РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РУССКИХ ДЕТЕЙ
НА ПРОТЯЖЕНИИ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ *
Е.Е. Ляксо
Санкт-Петербургский государственный университет
Lyakso@mail.ru; lyakso58@yahoo.com
* Работа выполняется при финансовой поддержке РГНФ (проект № 03-06-12024в) и МО (проект № ГО2-1.7-413).
Проводимое исследование направлено на решение проблемы соотношения эпигенеза и социогенеза в раннем речевом развитии ребенка. В рамках указанной проблемы конкретной задачей исследования явилось изучение последовательности формирования дифференциальных признаков, обеспечивающих информативную начальную достаточность речевого сообщения ребенка на протяжении первых трех лет жизни.
С этой целью осуществлена лонгитюдная регистрация звуковых сигналов 5 детей с 3-го по 36-ой о месяцы жизни и 20 детей на протяжении 12-и месяцев жизни (с интервалом раз в три месяца). В исследовании использовали 5-и минутные ситуации естественного взаимодействия матери и ребенка и модельные ситуации: «лицом к лицу», «игра», «чтение», с определенной их модификацией в зависимости от возраста ребенка и уровня его когнитивного развития. Психомоторное развитие ребенка в возрасте от 0 до 1 г 3 мес. раз в три месяца оценивали по опроснику "KID – шкала", от 1 г 3 мес. до 3лет 6 мес. –по тесту “RCDI”
Аудиозапись проводили на магнитофон «Marantz PMD222» с использованием микрофона «SENNHEIZER e835S» Регистрацию поведенческих реакций матери и ребенка на видеокамеру Panasonic WV-135 N, паралельно с аудиозаписью.Инструментальный спектрографический анализ осуществляли с помощью программ: «Cool Pro» (Syntril. Software Corp., USA), Praat 4,0 (версия 3.0), «SIGNAL TOOLKIT» (разработка российской компании ОДИТЕК), CSL (версия 4,0). Проводили спектрографический инструментальный анализ звуков при котором определяли значения формантных частот и значения их интенсивностей для звуков ребенка и голоса матери, а также - временные характеристики звуков. Фонетический анализ проводили с использованием символов МФА (IPA) и САМПа для русского языка (SAMPA). Перцептивный анализ осуществляли аудиторы-носители русского языка, которые прослушивали тестовые последовательности и заполняли таблицы в соответствии с предложенной инструкцией.В качестве аудиторов в разных экспериментальных сериях принимало участие – 622 носителя русского языка Статистическая обработка проводилась в пакете программ ANOVA с использованием непараметрических критериев.
|
В ходе исследования показано, что на протяжении первого года жизни ребенка происходит формирование фонетико-артикуляционных признаков гласных, на основе которых носители русского языка относят гласноподобные звуки детей к категориям гласных русского языка. Согласноподобные звуки в вокализациях детей первого полугодия не транскрибируются с помощью МФА. Во втором полугодии жизни детей в их вокализациях выделяются согласные звуки, которые не исчерпывают набор всех согласных русского языка. Данные о начале формирования фонетической системы гласных к концу первого года жизни ребенка позволили поставить вопрос о реализация уже отработанных для произнесения звуков артикуляций, в сложных звукосочетаниях и первых словах.
С конца первого года жизни у всех исследуемых детей появляются простые слова, состоящие из одного или двух повторяющихся слогов, преобладающие в их репертуаре и на протяжении первой половины второго года жизни. Слова, состоящие из трех разных слогов, содержащие два последовательно следующие друг за другом согласные звуки появляются во втором полугодии второго года жизни. Перцептивный анализ слов, произносимых детьми в процессе взаимодействия с матерью, показал, что всеми группами аудиторов с вероятностью более 75 % распознается очень немного слов. Темпы увеличения активного словаря являются индивидуальной характеристикой. Гласные, артикуляция которых формируется на первом году жизни, произносятся в словах четко, и распознаются всеми группами аудиторов с вероятностью более 75%: в 1 г. 3 мес. – гласные [а] и [о], в 1г. 6мес. - [а] и [и], в 1 г. 9 мес - [а] и [и], в 2 г. - [а], [э], [и], [у]. Гласный [ы], как и в вокализациях детей первого года жизни, описывали только специалисты. Спектральный анализ гласных, распознанных аудиторами, показал что значения формантных частот (F1, F2) для гласных [а] и [э] на двухформантной плоскости расположены в областях соответствующих гласных русского языка. Для гласных [и], [у], [о] значения F1 смещены в более высокочастотную область. Таким образом, показано, что в речепродукции детей второго года жизни формируются опорные элементы в виде гласного и четко определяемого количество слогов, позволяющие интерпретировать детские высказывания по аналогии со взрослыми. Система согласных сформирована недостаточно для определения смысла детского слова вне контекста ситуации
|
К концу третьего года жизни дети произносят связные предложения, включающие большее количество слов. Аудиторы с высокой вероятностью определяют смысл высказываний и слов, опираясь на сформированную слоговую структуру - количество слогов, и ударность слога. В начале третьего года жизни ребенка начинает формироваться оппозиция ударность-безударность слога на основе временной организации гласного, при отсутствии четко выраженных изменений спектральных значений. На третьем году жизни формируется система согласных. Значимо увеличивается вероятность их распознавания, по сравнению со вторым годом. Наиболее успешно аудиторами распознаются звонкие взрывные согласные. К концу третьего года жизни начинает формироваться оппозиция твердый-мягкий согласный. О начале формирования артикуляционной модели твердых согласных свидетельствуют различия между значениями второй форманты на участке перехода от согласного, оцененного как твердый, к гласному, и перехода от согласного, оцененного как мягкий, к гласному. Выявлена прямая корреляция между правильным распознаванием звукового состава слова и его правильной интерпретацией. Эти данные позволяют считать, что линия формирования звукового облика детского высказывания на третьем году жизни ребенка претерпевает качественные изменения, приводящие к формированию слова, соответствующего системе языка. На протяжении третьего года жизни происходит формирование системы дифференциальных признаков, которые наряду с уже существующими в речепродукции ребенка второго года жизни, позволяют более точно описывать смысл детского сообщения.
|
Результаты, полученные в ходе исследования, позволили заключить, что речевое развитие представляет собой непрерывный и нелинейный процесс. На ранних этапах развития ребенка следует говорить о двух линиях речевого развития – формировании акустического образа звука, звукоформ (или поверхностной структуры) и его смыслового содержания. Эти линии идут паралельно, при опережающих темпах роста акустической стороны на первом году жизни ребенка. Формирование акустического облика детского сообщения генетически детерминировано и осуществляется в несколько этапов. Согласно собственным данным и сведениям литературы, первые два этапа являются универсальными для детей из разных языковых сред. Полученные данные позволили заключить, что на третьем этапе начинают формироваться дифференциальные признаки, обеспечивающие специфичность акустического образа слова, в зависимости от языковой среды в которой развивается ребенок. О соединении линий развития можно говорить с того момента, когда звуковой образ начинает соответствовать смысловому содержанию. Критерием соответствия является понятность смысла детского сообщения, вне определенного ситуативного контекста, которая определяется сформированностью системы дифференциальных признаков. Полученные в ходе исследования данные позволяют считать, что это соединение происходит к концу третьего года жизни и на реализацию этого процесса значимое влияние оказывает фактор социальной среды в лице матери. Темпы развития двух линий отражают процесс общего когнитивного развития ребенка и носят индивидуальный характер.