Тема 8. Ораторское искусство




Тема 1. Язык и речь: соотношение понятий

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающейся в охране и правильном использовании.

 

Тема 2. Происхождение русского языка. Вехи развития русского языка с IX по XXI вв. Современное состояние русского литературного языка

 

Происхождение русского языка и его развитие с IX века:

Русский язык в период Киевской Руси. Роль Кирилла и Мефодия в распространении письменности. Русский язык в Петровскую эпоху. Заимствования в русском языке.

Развитие русского языка в 18-19 веках. Вклад М.В. Ломоносова. Теория трех штилей – первая попытка унификации лексики русского языка. Спор карамзинистов и шишковистов, западников и славянофилов о чистоте русского языка и отношения к заимствованиям. Роль А.С.Пушкина в формировании современного русского литературного языка. Русский язык советского периода. Развитие русского языка в конце 20 – начале 21 вв. Современная речевая ситуация.

 

Тема 3. Структура и формы существования языка

Структура русского языка: национальный, общенародный язык. Литературный язык как высшая форма существования языка. Устная и письменная формы существования языка. Нелитературные формы языка: просторечие, диалектизмы, жаргоны и арго.

Тема 4. Культура речи и ее аспекты. Нормированность как главный механизм культуры речи

Понятие культуры речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Норма русского языка. Признаки норм. Виды норм. Языковая норма. Императивные и диспозитивные нормы. Вариативность нормы.

Тема 5. Виды языковых норм

Акцентологические и орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы. Требование смысловой точности слова. Появление новых значений и ненормативное словоупотребление. Правильные и неправильные сочетания. Фразеологические нормы. Грамматические нормы.

 

Тема 6. Этические и коммуникативные нормы

Значимость этических и коммуникативных норм в общении. Моральные ценности, лежащие в основе этических норм. Речевой этикет и культура речи. Невербальные средства в устной коммуникации. Понятие общения. Основные функции и единицы общения. Виды общения. Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации.

Коммуникативные качества речи: богатство, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, правильность.

 

Тема 7. Функциональные стили русского языка

Научный стиль в его устной и письменной разновидности: учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация. Резюме, рецензия, тезисы (статьи, доклада).

Официально-деловой стиль. Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция. Деловой телефонный разговор. Языковые формулы официальных документов, специальные приемы и речевые нормы деловых и коммерческих жанров. Язык и стиль инструктивно методических документов. Особенности структурирования и оформления этих жанров. Речевой этикет в документе. Сложные синтаксические конструкции.

Публицистический стиль в его устной и письменной разновидностях. Газетная заметка. Хроника. Монологический жанр публичного выступления. Реклама в деловой жизни. Рекламные жанры: презентация, реклама.

Тема 8. Ораторское искусство

Ораторское искусство. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Основные виды аргументов. Монолог и диалог в публичных выступлениях. Подготовка речи: выбор темы, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.


3. Требования к знаниям и умениям студентов при сдаче зачета

по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

В целях подготовки к сдаче зачета по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» студентам необходимо иметь з нания о нормах современного русского литературного языка, углубленное понимание основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации.

Умения:

практическое применение знаний для построения текстов, продуктивное участие в процессе общения, адекватное достижение своих коммуникативных целей, умение разбираться в причинах отступлений от норм русского литературного языка в реальной речевой практике, владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности; владеть профессионально значимыми письменными жанрами, правильно составлять основную документацию по административным и общим вопросам, править (редактировать) написанное, вести деловую беседу, телефонный разговор, соблюдать правила речевого этикета.

Навыки:

воспроизводство связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в ситуациях неофициального и официального общения; установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, развитие основных навыков делового общения, аннотирования и реферирования.

Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.

 


4. Методические указания по выполнению

контрольной работы и реферата

 

Результаты изучения курса излагаются студентами по одной из выбранных тем в реферате и в контрольной работе.

Выбор темы определяется самим студентом, исходя из осведомленности и интереса к той или иной проблеме. Если у студента возникают вопросы по теме реферата и материалам контрольной работы, он может обратиться к преподавателю за консультацией.

Подбор литературы по теме. Необходимо прочитать и просмотреть как можно больше литературы, отобрав для работы над рефератом самую важную информацию по выбранной проблеме. Возможно обращение к Интернет-источникам с ссылкой на сайт. Необходимо помнить, что копирование готовых рефератов запрещено и рассматривается как плагиат. Подобные рефераты не принимаются и не засчитываются.

Составление плана, темы и написание реферата

При чтении литературы по выбранной теме реферата следует составить примерный план будущей работы. Целесообразно определить в нём несколько вопросов, внутри которых можно выделить параграфы.

При включении в текст реферата цитат просьба делать ссылки на источники (указание автора, названия работы, города и года издания, страницы).

Оформление контрольной работы и реферата

Работа выполняется на бумаге для машинописи, листы сшиваются в виде брошюры или альбома. Просьба писать четким, разборчивым почерком. Возможен компьютерный набор. Реферат должен включать не менее 25 страниц с их указанием внизу или вверху страницы. При оформлении контрольной работы и реферата обязательно оставлять поля - не менее трех сантиметров с левой и правой стороны страницы

В контрольной работе должны быть четко выделены номера заданий по порядку. Реферат и контрольная работа оформляются отдельно друг от друга, поскольку на каждый вид работы преподаватель пишет рецензию.

На титульном листе указывается полное название института, факультета, кафедры, предмета, темы (в реферате), номер варианта (в контрольной работе), номер группы, Ф.И.О. студента, Ф.И.О. преподавателя. Внизу на титульном листе указывается год выполнения работы.

На второй странице реферата пишется план работы с указанием страниц.

Текст реферата предваряется введением и завершается заключением. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, задачи работы. В заключении необходимо представить выводы. Введение и заключение составляют не менее страницы.

На последней странице после текста реферата и контрольной работы помещается список использованной литературы с указанием всех библиографических данных. С образцом оформления списка литературы можно ознакомиться в пункте № 8 методических указаний.

Студенты заочной формы обучения, не выполнившие контрольной работы и реферата, к зачету не допускаются. Желательно выполнить контрольную работу и реферат до начала экзаменационной сессии, сдать на проверку в деканат и получить рецензию преподавателя. Во время зачета замечания по материалу реферата и выполнению заданий контрольной работы могут быть предметом дополнительных вопросов и обсуждения.

К зачету студент должен свободно владеть содержанием реферата и контрольной работы, быть готовым к ответам по данным материалам.

 

5. Задания контрольных работ

 

Вариант 1.

Задание 1.

В данных словах расставьте ударение, при необходимости воспользуйтесь словарем ударений или орфоэпическим словарем.

 

Агент, валовой, газированный, газопровод, еретик, забронировать (закрепить), завидно, желчь, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, комната прибрана, много должностей, гнала овец, дожил до седин, анализ крови.

 

Задание 2.

Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

 

Респондент, прерогатива, квота, аудитор, альянс, эксклюзивный, апеллировать, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный, амбиция, пунктуальный, реставрация, харизма, кардинальный, коалиция, когорта, кредо, квинтэссенция, адаптация, альтернатива, спонтанный, инцидент, дебатировать, диссидент.

 

Задание 3. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

 

Гороно, депо, Дели, иваси, какао, Капри, меню, мозоль, МГУ, тюль, такси, цеце, Янцзы, шампунь, кофе, дылда, пьяница, торнадо, суахили, конферансье, леди, кенгуру, визави, вуз, сани, секретарь, портье, именины, подмастерье, домина, домище, чудище, пьяница, мадам, монпансье.

 

Задание 4. Найдите ошибки и исправьте их в приведенных ниже фразах из сочинений. Объясните причины ошибок.

1. По продолжению всей поэмы Чичиков разъезжает по усадьбам, губерниям, деревням и встречается, знакомится с разными людьми, отличающихся между собой чинами, родовыми сословиями, имущественным достатком. 2. Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Отчизне. 3. Эти чувства переполняют его речь, наполненная умом и остроумием.

 

Задание 5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный отрывок. Докажите принадлежность текста к данному стилю. Расставьте знаки препинания.

Вам предстоит важный разговор с начальником Вы решили пробить на работе свою идею и стремитесь получить поддержку коллег В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своем Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию Любое деловое общение требует подготовки тщательно разыгранного сценария От того как вы распишите свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника зависит успех переговоров Большинство терпят фиаско по одной причине рассчитывают на успех с первой попытки и воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом если да так да если нет так уж окончательное нет А вот эксперты из чикагской Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда

Вариант 2.

 

Задание 1. В данных словах расставьте ударение, при необходимости воспользуйтесь словарем ударений или орфоэпическим словарем.

 

Агрономия, алкоголь, баловать, верование, генезис, диспансер, заговор, исчерпать, кладовая, мускулистый, оптовый, плесневеть, сидеть в тени, подала пример, вынести золу, пересечение плоскостей, запломбированный зуб, пролил на скатерть, заняла денег, корысть, симметрия, начатые работы, памятуя.

