H0: Доля лиц, у которых проявляется дальтонизм, в выборке мужчин не больше, чем в выборке женщин.
H1: Доля лиц, у которых проявляется дальтонизм, в выборке мужчин больше, чем в выборке женщин.
Группа | "Есть эффект": задача решена | "Нет эффекта": задача не решена | Сумма |
Количество испытуемых | Количество испытуемых | ||
1 группа | А = 38 (7,9%) | В = 442 (92,1%) | 480 (100%) |
2 группа | С = 6 (1,2%) | D = 514 (98,8%) | 520 (100%) |
Точный критерий Фишера рассчитывается по следующей формуле:
φ = = 5,53
φ*эмп = 5,53
φ кр = 1,64 при р 0,05,
φ кр = 2,31 при р 0,01
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается
Вывод. Доля лиц, у которых проявляется дальтонизм, в выборке мужчин больше, чем в выборке женщин
Задание 4
Специалистами-психологами по запросу руководства лечебного учреждения проводилось исследование карьерных ориентаций специалистов-врачей данного учреждения с использованием опросника «Якоря карьеры». Для изучения данного вопроса были отобраны две группы испытуемых: первая группа (группа1) состояла из 30 врачей, стаж работы по специальности которых составлял не более 3-х лет, вторую группу (группа 2) составили врачи со стажем работы более 20 лет. В таблице 2 представлены результаты исследования карьерной ориентации «профессионализм», отражающей стремление человека к постоянному профессиональному росту и развитию, желанию достичь наивысших успехов в своей профессии. Проанализируйте (с использованием критерия Стьюдента) результаты исследования и определите, меняется ли ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности. Дайте рекомендации руководителю лечебного учреждения по оптимальному построению плана профессионального развития специалистов.
|
Таблица 2
№ исп | |||||||||||||||
Группа 1 | 5,2 | 3,4 | 9,4 | 7,6 | 9,6 | 6,2 | 5,2 | 8,2 | 7,4 | 8,8 | 9,6 | 7,6 | |||
Группа 2 | 8,2 | 8,6 | 8,2 | 7,6 | 8,2 | 8,2 | 7,8 | 6,8 | 7,8 |
№ исп | |||||||||||||||
Группа 1 | 3,8 | 7,6 | 8,6 | 6,8 | 8,2 | 5,6 | 5,8 | 7,6 | 9,4 | 4,4 | 8,4 | 8,4 | |||
Группа 2 | 8,4 | 4,6 | 7,6 | 3,8 | 8,2 | 4,4 | 8,8 | 7,4 | 3,4 | 7,6 | 6,4 | 9,6 |
Решение
Используем t-критерий Стьюдента
Гипотезы
Н0: ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности не меняется.
H1: ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности меняется.
№ | Выборки | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
Профессии | Научные абстракции | Профессии | Научные абстракции | Профессии | Научные абстракции | |
5,2 | 8,2 | -1,86 | 0,58 | 3,4596 | 0,3364 | |
3,4 | -3,66 | 2,38 | 13,3956 | 5,6644 | ||
9,4 | 8,6 | 2,34 | 0,98 | 5,4756 | 0,9604 | |
7,6 | 8,2 | 0,54 | 0,58 | 0,2916 | 0,3364 | |
9,6 | 2,54 | -1,62 | 6,4516 | 2,6244 | ||
7,6 | -2,06 | -0,02 | 4,2436 | 0,0004 | ||
6,2 | 8,2 | -0,86 | 0,58 | 0,7396 | 0,3364 | |
0,94 | 1,38 | 0,8836 | 1,9044 | |||
5,2 | 8,2 | -1,86 | 0,58 | 3,4596 | 0,3364 | |
8,2 | 1,14 | 2,38 | 1,2996 | 5,6644 | ||
7,4 | 7,8 | 0,34 | 0,18 | 0,1156 | 0,0324 | |
8,8 | 6,8 | 1,74 | -0,82 | 3,0276 | 0,6724 | |
9,6 | 2,54 | 0,38 | 6,4516 | 0,1444 | ||
7,6 | 7,8 | 0,54 | 0,18 | 0,2916 | 0,0324 | |
-0,06 | 2,38 | 0,0036 | 5,6644 | |||
3,8 | 8,4 | -3,26 | 0,78 | 10,6276 | 0,6084 | |
4,6 | -0,06 | -3,02 | 0,0036 | 9,1204 | ||
7,6 | 7,6 | 0,54 | -0,02 | 0,2916 | 0,0004 | |
3,8 | -2,06 | -3,82 | 4,2436 | 14,5924 | ||
8,6 | 8,2 | 1,54 | 0,58 | 2,3716 | 0,3364 | |
6,8 | 4,4 | -0,26 | -3,22 | 0,0676 | 10,3684 | |
8,2 | 8,8 | 1,14 | 1,18 | 1,2996 | 1,3924 | |
5,6 | -1,46 | 2,38 | 2,1316 | 5,6644 | ||
5,8 | 7,4 | -1,26 | -0,22 | 1,5876 | 0,0484 | |
7,6 | 3,4 | 0,54 | -4,22 | 0,2916 | 17,8084 | |
9,4 | 7,6 | 2,34 | -0,02 | 5,4756 | 0,0004 | |
4,4 | -2,66 | -3,62 | 7,0756 | 13,1044 | ||
8,4 | 6,4 | 1,34 | -1,22 | 1,7956 | 1,4884 | |
-0,06 | 2,38 | 0,0036 | 5,6644 | |||
8,4 | 9,6 | 1,34 | 1,98 | 1,7956 | 3,9204 | |
Суммы: | 211,8 | 228,6 | 0,00 | 0,00 | 88,652 | 108,828 |
Среднее: | 7,06 | 7,62 | ||||
s(x)= | 1,748418 | |||||
s(y)= | 1,937186 | |||||
станд.ошибка | 0,476433 | |||||
t(эмп) | -1,1754 |
|
Средние арифметические составляют в выборке врачей, стаж работы по специальности которых составлял не более 3-х лет – 7,06, в выборке врачей со стажем работы более 20 лет – 7,62.
Подсчет выражения дает:
tэм =
Число степеней свободы k = 30 + 30 – 2 = 58.
Критические значения
tкр = 2, p≤0,05
tкр = 2,66, p≤0,01
Полученное эмпирическое значение t(1,2) находится в зоне незначимости. Принимается гипотеза Н0: ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности не меняется.
Вывод.
Ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности не меняется.
Рекомендовано:
- создание служб развития персонала в поликлиниках, позволяющих осуществлять психологическое сопровождение профессионального роста врача,
- поддерживать требуемые психологические характеристики, являющиеся факторами успешности, на достаточном уровне. Решению данных задач могут служить различные коррекционно-развивающие программы, позволяющие повысить оптимальность профессионального развития.
|
Задание 5
Контроль знаний десяти студентов по двум предметам – физике и химии – был осуществлен с использованием тестирования. Результаты тестирования были оценены по 100-балльной шкале:
Результаты тестирования по физике: 98, 94, 88, 80, 76, 70, 63, 61, 60, 58;
Результаты тестирования по химии соответственно: 92, 93, 83, 80, 55, 60, 45, 72, 62, 70.
На основании результатов тестирования определите, существует ли взаимосвязь между знаниями студентов по физике и химии.
Решение
Для определения взаимосвязи между знаниями студентов по физике и химии используем критерий Спирмена.
Сформулируем гипотезы.
Н0: Взаимосвязь между знаниями студентов по физике и химии статистически значимо не отличается от нуля.
Н1: Взаимосвязь между знаниями студентов по физике и химии статистически значимо отличается от нуля.
N | Значения Гр.физика | Ранг Гр.физика | Значения Гр.химия | Ранг Гр.химия | d (ранг Гр.физика - ранг Гр.химия) | d2 |
-1 | ||||||
-3 | ||||||
-2 | ||||||
-4 | ||||||
Суммы |
Произведем расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
= 0,636
Определяем r -критическое при n = 10 для p<0,05 r Кр = 0,64; для p<0,01 r Кр = 0,79
Сравниваем r -критическо и r -эмпирическое.
Т.к. rЭмп < r Кр
Н0 принимается. Взаимосвязь между знаниями студентов по физике и химии не достигает уровня статистической значимости.
Вывод. Между знаниями студентов по физике и химии взаимосвязи нет. Уровень знаний по физике не зависит от уровня знаний по химии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии: учебник для бакалавров / О.Ю. Ермолаев-Томин. – 4-е изд., перреаб и доп. – М.: Юрайт, 2013. –511 с.
2. Митина О.В. Математические методы в психологии: практикум / О.В. Митина. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 238 с.
3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретации данных / А.Д. Наследов. – СПб., 2006. –392 с.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб, 2004. – 350 с.