на сплочение детского коллектива, и др. В утренние часы может осуществляться психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью конкретного ребенка, взаимоотношений детей и взрослых, которые проводятся по запросу администрации, педагогов и родителей.
Во время непосредственно образовательной деятельности педагог-психолог осуществляет наблюдение за организацией разнообразных видов деятельности с детьми, помогает в создании эмоционального настроя, предлагает игры на развитие психических процессов, упражнения для активизации дыхания и голоса и др. Педагог-психолог обязательно осуществляет психологическое сопровождение детей на музыкальных и физкультурных занятиях, на праздниках, во время развлечений и досугов, участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений. На прогулке организует с детьми игры для развития коммуникативных умений и игры на социальное развитие детей. В течение дня педагог-психолог проводит психопрофилактические мероприятия с детьми с целью психогигиены детей и предупреждения психоэмоционального напряжения.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников помогает педагогам комплектовать кружки и творческие объединения, организовывать и проводить Дни открытых дверей в ДОУ.
В вечернее время педагог-психолог организует совместную деятельность с дошкольниками, в соответствии с ИКОМ, по формированию школьной готовности, развитию эмоционально-волевой сферы детей. В детском саду под руководством педагога-психолога работает «Мастерская по изготовлению традиционной тряпичной куклы», что вызывает большой интерес у дошкольников, способствует развитию их творческой активности и является средством изотерапии. В течение учебного года дети создают такие образы кукол как, Зерновушка, Тульская нарядная куватка, домашний оберег, Снегурочка, Пеленашка, Веснянка, Вербный ангел, Мартинички и др.
На наш взгляд, согласованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений позволяет повысить качество образовательного процесса. Организованная таким образом деятельность педагога-психолога позволяет ему проявить себя в разных профессиональных ролях: психолога-проектировщика, психолога-преподавателя, психолога-куратора, психолога-эксперта.
Болью организм сигналит нам о своих проблемах и необходимости их скорейшего решения. Если Вас беспокоят боли в левом боку спины знайте, причины могут быть самыми разными. Посетите сайт «Медицина и здоровье» и найдите ответы на интересующие Вас вопросы о причинах, симптомах и особенностях лечения тех или иных заболеваний.
Психологу необходимо четко различать объекты сопровождения, его предмет и средства. На основании этого определяется содержание деятельности педагога-психолога в ДОУ, формы и методы работы, а также оценивается эффективность условий реализации программы сопровождения естественного развития ребенка. Кроме того, это позволяет определить частные случаи сопроводительной деятельности, различные тактики развития индивидуально-личностного потенциала. Как показано на схеме, деятельность психолога предполагает взаимодействие со всеми участниками процесса сопровождения. Следовательно, важно разграничить функциональные обязанности каждого участника. Однако функции сопровождающих определяются предметом сопровождения, поэтому мы не считаем необходимым подробно останавливаться на этом.
Проблема сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе как с точки зрения педагогической психологии, так и психологии развития.
Психолого-педагогическое сопровождение -это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Для решения поставленных задач мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как модель деятельности педагога-психолога в детском образовательном учреждении, направленную на оптимизацию индивидуально-личностного развития дошкольника при взаимодействии с окружающим миром.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает: удовлетворение базовых потребностей ребенка; обеспечение в ДОУ психологической и социальной безопасности; удовлетворение первичных интересов дошкольника; превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками; формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.
В системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса. Однако анализ литературы показывает, что сочетание видов сопровождения определяется спецификой региональной культуры и психологической компетентностью работников образования. Педагог-психолог ДОУ определяет объект, предмет и средства психолого-педагогического сопровождения, разрабатывает определенные тактики сопровождения, реализует общую стратегию сопроводительной деятельности в учреждении. В зависимости, от предмета сопровождения распределяются и функциональные обязанности всех участников процесса.
Задача психолого-педагогического сопровождения:
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
· сохранения и поддержка индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
· формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
· обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
· формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
· обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограни ченных возможностей здоровья);
· обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
· определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).