 

Задание 2. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Анонсировать, деградация, консенсус, тенденциозность, кулуары, толерантность, фиктивный, инициатор, доминировать, превалировать, инспирировать, варьировать, нюансировать, фиксировать, функционировать, инкриминировать, корректив, дефект, симуляция, базировать, реанимация, дилетант, раритет, цитадель, электорат, беспрецедентный, презентация, эксклюзивный.

 

Задание 3. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2. Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза. 3. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. 4. Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почета. 5. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 6. Выпас собак запрещается.

 

Задание 4. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.

I. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города. З. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали 3/4 (бак) воды. 6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист). 7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве. 8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся). 9. В (1973 год) и произошло это печальное событие. 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

 

Задание 5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный отрывок. Докажите принадлежность текста к данному стилю. Расставьте знаки препинания.

Мировая экономика пишет автор рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине истощения сырьевых ресурсов Земли Но существует один аспект психологический который следует из положения высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир люда будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях а не разрушениях А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить серьезную психологические проблему Кроме того такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

 

Вариант 3.

 

Задание 1. В данных словах расставьте ударение, при необходимости воспользуйтесь словарем ударений или орфоэпическим словарем.

 

Алфавит, анатом, блокирование, бытие, вероисповедание, гренадер, давнишний, договоренность, закупорить, задолго, коклюш, кремень, кухонный, медикамент, меновая, осведомить, эксперт, языковая (колбаса), нет угля, быть в чести, начала работу, поднял голову, отняла игрушку, начатые работы, лечь на спину, допил чай, кожа содрана на коленях.

 

Задание 2. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости.

 

1. Выпас собак запрещается. 2. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатом. 3. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 4. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 5. Учитель должен давать советы и рекомендации своим ученикам. 6. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи.

 

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор варианта.

 

1. Говоря о подвигах русских моряков, вспоминаем легендарн… «Потемкин…». 2. Аквалангист с удивлением смотрел на странны… чудовищ…, проплывавши… мимо него. 3. Ветер подхватил бумажн… зме… и отнес далеко от места, где стояли дети. 4. Во второй серии кинофильма зрители увидят новы… персонаж…, которы… режиссер собирается вывести на экран. 5. Глядя восхищенными глазами на витрину детского универмага, девочка умоляла мать купить ей все… эти… кук…л….

 

Задание 4. Отметьте и исправьте ошибки в управлении

 

1. Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этими успехами. 2. Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий. 3. Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены. 4. Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города. 5. А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

 

Задание 5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный отрывок. Докажите принадлежность текста к данному стилю. Расставьте знаки препинания.

После подписания настоящего Контракта все предшествующие переговоры и переписка по нему теряют силу Всякие изменения настоящего Контракта и дополнения к нему считаются действительными только в том случае если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами Все сообщения заявления и претензии связанные с исполнением настоящего Контракта или вытекающие из него должны направляться сторонами по указанным в Контракте адресам Ни одна из сторон Контракта не может передавать свои права и обязанности вытекающие из Контракта или в связи с ним третьим лицам без письменного на то согласия другой сторон

 

Вариант 4.

 

Задание 1. В данных словах расставьте ударение, при необходимости воспользуйтесь словарем ударений или орфоэпическим словарем.

 

Асбест, афера, ворожея, дозвониться, документ, досуг, знамение, заиндеветь, избаловать, красивее, намерение, нефтепровод, никчемный, обеспечение, облегчение, памятуя, партер, рассредоточение, свекла, сироты (родительный падеж единственного числа), статуя, воздать сторицей, малая толика, прожил долго, без году неделя, туфли тесны, недостатки изжиты.

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор варианта.

 

1. Жюри отметило как лучших 32 участник… смотра художественной самодеятельности. 2. Иностранные туристы с большим любопытством ели дальневосточны… краб…. 3. Ипподром приобрел прекрасны… скаковы… лошад…. 4. Кукольник ловко дергал свои… марионет…к… за ниточки. 5. Ранней весной нужно уничтожать личин…к… вредных насекомых. 6. Вследствие особых астрономических условий трудно даже при помощи очень сильного телескопа наблюдать Меркури….

 

Задание 3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология). Исправьте предложения.

1. К тому же право подписи под данным документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 2. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 3. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур. 4. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 5. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

 

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки в образовании форм сравнительной степени имен прилагательных. Объясните свой выбор.

1. В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной. 2. Это собрание прошло более организованнее, чем предыдущее. 3. Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробно. 4. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов. 5. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче. 6. Шекспира следует изучать в школе более глубже. 7. Зощенко обратил внимание на недостатки в обществе более раньше, чем другие. 8. Этот рассказ был написан довольно раньше.

 

Задание 5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный отрывок. Докажите принадлежность текста к данному стилю. Расставьте знаки препинания.

Американский писатель Уэйн Б. Егер даже книгу выпустил Техника профессионального карманника которая стала настоящим бестселлером в США Еще бы ведь в Нью-Йорке ежегодно от щипачей страдает полмиллиона людей Автор утверждает что карманное воровство не только простое и выгодное но также и достаточно безопасное занятие в России этот вид кражи относится к разряду трудно раскрываемых преступлений Тем не менее милиция продолжает бороться с любителями порыться в чужих карманах сумках кошельках Уголовный кодекс РФ не либеральничает с преступниками В нем есть сто пятьдесят восьмая статья предусматривающая максимальное наказание до трех лет лишения свободы а если преступление совершено ранее судимым или организованной группой до десяти лет.

Вариант 5.

 

Задание 1. В данных словах расставьте ударение, при необходимости воспользуйтесь словарем ударений или орфоэпическим словарем.

 

Асбест, безумолчный, бередить (раны), гренки, двоеженец, звонить, избалованный, искра, некролог, новорождённый, облегчить, одноименный, ремень, сироты (множественное число именительный падеж), трубопровод, уведомить, углубить, нет зонта, учебники новы, меры приняты, задал, премированный работник, донял разговорами, переключение скоростей.

 

Задание 2. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология). Исправьте предложения.

 

1. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 2. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание Соглашения о национальном согласии. 3. В отличие от становления предпринимательства в России в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство в 20 веке являет более пеструю картину. 4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 5. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу.

 

Задание 3. Допишите окончания

Вечер. Окраина тих… и уютн… Хельсинки. Оживленн… шоссе, ведущ… в провинциальн… Турку. На обочине автострады – придорожн… бистро, у котор… припаркован… бел… шевроле. За столиком двое. Пожил… буржуа в шевиотов… пальто, надев золот… пенсне, изучает нехитр… меню. Его обаятельн… визави – юн… мадемуазель в кожан… мини и броск… боа. Скучающ… мисс, конечно, не волнуют размышления ее престарел… амиго о различиях между терпк… мерло, лучист… каберне и кисловат… бордо. Она мечтает о блистатель… рейв-парти, где звучит бешен… техно и предлагают запретн… экстези. Там пляшут и космат… хиппи, и бритоголов… нео-наци. Но сегодня она в обществе скучающ… рантье. Вот он, наконец, сделал свой выбор: салат из маслянист… авокадо, сытн… рагу из мяса экзотическ… кенгуру и стар… добр… бренди. Девушка же, очевидно, не голодна: она заказывает только чашечку черн… кофе.

 

Задание 4. Найдите ошибки, исправьте предложения.

И по сей день произведения Куприна читаются и любят. Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности. Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы полетели быстренько в трубу. Дипломант-пятикурсник прекрасно защитил свою работу. На собрании присутствовали все пайщики паевого общества.

 

Задание 5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный отрывок. Докажите принадлежность текста к данному стилю. Расставьте знаки препинания.

 

Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером На его экране они видят то что хотят а не то что им навязывает общество в образе телевизора молочного магазина или родного института Одна из самых любимых фишек молодежи хакерство Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты курсовики дипломные работы Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти зато сколько кайфа И еще В мире компьютерных грез никто не задает вопросов типа А какая идея тебе близка

Вариант 6.

Задание 1. В данных словах расставьте ударение, при необходимости воспользуйтесь словарем ударений или орфоэпическим словарем.

 

Бензопровод, ветеринария, генезис, диспансер, обеспечение, камбала, каталог, нефтепровод, искра, кладовая, безудержный, буксировать, зубчатый, опека, подростковый, премирование, сосредоточение, средства, уведомить, украинец, ходатайство, хозяева, христианин, цемент, черпать, шофер, щавель.

 

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов-паронимов.

 

1. Начало произведения задает тон, который отображается в используемых автором художественно-изобразительных средствах. 2. Катерина в грозу сбрасывается в реку. 3. Чацкий будет постоянно слышать их усмешки и перешептывания за своей спиной. 4. Он совершил по-настоящему мужской поступок. 5. По отношению к себе эти люди используют двойственный стандарт. 6. Это наказание носит воспитательский характер.

 

Задание 3. Объясните ошибки в употреблении местоимений

 

1. Больной попросил сестру налить себе воды. 2. Группа сдала vже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 3. Сзади его ехала нагруженная вещами машина. 4. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 5. Высчитав мой заработок, бригадир указал соразмерно нему сумму причитавшихся с меня налогов.

 

Задание 4. Образуйте формы именительного и родительного падежей множественного числа существительных

 

Барин, боярин, гражданин, осетин, армянин, татарин, гусар, офицер, партизан, апельсин, помидор, огурец, эполет, носки, чулки, сапоги.

 

Задание 5. Отредактируйте данные предложения.

 

Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню.

 

Задание 6. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный отрывок. Докажите принадлежность текста к данному стилю. Расставьте знаки препинания.

 

Дополнительное предположение о том что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию необходимо для того чтобы предметом анализа было устойчивое а значит оптимальное для всех состояние когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности обычно невозможно поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна

 

Вариант 7.

Задание 1. В данных словах расставьте ударение, при необходимости воспользуйтесь словарем ударений или орфоэпическим словарем.

 

Валовой (продукт), верование, газопровод, гербовый, гренки, диспансер, досуг, дремота, заговор, закупорить, звонить, избалованный, индустрия, искра, каучук, коклюш, красивее, оптовый, облегчить, плесневеть, подбодрить, рассредоточение, столяр, углубить, феномен, шофер, эксперт, языковая.

 

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов-паронимов.

 

1. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него. 2. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой. 3. Он привык работать методически, четко выполняя все методичные рекомендации. 4. Мы с вами должны собраться и оговорить все вопросы, которые не были обговорены в соглашении. 5. Прошу представить мне очередной отпуск с 3 по 27 июля сего года. 6. Андрей – человек удачный, а сегодняшний день для него особенно удачлив. 7. Он проявил хозяйственную заинтересованность в решении хозяйский вопросов. 8. Думаю, что ваши планы не могут считаться реалистическими.

 

Задание 3. Объясните ошибки в употреблении местоимений.

1. Молодая мать любовалась ребенком, играющим у своих ног. 2. Именно благодаря его эффективности гербалайф завоевал весь мир. 3. Любому должнику важно доверие к себе. 4. После переговоров между собой и Борисом Ельциным Клинтон и Коль пришли к определенным выводам. 5. Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни перед кем спину и защищая ее интересы.

 

Задание 4. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными. 3. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 4. “Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году. 5. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло.

 

Задание 5. Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите это (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

 

Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета счета Клиента открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются.

Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течение установленного законом срока исковой давности.

Вариант 8.

Задание 1. В данных словах расставьте ударение, при необходимости воспользуйтесь словарем ударений или орфоэпическим словарем.

Августовский, анатом, баловать, блокировать, верование, втридорога, генезис, давнишний, добыча, завидно, издавна, исповедание, каталог, кладбище, кичиться, кухонный, металлургия, мизерный, намерение, никчемный, новорожденный, обеспечение, одновременный, опека, повременный, призыв, свекла, симметрия, таможня, уведомить.

 

Задание 2. Вместо звездочек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.

1. По приглашению друзей мне *** (довестись, посчастливиться, прийтись, удасться) *** (побывать в, посетить) Баньске-Бистрице.

2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, *** (необходимо, нужно, требоваться) *** (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и *** (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.

3. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них *** (жить, обитать, проживать) до трети населения.

4. Было *** (наглядно, предметно) *** (показан, продемонстрирован), что комплексное *** (использование, применение) технических средств на *** (занятия, уроки) *** (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) *** (повышать, увеличивать) *** (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) *** работа, труд) педагога.

Задание 3. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

1. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 2. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно. 3. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 4. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

 

Задание 4. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

1. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.

2. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок. 3. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

4. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.

5. Студент или студентка должна прийти за справкой?

 

Задание 5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный отрывок. Докажите принадлежность текста к данному стилю. Расставьте знаки препинания.

Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах…лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Вариант 9.

Задание 1. В данных словах расставьте ударение, при необходимости воспользуйтесь словарем ударений или орфоэпическим словарем.

Алкоголь, алфавит, блокирование, бомбардировать, вероисповедание, газированный, договор, еретик, знамение, избаловать, индустрия, исчерпать, красивее, оптовый, осмысление, острие, принудить, произведенный, рассредоточение, ремень, соболезнование, статуя, углубить, упрочение, феномен, фетиш, ходатайствовать, эксперт.

 

Задание 2. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.

4. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

5. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.

Задание 3. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

1. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 2. Время существования в космосе второго спутника – 93 суток. 3. Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие “вставки” в представление. 4. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы.

 

Задание 4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан.

2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике.

3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам.

4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка.

5. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.

Задание 5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный отрывок. Докажите принадлежность текста к данному стилю. Расставьте знаки препинания.

 

Ночь была темная по небу двигались толстые пласты лохматых туч море было покойно чер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: