Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.
Система управления качеством продукции – это реализация комплекса нормативных, организационно-технических и экономических мер по обеспечению необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, эксплуатации или потреблении.
Принципы построения системы управления качеством:
1) инновационный подход к решению проблем качества;
2) предупреждение проблем качества и предотвращение дефектов;
3) установление требований к качеству продукции, нормирование и контроль за выполнением установленных норм;
4) наличие собственной стратегической и тактической программы всеобщего управления качеством;
5) учет неустойчивого характера объекта управления, потребностей рынка и успехов конкурентов;
6) учет системного характера качества изделий, где только совокупность целого (полного) ряда свойств обеспечивает основу построения системы управления;
7) продуктовый подход к управлению качеством, который предполагает разработку системы применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию;
8) охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»).
1. Маркетинг, поиски и изучение рынка
2. Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции
3. Материально-техническое снабжение
4. Подготовка и разработка производственных процессов
5. Производство
6. Контроль, проведение испытаний и обследования
7. Упаковка и хранение
8. Реализация и распределение
9. Монтаж и эксплуатация
10. Техническая помощь в обслуживании
|
11. Утилизация после использования
Принцип «петли качества» предусматривает, что система управления качеством должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, и поэтому «петля качества» – это модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях жизненного цикла от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
С переходом на международные стандарты система управления качеством подменяется понятием «система менеджмента качества». Она создается на предприятии как средство проведения политики и достижения поставленных целей в области качества. Система разрабатывается с учетом следующих принципов: 1) ориентация на потребителя, т.е. на удовлетворение определенным требованиям потребителя; 2) лидерство руководителя, который обеспечивает единство цели и направлений деятельности предприятия; 3) вовлечение всех работников в решение проблем системы; 4) процессный подход к управлению качеством продукции; 5) системный подход к менеджменту как к системе взаимосвязанных процессов; 6) постоянное улучшение качества; 7) принятие решений, основанных на фактах; 8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Основные задачи системы управления качеством – это:
- комплексное совершенствование организации производства, труда и управления в целях обеспечения выпуска продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей;
- активизация человеческого фактора в отношении реализации социальных резервов повышения качества;
|
- активизация инновационной и инвестиционной деятельности на предприятии.
Методы управления качеством продукции:
1. Экономические – планирование качества, стимулирование повышения качества результатов деятельности предприятия через систему налогообложения и кредитования, материальное стимулирование повышения качества труда исполнителей;
2. Организационные методы – методы, направленные на формирование прогрессивных форм организации управления, производства и труда на предприятии, способствующих повышению качества;
3. Социально-психологические методы – методы, целью которых является создание благоприятных условий труда, формирование нормального социально-психологического климата в коллективе на основе морального стимулирования, привлечения работников к решению проблем качества, например путем участия в работе кружков качества.
Методы управления качеством продукции реализуются через совокупность функций управления, к которым относятся:
- исследование рынка с целью выявления текущих и будущих потребностей в продукции, ее основных характеристик, выбора целевых рынков и способов выхода на рынки, определения технических и организационных возможностей производства более совершенной продукции;
- прогнозирование и планирование уровня качества – формирование политики предприятия в области качества, разработка бизнес-планов, программ повышения технического уровня и качества продукции;
- нормирование обязательных требований к качеству, т.е. нормирование, которое отражается в стандартах на продукцию, технических условиях и в другой нормативной документации;
|
- подготовка производства новых изделий – исследование (разработка рекомендаций по достижению требуемых показателей качества продукции и созданию соответствующих технических, организационных, экономических и социальных предпосылок), проектирование (воплощение результатов научных исследований в конкретных проектах, конструкторской и технологической документации, образцах новой техники), освоение (комплекс работ по реализации результатов проектирования в производстве);
- метрологическое обеспечение качества – организация необходимого и точного измерения показателей качества продукции, наиболее полное обеспечение производства необходимыми средствами измерений, совершенствование применяемых средств и методов измерений, создание новой измерительной техники;
- материально-техническое обеспечение качества, т.е. обеспечение качества современным технологическим оборудованием, качественными предметами труда на основе организации взаимодействия с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий;
- оперативное управление качеством – обеспечение запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировке, сбыте и потреблении;
- стимулирование повышения уровня качества продукции и работ – создание благоприятных условий для наиболее полного использования человеческого фактора при обеспечении качества;
- контроль качества продукции – контроль, включающий производственный, государственный (за соблюдением требований стандартов), инспекционный (контроль на соответствие сертификации), общественный контроль через общество и ассоциации потребителей;
- сертификация продукции – система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям нормативных документов;
- организация работы с кадрами в области качества продукции. Осуществляется по двум направлениям — подготовка и повышение квалификации кадров; активизация человеческого фактора в целях достижения высокого качества продукции.