Экологическая тропа Часть 2. «Путь к здоровью»
Разработка экологической тропы от 1 мкр Заозерного до п.Левашово. (2018-2019 г.г.)
Основная цель экологической тропы состоит во взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. При этом в задачу обучения входит расширение естественно - научного кругозора посетителей, а воспитательная цепь направлена на формирование чувства любви к природе, здоровью, заинтересованности в ее сохранении и ответственности за ее судьбу.
Назначение учебной экологической тропы состоит в том, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей, дли формирования культуры поведения человека в окружающей среде.
Учебная экологическая тропа рассчитана на разные категории посетителей: школьники, студенты, молодые мамы, пожилые люди, и отдыхающие (туристы).
Большое значение имеет тропа для учащихся средних школ. Они имеют возможность овладевать частью программного учебного материала (по географии, биологии,экологии), а также:
1) изучать объекты и явления природы;
2) познавать виды природопользования;
3) приобретать опыт взаимодействия человека и природы;
4) пропагандировать идеи охраны природы среди населения.
По сути, экологическая тропа - это учебно-просветительский кабинет в природных условиях.
Важнейшим условием создания тропы является обеспечение ее информацией (составом экскурсионных объектов). При выборе маршрута тропы необходимо, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы (формы рельефа, водоемы, типичные растительные сообщества и др.). Информацию дают также установленные на тропе щиты и знаки.
План и примерный перечень стоянок экологической тропы
Участок с небольшим набором растений и прилегающие к нему естественные биоценозы представляют собой не идеальный, но вполне приемлемый вариант экологической тропы.
1 точка(станция 1- Начало Экотропы (территория за медколледжем ).
Помещаем баннер с планом тропы, выполненный на листе пластика или фанеры. Устанавливаем скамейки.
Точка(станция 2- Парковая зона. Создание парковой зоны (в 200 м от 1 станции).
Высаживать различные растения: деревья, кустарники, цветники. Расположить баннер (таблицу с понятиями о фитоценозах, зооценозах, биоценозах, биогеоценозах). Влияние факторов среды на количество видов, особей. Адаптивные особенности организмов разных экологических групп: мезофиты, ксерофиты. Демонстрация приспособлений к взаимному произрастанию: разновременность цветения, разная высота, размещение листовой поверхности, продолжительность и т. д. Поставить кормушки для животных и птиц. Поставить беседку для отдыха.
точка – станция «Метеоплащадка» (на расстоянии 400-500 м от станции 2).
Организация площадки на экологической тропе имеет большое значение:
1. Ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды есть деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его способности.
2. Этот вид деятельности позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.
3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические, повторные, и длительные, самостоятельные наблюдения - исследования за растениями и животными в уголке природы.
4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.
5. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе.
6. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы.
7. Дети на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.
8. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей подведению детей к философскому понятию всеединства мира.
9. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.