Дети дифференцируют звуки на слух и в произношении.




Систематические регулярные логопедические занятия и выполнение рекомендаций логопеда позволяют увидеть динамику и достичь положительного результата.

РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА ВМЕСТЕ!

 

С уважением учитель-логопед Лукьянова Юлия Анатольевна

Логопедическая работа - это [Рррр] и не только!

История одного [Р]

Когда моему сыну Ванечке было два с половиной года, он очень сильно захотел научиться произносить звук «Р». Дело в том, что машинка никак «не заводилась» без этого «РРР____», ворона не могла «во всё воронье горло» каркнуть «Каррр», даже маленький игрушечный котёнок не мог мурлыкать. Что было делать? Как играть с игрушками? Как читать стихи?

И стал Ванюша самостоятельно вырабатывать у себя этот звук. Сначала он решил махать руками-крыльями и каркать, как ворона, но выходило только «кагх». Потом он попросил маму сшить ему из меха пушистый хвостик, как у кота Маркиза. Прицепил хвостик и продолжил тренироваться: «мугх». Опять что-то не то. Услышала мама Юля эти попытки сына выработать горловой «Р» и сказала: «Лучше я сейчас помогу моему сыну научиться правильно произносить звук [Р], чем потом мы будем исправлять горловой звук». Не смотря на то, что звук [Р] относится к звукам позднего онтогенеза, и, следовательно, ребёнок имеет право не произносить его до 5 лет.

Сказано – сделано! Позвала Ваню, увлеченного игрой с машинками, к себе и спросила: «Хочешь, я научу тебя заводить моторчик?» Ванюша с надеждой и радостью в глазах кивнул головой. Тогда делай вот так: улыбнись, открой ротик, постучи за верхними зубками «Д-Д-Д…» (Д-дд…, дд-Д…) и подуй на кончик язычка «ДРррр…» Чуть-чуть помогли вызвать вибрацию чистым пальчиком и «УРА!» моторчик завёлся.

Хорошо, когда мотор заводится у машины! И котята мурлыкают, и вороны каркают, и стихи красиво звучат!

- Почему Ваня так быстро научился произносить звук [Р]?

Потому что его речь хорошо развивалась. С двух лет он говорил фразами, запоминал наизусть и читал стихи. Хорошая артикуляционная моторика и хорошо развитое фонематическое восприятие позволило ему услышать, что звука [Р] нет в его речи и появилась мотивация, чтобы научиться его произносить.

 

Норма усвоения звуков речи (по годам)

Ø Звуки раннего онтогенеза (1 - 2 года):

гласные А, О, У, И и губно-губные согласные М, мь, П, п ь, Б, б ь.

Ø Звуки среднего онтогенеза (2-3 года):

гласные Э, Ы, губно-зубные согласные В, в ь, Ф, ф ь;

переднеязычные звуки Т, т ь, Д, д ь, Н, н ь, с ь, з ь и л ь;

заднеязычные К, к ь, Г, г ь, Х, х ь и среднеязычный звук Й.

Ø Звуки позднего онтогенеза

3-4 года: свистящие звуки С, З, Ц

4-5 лет: шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

5-6 лет: сонорные звуки Л, Р, р ь.

В 5-6 лет звуковая сторона речи усвоена полностью.

Дети дифференцируют звуки на слух и в произношении.

Часто родители не слышат или не замечают, какие именно звуки не выговаривает ребёнок и есть ли ещё какие-либо нарушения речевого развития. Конечно, кроме звука [Р] или [Ш] – недостатки произношения этих звуков все хорошо слышат. Но бывает, что до определенного звука надо ещё как говорится дорасти, а в русском языке различают 42 звука, из них 6 гласных и 36 согласных. Многие «простые» звуки являются базовыми для произношения более «сложных» звуков.

2 согласных звука (твёрдый и мягкий) обозначаются одной буквой. Ребёнок может уметь произносить мягкий звук, но не уметь произносить твёрдый и наоборот. Например, буква Л (эль) обозначает два звука: мягкий согласный звук [Л’] - ль и твёрдый [Л].

[Л’] мы слышим и произносим в словах Лейка, Лебедь, Лимон, звук [Л] мы слышим и произносим в словах Лампа, Лопата, Лук. Ребёнок может правильно произносить звук ль, но не произносит или заменяет звук Л, и тогда мы слышим «ампа» или «вампа», «лямпа» или «ямпа».

В этом случае логопед научит ребёнка слышать и выделять звук [Л] из потока звуков, в слогах и словах (игры «Песенка пароходика», «Поймай звук [Л]», «Внимательные ушки»).

Одновременно будет вести работу по формированию артикуляционного уклада, необходимого для нормативного произношения звука [Л]. Затем в упражнениях «Пароход гудит» или «Самолёт летит» отработает звук [Л] изолированно. Когда твёрдый согласный будет хорошо звучать изолированно, отдельно от других звуков, логопед будет постепенно вводить его в речь: сначала на материале слогов (упражнения «Лифт», «Нанижем бусинки»), затем слов (в начале, в конце, в середине слова, со стечением согласных), словосочетаний, и только затем автоматизируем звук во фразовой речи, в стихотворениях и текстах. Затем проводится дифференциация твёрдого и мягкого Л-ль.

Чем раньше ребёнок начнёт заниматься с логопедом, тем быстрее звук войдёт в речь. И наоборот, если ребёнок неправильно произносил звук достаточно долго, то и автоматизировать звук скорее всего придётся продолжительное время.

Если ваш ребёнок ещё не научился красиво говорить, обращайтесь к логопеду.

РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА ВМЕСТЕ!

 

С уважением учитель-логопед Лукьянова Юлия Анатольевна

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: