Вопрос. Система управления качеством продукции на предприятии




Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.

Система управления качеством продукции – это реализация комплекса нормативных, организационно-технических и эко­номических мер по обеспечению необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, эксплуатации или потреблении.

Принципы построения системы управления ка­чеством:

1) инновационный подход к решению про­блем качества;

2) предупреждение проблем качества и предот­вращение дефектов;

3) установление требований к качеству продукции, нормирование и контроль за выполнением уста­новленных норм;

4) наличие собственной стратегической и тактической программы всеобщего управления качеством;

5) учет неустойчивого характера объекта управления, потреб­ностей рынка и успехов конкурентов;

6) учет системного харак­тера качества изделий, где только совокупность целого (полно­го) ряда свойств обеспечивает основу построения системы управления;

7) продуктовый подход к управлению качеством, который предполагает разработку системы применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию;

8) охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»).

 

1. Маркетинг, поиски и изучение рынка

2. Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции

3. Материально-техническое снабжение

4. Подготовка и разработка производственных процессов

5. Производство

6. Контроль, проведение испытаний и обследования

7. Упаковка и хранение

8. Реализация и распределение

9. Монтаж и эксплуатация

10. Техническая помощь в обслуживании

11. Утилизация после использования

 

Принцип «петли качества» предусматривает, что система управления качеством должна охватывать все стадии жизненно­го цикла продукции, и поэтому «петля качества» – это модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях жизненного цикла от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

С переходом на международные стандарты система управле­ния качеством подменяется понятием «система менеджмента качества». Она создается на предприятии как средство проведе­ния политики и достижения поставленных целей в области ка­чества. Система разрабатывается с учетом следующих принци­пов: 1) ориентация на потребителя, т.е. на удовлетворение опре­деленным требованиям потребителя; 2) лидерство руководите­ля, который обеспечивает единство цели и направлений деятельности предприятия; 3) вовлечение всех работников в ре­шение проблем системы; 4) процессный подход к управлению качеством продукции; 5) системный подход к менеджменту как к системе взаимосвязанных процессов; 6) постоянное улуч­шение качества; 7) принятие решений, основанных на фактах; 8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Основные задачи системы управления качеством – это:

- комплексное совершенствование организации произ­водства, труда и управления в целях обеспечения выпуска продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей;

- активизация человеческого фактора в отношении реали­зации социальных резервов повышения качества;

- активизация инновационной и инвестиционной деятельности на предприятии.

Методы управления качеством продукции:

1. Экономические – планирование качества, стимулирование повышения качества результатов деятельности предприятия через систему налогообложения и кредитования, материальное стимулирование повышения качества труда исполнителей;

2. Организационные методы методы, направленные на фор­мирование прогрессивных форм организации управления, про­изводства и труда на предприятии, способствующих повышению качества;

3. Социально-психологические методы методы, целью кото­рых является создание благоприятных условий труда, форми­рование нормального социально-психологического климата в коллективе на основе морального стимулирования, привлече­ния работников к решению проблем качества, например путем участия в работе кружков качества.

Методы управления качеством продукции реализуются че­рез совокупность функций управления, к которым относятся:

- исследование рынка с целью выявления текущих и буду­щих потребностей в продукции, ее основных характеристик, выбора целевых рынков и способов выхода на рынки, опреде­ления технических и организационных возможностей произ­водства более совершенной продукции;

- прогнозирование и планирование уровня качества форми­рование политики предприятия в области качества, разработка бизнес-планов, программ повышения технического уровня и качества продукции;

- нормирование обязательных требований к качеству, т.е. нормирование, которое отражается в стандартах на продукцию, технических условиях и в другой нормативной документации;

- подготовка производства новых изделий исследование (разработка рекомендаций по достижению требуемых показа­телей качества продукции и созданию соответствующих технических, организационных, экономических и социальных пред­посылок), проектирование (воплощение результатов научных исследований в конкретных проектах, конструкторской и технологической документации, образцах новой техники), освое­ние (комплекс работ по реализации результатов проектирова­ния в производстве);

- метрологическое обеспечение качества организация необ­ходимого и точного измерения показателей качества продукции, наиболее полное обеспечение производства необходимыми средствами измерений, совершенствование применяемых средств и методов измерений, создание новой измерительной техники;

- материально-техническое обеспечение качества, т.е. обес­печение качества современным технологическим оборудовани­ем, качественными предметами труда на основе организации взаимодействия с поставщиками сырья, материалов и комплек­тующих изделий;

- оперативное управление качеством обеспечение заплани­рованного уровня качества продукции при ее разработке, изготов­лении, складировании, транспортировке, сбыте и потреблении;

- стимулирование повышения уровня качества продукции и работ создание благоприятных условий для наиболее полно­го использования человеческого фактора при обеспечении ка­чества;

- контроль качества продукции контроль, включающий производственный, государственный (за соблюдением требо­ваний стандартов), инспекционный (контроль на соответствие сертификации), общественный контроль через общество и ас­социации потребителей;

- сертификация продукции система мер и действий, под­тверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям нормативных документов;

- организация работы с кадрами в области качества продук­ции. Осуществляется по двум направлениям — подготовка и по­вышение квалификации кадров; активизация человеческого фактора в целях достижения высокого качества продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: