Словарь литературоведческих терминов




Авангардизм — движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.

Авторская речь — в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование, избравшего опре­делённый художественный угол зрения на описываемые события.

Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «иде­альному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «ес­тества», точному значению слова.

Аллегория — изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абст­рактное понятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши — аллегория медицины. В отличие от сим-
вола, аллегория однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.

Амфибрахий — в силлабо-тоническом стихосложении — трёхсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н.А. Некрасов).

Анапест — в силлабо-тоническом стихосложении — трёхсложная стопа, в которой два первых слога — безударные, а последний — ударный: «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое наше село...» (Н.А. Некрасов).

Антитеза — резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я — острожник, / Ты — конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).

Антиутопия — произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства (например, роман Е. Замятина «Мы»).

Архаизмы — слова и выражения, вышедшие из активного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характеристики персонажа: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей» (А. С. Пушкин).

Афоризм — краткое изречение, выражающее глубокую мысль определённого автора, отличаю­щееся выразительностью и неожиданностью: «Знание — сила» (Ф. Бэкон).

Баллада — жанр лирической поэзии, носящий повествовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).

Басня — малый повествовательный жанр, преимущественно стихотворный, нравоучительного, са­тирического характера. Широко использует олицетворение. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни — краткая «мораль» (И.А. Крылов).

Былины — русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались баллады преимущест­венно в XI—XVI вв.; повествуют о богатырях — защитниках родины; отражают нравственные идеалы народа.

Вымысел художественный — одна из важнейших особенностей художественного творчества, свя­занная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.

Гипербола — чрезмерное преувеличение («реки крови»). Обратная гипербола — художественное преуменьшение — литота («мальчик-с-пальчик»).

Герой произведения — одно из главных действующих лиц литературного произведения (в отли­чие от персонажа). Развитие характера героя и его взаимоотношений с другими действующими лицами играют решающую роль в развёртывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.

Гротеск — изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде: «Сидят людей половины» (В.В. Маяковский, «Прозаседавшиеся»).

Дактиль — в силлабо-тоническом стихосложении — трёхсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Драма — 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его члене­ние на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.

В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, су­ществующая внутри определённого вида литературы (эпоса, лирики, драмы).

Завязка — начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.

Замысел авторский — творческий набросок, намечающий основу художественного произведения, его сюжет и идею.

Идея произведения — главная мысль художественного произведения, отражающая отношение ав­тора к действительности, воплощённая в системе образов.

Имажинизм — русская литературная группировка 1920-х годов. Имажинисты провозглашали по­беду самоценного образа над смыслом и идеей. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержа­ния, но должно было быть насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин.

Классика — литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе (А.С. Пушкин, И.В. Гёте, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, У. Шекспир и др.).

Классицизм — метод и направление в литературе XVII — начала XIX в., обратившееся к антич­ному наследию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма — конфликт обществен­ных и личных начал, долга и чувства. Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации
и отвлечённости, нараставшие в периоды его кризиса. Представители русского классицизма: Г.Р. Держа­вин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.

Комедия — жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя).

Композиция — построение художественного произведения, система организации образов, их свя­зей и отношений.

Конфликт — противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведе­нии действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами ха­рактера.

Концовка — заключительная часть художественного произведения.

Критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социаль­ными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Тол­стой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

Кульминация — высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

Лирика — один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует от­дельные состояния характера в определённые моменты жизни, собственное «я» поэта. Охватывает мно­жество стихотворных жанров, например: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).

Лирическое стихотворение — малая жанровая форма лирики, написанная или от лица автора («Я вас любил...» А.С. Пушкина), или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом...» А.Т. Твардовского). Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создаётся представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Лирическое отступление — высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении (лирические отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина).

Лиро-эпический жанр — жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лириз­мом, эмоциональностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

Литература, художественная литература — вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (фольклора).

Литературный род — обобщённый тип литературы, основной способ построения произведений, отличающийся от других таких же способов соотношения мира и человека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак — родовая доминанта: это пове­ствование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изо­бражение событий (драма).

Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над бродячей толпой облаков...» (А. А. Фет).

Метонимия — вид тропа, в котором одно слово заменяется другим на основе связи их значений по смежности («Театр рукоплескал» — вместо «публика рукоплескала»).

Миф — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, по­вествование о богах, духах и обожествлённых героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждённости в существовании божественных сил. По форме миф напоминает сказку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события опи­саны как реально происходившие.

Модернизм — общее название направлений искусства и литературы конца XIX — начала XX в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.

Монолог — речь действующего лица, обращённая к себе или другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.

Мотив — простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению моти­вов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и обладать разным смыслом (мо-
тив бегства, мотив исполнения желаний, мотив одиночества и т. д.).

Новелла — небольшой прозаический жанр, разновидность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью
события, элементами символики.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения. Образ автора не тождествен образу повествователя или образу рассказ­чика. Он объединяет всю систему образов произведения — и персонажей, и рассказчика. Первый опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину («Евгений Онегин»).

Образ рассказчика — условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литера­турном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутст­вует в эпосе не всегда — его нет в случае «нейтрального», «объективного» повествования (Пётр Андрее­вич Гринёв в «Капитанской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).

Ода — жанр лирической поэзии, в классицизме — торжественное прославляющее произведение. В XVI—XVIII вв. — жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

Олицетворение — такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: «О чём ты веешь, ветер ночной, / О чём так сетуешь безумно?» (Ф.И. Тют­чев).

Онегинская строфа — принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман «Ев­гений Онегин»; 14-стишие четырёхстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж». Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляющей читателя и удерживающей стройность большого романа.

Очерк — малая эпическая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа. Очерк отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Памфлет — злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого — конкретное, гра­жданское, преимущественно социально-политическое обличение. Публицистичность нередко сочета­ется с художественными достоинствами. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман-памфлет и др.).

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (среднего между романом и рассказом), тяго­теющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчленённости (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпи­зодах. Естественное течение жизни во времени и пространстве, как бы лишённые авторского вымысла и драматического сгущения события, — специфическая установка автора повести («Вешние воды» И.С. Тургенева).

Поговорка — широко распространённое образное выражение, определяющее какое-либо жизнен­ное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидательности («Когда рак на горе свист­нет»).

Послание (от греческого epistole — письмо) — малая лирическая форма, стихотворное письмо, об­ращённое к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и т. д. Послание может быть адресовано одному конкретному лицу или группе лиц, к внутреннему миру лирического героя.

Пословица — сжатое образное грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Поэма — поэтический жанр большого объёма. В древности и в Средние века отличительными чер­тами поэмы были историчность и героичность содержания, его легендарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историческими или социальными си­лами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор — участник или вдохновенный комментатор событий (В.В. Маяковский, А.Т. Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-ли-
рическая поэма.

Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всегда глубже.

Пролог — вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развиваю­щимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гёте, в «Снегурочке» А.Н. Островского).

Развязка — разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.

Рассказ — малая форма эпического рода литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц — особенность рассказа.

Реализм — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Основные принципы реализма: объективное отображение существую­щих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типич­ных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художе­ственной фантазии (мифа, символа, гротеска). Реализм XIX века развил и углубил воспринятую от ро­мантизма критику материального прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его назвали критиче­ским реализмом (определение М. Горького).

Ритм — повторяемость однородных звуковых элементов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.

Рифма — созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на по­следнем слоге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от конца слоге); по взаимному расположению строк — смежная (аабб), охватная (абба) и пере­крёстная (абаб).

Роман — форма эпического рода литературы, раскрывающая историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою — целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и слож­ные процессы жизни.

Роман-эпопея (от греческого epopiia — собрание сказаний) — роман с широким изображением на­родной жизни в переломные исторические эпохи. Например, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Романтизм — художественный метод, сложившийся в конце XVIII — начале XIX в. Для роман­тизма характерен особый интерес к личности и её отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру — идеального. Стремление художника выразить своё отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придаёт художест­венному произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Демон»
М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).

Сатира — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии яв­лений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от эффективности сатириче­ских методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры — Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Сентиментализм — течение в европейской и американской литературе второй половины XVIII — начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеа­лизации. Представитель сентиментализма в России — Н.М. Карамзин.

Символ — образ, максимально обобщённо и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например, символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находя­щихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеаль­ной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.

Главные представители символизма в русской литературе — В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.

Синекдоха — название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя го­ловушка» вместо «я пропал»).

Сонет — стихотворение из 14 строк. Возник в XIII веке в Италии, особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма (например, «Поэту» А.С. Пушкина).

Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью прояснить один из них при по­мощи другого; в художественной литературе широко распространены развёрнутые сравнения, материа­лизующиеся в целых фрагментах текста. «Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря» (В. Г. Белинский).

Стих — отдельная строка стихотворения, а также общее название стихотворной речи, которая отли­чается ритмом.

Стихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объёма, в XIX—XX веках — преимущественная форма лирики.

Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объём, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нём нет («Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева).

Стихотворный размер — способ организации звукового состава стихотворного произведения, оп­ределяется либо числом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническое
стихосложение), либо числом и расположением и слогов, и ударений (силлабо-тоническое стихосложе­ние).

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художе­ственного произведения.

Трагедия — жанр драматургии, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судь­бой, обществом, миром. Трагедии обычно заканчиваются гибелью главного героя. Начиная с XVIII века, и особенно в драматургии реализма, жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой, возни­кают промежуточные жанры, например: «мещанская трагедия» (Шиллер), трагическая драма (Гюго), ис­торическая драма (Пушкин), героическая драма (Вс. Вишневский), с конца XIX в. актуальной становится трагикомедия.

Тропы — в стилистике и поэтике — употребление слова в образном смысле, при котором происхо­дит сдвиг значения слова от прямого к переносному. Виды тропов — метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др.

Утопия — произведение, изображающее вымышленную картину идеального жизненного устрой­ства.

Фабула — цепь событий, составляющих сюжет, в их причинновременной последовательности. Фа­була может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним, как, например, в «Герое нашего времени». Фабульная последовательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Лермонтов, однако, выстроил сюжет в иной последовательности — в целях углубления психологического анализа характера Печорина.

Футуризм — авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х годов XX века. Стре­мясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно её нравственные и худо­жественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В.В. Маяковский, В. Хлебников).

Хорей — в силлабо-тоническом стихосложении двусложная стопа, в которой безударный слог сле­дует за ударным: «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна...» (А.С. Пушкин).

Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, помогающее пред­ставить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности. Может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка (тяжёлая поступь и лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», обветренные руки Базарова («Отцы и дети») и т. д.).

Художественные средства — средства, которые делают художественную речь более яркой и выра­зительной (эпитет, сравнение и др.).

Художественный метод — совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем
самым образуют литературное направление. К художественным методам (и направлениям) относятся классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм.

Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, художест­венная речь, намеренно маскирующая мысль автора.

Экспрессионизм — направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Экспрессионизм выразил протест против уродств капитализма, чувства обречённости и ужаса перед унижением человека и войнами.

Элегия — жанр лирической поэзии. В новой европейской поэзии сохраняет устойчивые черты: ин­тимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского).

Эпиграф — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью с це­лью помочь читателю глубже понять содержание текста.

Эпизод — в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Эпилог — заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображённых событий.

Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику пред­мета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).

Эпопея — обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни эпопеи лежат в мифологии и фольклоре. В XIX в. возникает роман-эпопея («Война и мир» Л.Н. Толстого).

Эпос — род литературы, повествование о минувших событиях, характеризуется предельной отстра­нённостью автора от предмета повествования.

Эссе — жанр литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетаю­щий индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориен­тированным на разговорную речь («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского).

Ямб — в силлабо-тоническом стихосложении — двусложная стопа, в которой ударный слог следует за безударным: «Какая грусть! Конец аллеи / Опять с утра исчез в пыли...» (А. А. Фет).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: