Гипотезы критерия Фишера




H0: Доля лиц, у которых проявляется дальтонизм, в выборке мужчин не больше, чем в выборке женщин.

H1: Доля лиц, у которых проявляется дальтонизм, в выборке мужчин больше, чем в выборке женщин.

Группа "Есть эффект": задача решена "Нет эффекта": задача не решена Сумма
Количество испытуемых Количество испытуемых
1 группа А = 38 (7,9%) В = 442 (92,1%) 480 (100%)
2 группа С = 6 (1,2%) D = 514 (98,8%) 520 (100%)

 

Точный критерий Фишера рассчитывается по следующей формуле:

φ = = 5,53

φ*эмп = 5,53

φ кр = 1,64 при р 0,05,

φ кр = 2,31 при р 0,01

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается

Вывод. Доля лиц, у которых проявляется дальтонизм, в выборке мужчин больше, чем в выборке женщин

 

Задание 4

 

Специалистами-психологами по запросу руководства лечебного учреждения проводилось исследование карьерных ориентаций специалистов-врачей данного учреждения с использованием опросника «Якоря карьеры». Для изучения данного вопроса были отобраны две группы испытуемых: первая группа (группа1) состояла из 30 врачей, стаж работы по специальности которых составлял не более 3-х лет, вторую группу (группа 2) составили врачи со стажем работы более 20 лет. В таблице 2 представлены результаты исследования карьерной ориентации «профессионализм», отражающей стремление человека к постоянному профессиональному росту и развитию, желанию достичь наивысших успехов в своей профессии. Проанализируйте (с использованием критерия Стьюдента) результаты исследования и определите, меняется ли ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности. Дайте рекомендации руководителю лечебного учреждения по оптимальному построению плана профессионального развития специалистов.

 

Таблица 2

№ исп                              
Группа 1 5,2 3,4 9,4 7,6 9,6   6,2   5,2 8,2 7,4 8,8 9,6 7,6  
Группа 2 8,2   8,6 8,2   7,6 8,2   8,2   7,8 6,8   7,8  

 

№ исп                              
Группа 1 3,8   7,6   8,6 6,8 8,2 5,6 5,8 7,6 9,4 4,4 8,4   8,4
Группа 2 8,4 4,6 7,6 3,8 8,2 4,4 8,8   7,4 3,4 7,6   6,4   9,6

 

Решение

 

Используем t-критерий Стьюдента

Гипотезы

Н0: ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности не меняется.

H1: ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности меняется.

Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений
Профессии Научные абстракции Профессии Научные абстракции Профессии Научные абстракции
  5,2 8,2 -1,86 0,58 3,4596 0,3364
  3,4   -3,66 2,38 13,3956 5,6644
  9,4 8,6 2,34 0,98 5,4756 0,9604
  7,6 8,2 0,54 0,58 0,2916 0,3364
  9,6   2,54 -1,62 6,4516 2,6244
    7,6 -2,06 -0,02 4,2436 0,0004
  6,2 8,2 -0,86 0,58 0,7396 0,3364
      0,94 1,38 0,8836 1,9044
  5,2 8,2 -1,86 0,58 3,4596 0,3364
  8,2   1,14 2,38 1,2996 5,6644
  7,4 7,8 0,34 0,18 0,1156 0,0324
  8,8 6,8 1,74 -0,82 3,0276 0,6724
  9,6   2,54 0,38 6,4516 0,1444
  7,6 7,8 0,54 0,18 0,2916 0,0324
      -0,06 2,38 0,0036 5,6644
  3,8 8,4 -3,26 0,78 10,6276 0,6084
    4,6 -0,06 -3,02 0,0036 9,1204
  7,6 7,6 0,54 -0,02 0,2916 0,0004
    3,8 -2,06 -3,82 4,2436 14,5924
  8,6 8,2 1,54 0,58 2,3716 0,3364
  6,8 4,4 -0,26 -3,22 0,0676 10,3684
  8,2 8,8 1,14 1,18 1,2996 1,3924
  5,6   -1,46 2,38 2,1316 5,6644
  5,8 7,4 -1,26 -0,22 1,5876 0,0484
  7,6 3,4 0,54 -4,22 0,2916 17,8084
  9,4 7,6 2,34 -0,02 5,4756 0,0004
  4,4   -2,66 -3,62 7,0756 13,1044
  8,4 6,4 1,34 -1,22 1,7956 1,4884
      -0,06 2,38 0,0036 5,6644
  8,4 9,6 1,34 1,98 1,7956 3,9204
Суммы: 211,8 228,6 0,00 0,00 88,652 108,828
Среднее: 7,06 7,62        
s(x)= 1,748418          
s(y)= 1,937186          
станд.ошибка 0,476433          
t(эмп) -1,1754          

 

Средние арифметические составляют в выборке врачей, стаж работы по специальности которых составлял не более 3-х лет – 7,06, в выборке врачей со стажем работы более 20 лет – 7,62.

Подсчет выражения дает:

tэм =

Число степеней свободы k = 30 + 30 – 2 = 58.

Критические значения

tкр = 2, p≤0,05

tкр = 2,66, p≤0,01

Полученное эмпирическое значение t(1,2) находится в зоне незначимости. Принимается гипотеза Н0: ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности не меняется.

Вывод.

Ориентация на достижение высоких профессиональных достижений в зависимости от стажа работы по специальности не меняется.

Рекомендовано:

- создание служб развития персонала в поликлиниках, позволяющих осуществлять психологическое сопровождение профессионального роста врача,

- поддерживать требуемые психологические характеристики, являющиеся факторами успешности, на достаточном уровне. Решению данных задач могут служить различные коррекционно-развивающие программы, позволяющие повысить оптимальность профессионального развития.

 

Задание 5

 

Контроль знаний десяти студентов по двум предметам – физике и химии – был осуществлен с использованием тестирования. Результаты тестирования были оценены по 100-балльной шкале:

Результаты тестирования по физике: 98, 94, 88, 80, 76, 70, 63, 61, 60, 58;

Результаты тестирования по химии соответственно: 92, 93, 83, 80, 55, 60, 45, 72, 62, 70.

На основании результатов тестирования определите, существует ли взаимосвязь между знаниями студентов по физике и химии.

 

Решение

 

Для определения взаимосвязи между знаниями студентов по физике и химии используем критерий Спирмена.

Сформулируем гипотезы.

Н0: Взаимосвязь между знаниями студентов по физике и химии статистически значимо не отличается от нуля.

Н1: Взаимосвязь между знаниями студентов по физике и химии статистически значимо отличается от нуля.

N Значения Гр.физика Ранг Гр.физика Значения Гр.химия Ранг Гр.химия d (ранг Гр.физика - ранг Гр.химия) d2
             
          -1  
             
             
             
             
             
          -3  
          -2  
          -4  
Суммы            

 

Произведем расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

= 0,636

Определяем r -критическое при n = 10 для p<0,05 r Кр = 0,64; для p<0,01 r Кр = 0,79

Сравниваем r -критическо и r -эмпирическое.

Т.к. rЭмп < r Кр

Н0 принимается. Взаимосвязь между знаниями студентов по физике и химии не достигает уровня статистической значимости.

Вывод. Между знаниями студентов по физике и химии взаимосвязи нет. Уровень знаний по физике не зависит от уровня знаний по химии.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии: учебник для бакалавров / О.Ю. Ермолаев-Томин. – 4-е изд., перреаб и доп. – М.: Юрайт, 2013. –511 с.

2. Митина О.В. Математические методы в психологии: практикум / О.В. Митина. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 238 с.

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретации данных / А.Д. Наследов. – СПб., 2006. –392 с.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб, 2004. – 350 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: