Граффити: порча имущества или объект авторского права?




Автор: В. А. Удалкин

Как известно, имеющиеся в законодательстве нормы часто не могут обеспечить адекватного правового регулирования отношений, складывающихся по поводу тех или иных новшеств, которые постоянно возникают в различных сферах человеческой деятельности. В сфере художественного творчества к указанным новшествам сегодня может быть отнесено такое авангардное урбанистическое направление в изобразительном искусстве как искусство граффити. Имея широкое распространение по всему миру, в России граффити также за последние несколько лет стало в среде молодёжи одним из популярных средств творческого самовыражения. Однако, не смотря на это, правовая квалификация результатов деятельности художников, специализирующихся на граффити, связана с рядом проблемных вопросов, некоторые из которых мы и рассмотрим.

Как произведения изобразительного искусства граффити представляют собой рисунки, либо надписи характерного вида, выполненные в броской экспрессивной манере, как правило, яркими красками на стенах различных зданий и помещений, заборах, транспортных средствах.

Из данного определения видно, что граффити относится к произведениям живописи, которые в силу прямого указания закона входят в круг объектов авторского права (п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее – ЗоАП РФ), п. 1 ст. 1259 IV части ГК РФ). Однако это вовсе не значит, что граффити как произведения живописи следует сразу же причислить к произведениям, охраняемым авторским правом. Необходимо, установить соответствие граффити условиям предоставления произведениям автор-ско-правовой охраны.
Первым условием является необходимость существования произведения в какой-либо объективной форме (п. 1 ст. 6 ЗоАП РФ, п. 3 ст. 1259 IV части ГК РФ). Объективная форма граффити выражается в виде соответствующих изображений, которые могут быть созданы на поверхностях различных вещей. При этом важно то, что данные вещи (наиболее используемые для создания граффити вещи мы указали выше) обладают самостоятельной функциональной ценностью и изначально не рассчитаны для нанесения на них граффити.

Вторым условием предоставления произведению авторско-правовой защиты является требование о создании произведения в результате творческого труда (п. 1 ст. 6 ЗоАП РФ, ст. 1257 IV части ГК РФ), выражающегося согласно доктрине в наличии у произведения таких характеристик как уникальность, неповторимость и новизна.

Поскольку большинство граффити представляют собой надписи, то есть буквы, изображаемые, как правило, в соответствии с каким-нибудь стилем рисования граффити (дикий стиль, трёхмерный стиль и др.), то возникает вопрос о возможности присутствия уникальности, неповторимости и новизны в граффити-надписях, состоящих из букв, которые к тому же написаны в соответствии с определённым стилем?

В общем виде (то есть не обязательно, что в каждом конкретном случае) ответ на данный вопрос является положительным, так как стили граффити-надписей не имеют ничего общего со шрифтами и допускают вариативность, достаточную для того, чтобы создавать надписи, не похожие друг на друга. К тому же цветовая составляющая зачастую играет более значительную роль во внешнем виде граффити-надписей, чем форма их букв.

Таким образом, получается, что в общем виде граффити соответствует требованиям закона, предъявляемым к охраняемым произведениям, и потому подлежит охране авторским правом. Однако возможность представления данной охраны для всех граффити, обладающих признаками объекта авторского права, ставится под сомнение тем обстоятельством, что многие граффити создаются с нарушением прав других лиц (нелегальные граффити).

Райтеры (от англ. write – писать), как называют создателей граффити, часто наносят свои изображения на поверхности указанных выше вещей при отсутствии на то согласия собственников этих вещей, что помимо нарушения правомочий собственников по пользованию имуществом (ст. 209 ГК РФ), причиняет также вред данному имуществу (ст. 1064 ГК РФ). Создание граффити при таких обстоятельствах в зависимости от ситуации может быть признано либо административным правонарушением (ст. 7.17, ст. 20.1 КоАП РФ), либо уголовным преступлением (ст. 167, ст. 213, ст. 214, ст. 243 УК РФ).

В связи с этим возникает закономерный вопрос о возможности граффити (а также любого другого произведения), созданного с нарушением каких-либо прав третьих лиц, что помимо прочего влечёт возникновение административной или уголовной ответственности, быть объектом авторско-правовой охраны.

В связи с отсутствием прямого ответа на данный вопрос в специальных нормах авторского права, которые говорят о недопустимости нарушения только авторских прав на другие произведения, а о нарушениях любых других прав умалчивают, обратимся к общим положениям гражданского права.

Ст. 10 ГК РФ указывает на недопустимость злоупотребления правом, а также предоставляет суду возможность отказать лицу в защите, принадлежащего ему права, возникшего или реализованного в результате злоупотребления.

Очевидно, что райтер, изобразивший граффити на чужом имуществе при отсутствии на то согласия собственника этого имущества, является лицом, злоупотребившим своим правом на творчество (ст. 10 «Основ законодательства РФ о культуре») и свободой художественного творчества (п. 1 ст. 44 Конституции РФ). Соответственно, авторские правомочия, возникшие у этого райтера при указанных обстоятельствах, в силу ст. 10 ГК РФ будут лишены защиты, что фактически означает отсутствие у нелегального граффити авторско-правовой охраноспособности.

Справедливость такого положения дел бесспорна. Не смотря на то, что ст. 10 ГК РФ предоставляет суду только возможность отказать в защите права, в случае с нелегальным граффити отказ в защите авторских прав представляется неизбежным. На наш взгляд, сложно найти какие-либо объективные причины, по которым суд не станет реализовывать данную ему возможность в отношении прав, возникших в результате совершения административного правонарушения или преступления. К тому же маловероятно то, что на практике какой-нибудь райтер вообще решит обратиться в суд за защитой авторских прав на своё нелегальное граффити, рассчитывая при этом убедить суд в отсутствии необходимости применения ст. 10 ГК РФ.
Более того, согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина (в нашем случае – осуществление конституционной свободы художественного творчества) не должно нарушать права и свободы других лиц (в нашем случае – права собственности). Применение данного конституционного положения исключает в принципе наличие автор-ско-правовой охраноспособности у нелегального граффити, что соответственно исключает нелегальные граффити из круга объектов, охраняемых авторским правом. Следовательно, объектом авторского права, охраняемым законом, может быть граффити, создание которого на поверхности соответствующей вещи было одобрено собственником данной вещи (его представителем).

 

 

Реферат: Изобразительное искусство как объект авторского права

 

Введение

Актуальность: Всовременных условиях жизни все большее значение приобретает интеллектуальнаясфера деятельности человека. В связи с продвижением технического прогрессаавторское право, в предшествующий период распространявшееся на весьма узкийкруг лиц — писателей, композиторов, художников и других творцов произведенийискусства, представителей культуры и просвещения, стало занимать болеезначительное место в системе нормативно-правового регулирования гражданскихотношений. В дальнейшей профессиональной деятельности нам прийдеца сталкиватьсяс понятием авторского права относительно собственных произведений так как изобразительноеискусство охватывает большую область дизайна такую как: архитектура, живопись,рисунок, скульптура и многое другое.

Цель работы: ознакомитьсяс понятием изобразительного искусства как объекта авторского права

Задачи:

— ознакомиться с понятиемизобразительного искусства как объекта авторского права

— рассмотреть видыавторских прав

— рассмотреть возможностификсации авторских прав на объекты изобразительного искусства

— сделать выводы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: