Основные аспекты философии




Содержание

Введение стр. 2

Философия в жизни человека стр. 4

1.1 Предмет философии стр. 4

1.2 Два подхода философии стр. 7

1.3 Философия в общественном сознании стр. 11

1.4 Основные аспекты философии стр. 14

1.5 Сопряженность человека и философии стр. 19

1.6 Мировоззрение человека через философское

Осмысление стр. 24

1.7 Современная философия стр. 27

Заключение стр. 28

Литература стр. 30

Введение

Различные стороны этого мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отражаются в сознании. Осознание значения различных его сторон для обеспечения существования, функционирования, развития человека находит свое выражение в различных формах общественного сознания. Каждая из их представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Например, непосредственное взаимодействие с окружающим миром для удовлетворения своих жизненных потребностей обусловило необходимость в выявлении и использовании тех свойств предметов, связей, законов, овладение которыми обеспечивает саму возможность жизни. Путем эмпирического освоения действительности, путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщая и систематизируя их, знания, которые, передаваясь из поколения в поколение, обогащаясь новыми находками, открытиями, совершенствуясь, помогали ему выжить, продолжить свою жизнь в цепи поколений. Проверенная практикой достоверность знаний расширяла его свободу в овладении силами природы. Неуклонный рост знаний, практическая проверка их достоверности, значимости для человека создали основу для возникновения научного сознания, науки как формы общественного сознания.

Жизнь сообща, зависимость жизнедеятельности каждого индивида от жизнедеятельности сообщества, взаимная зависимость индивидов от совместной деятельности обусловили потребность в выработке определенных правил, норм, принципов, регламентирующих отношения общества и личности, отношения между людьми, оказывающих влияние на характер их поведения, поступков. Эта потребность нашла свое выражение в формировании нравственного сознания. Зависимость жизнедеятельности человека от других сторон действительности обусловила возникновение эстетического, религиозного, политического, правового сознания.

Все эти формы общественного сознания представляют собой осознание человеком своего отношения к различным сторонам действительности, зависимости своей жизни от степени их освоения.

Вместе с тем, в сложном противостоянии и единении человека с окружающим миром, начиная с тех далеких времен, когда он начал становиться в качестве человека, перед ним начал вырисовываться, пусть в самой туманной форме, вопрос о том, что представляет собой этот мир по своей сущности, что лежит в его основе, а также вопрос о сущности самого человека, о человеческой сущности. По мере становления и развития человека эта потребность приобретала все большее значение в его жизни, она нуждалась в своем разрешении. И уже с тех далеких пор и по сей день он неизменно возвращается к ее разрешению. Его всегда интересовали вопросы о том, является ли он творцом своей судьбы, может ли он стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми ему приходится утверждать свое существование, может ли он проникнуть в тайны своей души, может ли он достичь счастья и в чем оно состоит, в чем состоит смысл самого его существования.

Все эти и другие вопросы показали, что его жизнедеятельность зависит не только от производства средств существования, но и от осознания им своей сущности, сущности мира своего бытия, смысла жизни. Больше того, решение этих вопросов формировало определенный подход человека к действительности и к себе, складывалось определенное видение, понимание мира как целостности. Осознание человеком своего отношения к этому миру определяло характер его поступков и действий. Иными словами, осознание человеком своего отношения к миру в его целостности, осознание себя в этом мире нашли свое выражение в мировоззрении. Но для этого необходимы были определенным образом сформированные представления о самом мире и о человеке.


Философия в жизни человека

 

Предмет философии

Если философия является формой общественного осознания бытия, то для выяснения ее специфики необходимо выяснить, ЧТО отражается в философии, ЧТО является объектом философского осмысления действительности. Как, под каким, углом зрения этот объект рассматривается в философии, что является предметом философии, ПОЧЕМУ так, а не иначе происходит отражение действительности в философии, какова структура философского знания, а также ДЛЯ ЧЕГО она нужна человеку, каково ее социальное назначение, какие функции она выполняет.

Специфическим объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир". Чтобы выяснить специфику предмета философии, необходимо выяснить, под каким углом зрения объект отражается в сознании. А так как объектом философии является отношение "человек-мир", то, естественно, на первый план выступает вопрос о природе и сущности мира и человека, о всеобщих, предельных основаниях их бытия, о первых началах, а также о том, как этот мир устроен, какие взаимосвязи существуют в мире, а также между человеком и миром.

Таким образом, можно сказать, что предметом философии является ее объект — отношение "человек-мир",— рассматриваемый с точки зрения природы и сущности мира, природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей его познания и преобразования, а также с точки зрения устройства мира, его общей структуры и состояния, в котором он находится.

На различных этапах истории в центре внимания развития философской мысли предмет философии представал не во всей своей полноте и целостности. В зависимости от потребностей практического и теоретического освоения действительности, человека, как правило, интересовали не все сразу, а те или иные стороны отношения человека и мира. Это были либо вопросы, связанные с поиском первоосновы мира, его всеобщего начала, либо вопросы о месте человека в мире, о том, как мир устроен, вопросы познаваемости мира. Однако, в каком бы плане и в какой бы взаимосвязи и последовательности эти вопросы не ставились, в конечном счете все они были подчинены осмыслению человеком смысла своего бытия.

Важно отметить, что, несмотря на многоаспектность подходов к решению проблемы отношения человека и мира, перед человеком возникала потребность в обобщенном, целостном представлении о том мире, в котором он живет, а также о самом себе, о целостном видении своего отношения к этому миру. Такой подход обусловлен самой спецификой жизни человека.

В практически преобразовательной деятельности человек стремится к реализации целей, в которых в снятом виде выражены его потребности и интересы, а также предполагаемые пути и средства их достижения для обеспечения своего существования, функционирования, развития. Естественно, для решения множества возникших перед ним проблем ему необходимы определенные представления о мире в его целостности. Ведь этот мир является необходимым условием его существования. Вне этого мира сам вопрос о его жизни теряет смысл. Поэтому самой жизнью ставится перед человеком существенно важная для него задача: выяснить, ЧТО представляет собой мир по своей природе, что лежит в его основе? Ответ на этот вопрос далеко не однозначный. Характер его решения зависит от уровня развития самого человека, его познавательных способностей и возможностей, от уровня развития науки и техники, возможностей производственно-преобразовательной деятельности, характера и направленности интересов социальных субъектов, от особенностей исторического развития общества в целом.

Предметом философии являются объективно всеобщее и его отражение в мышлении, человек как нечто уникальное и неповторимое, общие законы развития объективной реальности, познания, взаимосвязи человека и мира. Вместе с тем присущая, точнее, внутренне причастная философии и ее предмету всеобщность предстает одновременно и как неразрывно связанная со смысложизненной сферой бытия общества и индивида. Иначе говоря, универсальность и всеобщность реальности, на которые обращена философия, — именно в силу их уникальности и значимости, их всеобщности, всеобъемлемости и мощи — становятся в глазах мыслящего человека фундаментальными началами и характеристиками его самого, его личной судьбы и смысла его природных, общественных и индивидуальных жизнепроявлений. Это не означает, что в философии имеют место непрерывно совершающиеся, спонтанные и какие-то очень простые диалектические взаимопереходы от всеобщего к особенному и единичному и обратно. Обнаружение таких взаимосвязей требует по меньшей мере определенной направленности мышления и интеллектуального усилия охватить всеобщее и личное в уникальном. Вместе с тем относительная самостоятельность трех классов реальностей — общей, особенной и единичной — и знания о них, не подлежит сомнению.

Поскольку ни одна из форм знания не имеет столь универсальной, всеохватывающей и комплексной предметной области, ни одна из них не может сравниться с философией по многообразию подходов, точек зрения, по разнообразию ответов на вопросы, которыми она задается. Однако комплексность ее предмета, трудности его познания и овладения им — не единственное, что обусловливает обилие философских систем, школ и течений. Возникнув в социально неоднородном, внутренне противоречивом обществе, философия не могла не начать свою историю в форме плюрализма философских концепций, так как в классовых обществах об одних и тех же явлениях и предметах думают во многом по-разному, часто противоположным образом. Объективный подход к определению философии и ее предмета заставляет обратиться к историческому развитию понимания предмета философии, а также к вопросу о конфронтирующем сосуществовании различных философий в современную историческую эпоху.

Таким образом, уже на уровне определения предмета философии выявляются основные, первичные ее качества: всеобщность 'по содержанию и замыслу; личностность, предстающая как фундаментальная и так или иначе фиксируемая коррелятивность содержания философии и ее субъекта, точнее, глубинных пластов его бытия; «экстремистски-тоталитарная» природа философии, стремящейся охватить «последние» основания или законы развития всего и вся, «начала» и «концы» бытия мира и человека; рефлексивность, проистекающая одновременно из «предельного» характера философских вопросов и ответов и из конкретно-личностной сущности философии как мировоззрения, системы убеждений и принципов поведения человека.


1.2 Два подхода философии

В решении этого вопроса сложились два основных подхода. Один из них состоит в том, что в трудовой и практической деятельности, овладевая стихийными силами природы, у человека исторически складывалось представление о том, что мир существует вне и независимо от желания и воли людей; что люди должны считаться с фактом объективного существования мира, каждый раз согласовывая свои цели и действия с объективными закономерностями, естественными связями и отношениями, существующими в этом мире; что мир не создан никем, существует как объективная реальность; что в основе его лежит материальное начало; что сам человек — продукт и частица этого мира. На этой основе сложилось представление о материальной природе и сущности мира. Материальное начало предстало в качестве предельного основания бытия мира и самого человека.

Другой подход к решению вопроса о природе и сущности мира характеризуется тем, что, практически преобразуя мир, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, ставя себе на службу силы природы, человек проникался верой в могущество своего разума, выдвигая цели практической деятельности и добиваясь их осуществления. Основание для такого подхода заключается в том, что сам трудовой процесс начинается с постановки, определения целей и формирования идеального образа предмета, к созданию которого стремится человек. Получается, всякому практическому действию предшествует цель, появлению любого результата созидательной деятельности — его идеальный образ. Абсолютизация этой особенности жизнедеятельности человека, преувеличение роли сознательной, целеполагающей деятельности в практическом освоении действительности привели к тому, что и сам мир стал рассматриваться как результат воплощения идеального начала.

Этот же принцип двоякого подхода к решению вопроса о природе и сущности мира человек применил и к самому себе, т. е. перед ним неизбежно возникал вопрос и о его собственной природе и сущности, о том, какое начало — материальное или идеальное — составляет основу его бытия, о его месте в мире, отношении к нему. В результате сложились два основных подхода к решению этого вопроса: человек в своем всеобщем основании определяющим его природу и сущность имеет материальное или идеальное начало. Если человек материален по своему происхождению и природе, то его сознание предстает как производное от материального начала, как его свойство, как результат его развития. Если же основанием человеческой природы и сущности является идеальное начало, тогда материальное есть результат воплощения идеального, его производное. Следовательно, вопрос о природе и сущности человека приобрел значение вопроса об отношении материального и идеального, духовного и телесного в его жизнедеятельности, вопроса о том, что же в действительности составляет основание его бытия.

Два противоположных подхода к решению вопроса о природе и сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований бытия мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным — материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

Материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, извечен, не сотворен, бесконечен во времени и пространстве, материя — первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи — мозга, сознание — вторично. В истории философской мысли материализм претерпевал изменения, развивался, совершенствовался. Материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-нибудь сверхъестественных сил. Человек — часть природы, его сознание порождено природой, является ее особым свойством. В истории философской мысли длительное время материализм рассматривал человека с его сознанием лишь как природное существо, не видя в нем прежде всего общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносились человеком, что зачастую обожествлялись, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т.п.). Роль человека как деятельного, созидательного существа оставалась в тени. В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне.

Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Идеализм так же, как и материализм приобретал конкретные формы, наполнялся конкретным содержанием на различных этапах истории. Существует две основные разновидности идеализма — объективный и субъективный.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) исходит из того, что над миром господствует духовное начало, мировой разум (логос, дух, идея, понятие и т.п.), который изначально дан как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обусловливает их реальное существование. Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир.

Субъективный идеализм рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Он основывается на абсолютизации тех или иных сторон духовной жизни человеческого индивида — индивидуальное сознание, воля, эмоции, ощущения и т.д.

Субъективный идеализм акцентирует внимание на субъективной стороне жизни человека, его неоднозначном, противоречивом отношении к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека. Однако эта субъективность настолько превозносится идеализмом, что не остается места никакой объективности. Природа сознания становится необъяснимой, а вместо последовательного научного решения вопроса делается уступка религии и вере, познание ограничивается, а то и вовсе отрицается.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии есть еще дуализм, признающий дух и природу, сознание и материю, мышление и бытие двумя самостоятельными началами. Это — специфическая попытка преодолеть противоположность между материализмом и идеализмом.

Но по своему существу основной вопрос философии через выяснение отношения духа и природы, сознания и материи, мышления и бытия заключает в себе общую предпосылку раскрытия отношения "человек-мир" в предельных основаниях их бытия. Он не может быть сведен только к вопросу о первичности или вторичности материи и сознания. Он представляет собой выраженное в наиболее общей форме отношение человека и мира, в котором человек выступает в качестве активного начала. Его волнуют вопросы о возможностях самореализации себя в мире, в котором он живет, а также вопросы о том, от чего зависит его судьба, что ожидает его в будущем.


1.3 Философия в общественном сознании

Философия занимает особое место в структуре общественного сознания. Она связана со всеми его формами, но не сводится к их сумме и не может быть сама растворена в какой-либо из форм общественного сознания. Особенно важным является вопрос о соотношении философии и науки. Дело в том, что философию часто рассматривают в качестве одной из разновидностей научного знания. И даже существует широко распространенное определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. При таком подходе любой философской системе можно предписать необходимость исследовать всеобщие законы развития природы, общества, мышления. Но, как известно, ни одна метафизическая система не могла и не занималась этим вопросом, так как мир рассматривался в них как совокупность не связанных друг с другом процессов. Не могли заниматься исследованием общих законов и все субъективно-идеалистические системы.

При рассмотрении философии как одной из разновидностей научного знания главное внимание, как правило, сосредоточивается не на решении основного вопроса философии, не на раскрытии сущности человека и мира его бытия, а на исследовании всеобщих законов. При таком подходе научность по отношению к любому философскому знанию приобретает значение обязательного, сущностного признака философии как формы общественного сознания. Но критерием научности любого знания является проверенное практикой соответствие его содержания объективной действительности. Выдвижение на передний план философского осмысления действительности наиболее общих законов и недостаточное внимание к решению основного вопроса философии невольно приводит к тому, что эти законы превращаются в предельные основания бытия мира и человека. Вопрос же о сущности человека и мира остается в тени. Однако, как об этом свидетельствует история философской мысли, центральной проблемой философского осмысления действительности были проблемы о природе и сущности мира, человека, о возможностях познания человеком мира и его преобразования. Вопрос же о законах включался, да и то далеко не всегда, в тот аспект философского осмысления действительности, который был направлен на выяснение общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

В то же время, подчеркивая качественную определенность научного и философского сознания как специфических, относительно самостоятельных форм общественного сознания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки, степень проникновения в познание окружающей действительности — необходимое условие формирования представлений о мире и о самом человеке, об их взаимосвязях и отношениях, условие создания общей картины мира. Однако сами по себе научные знания еще не определяют характера философского видения мира.

Это становится особенно очевидным, если учесть, что философия, рассматривая отношение "человек-мир", стремится подняться до осознания вопросов о целях и смысле жизни, о счастье и путях его достижения. А решение этих вопросов обусловлено сложной системой общественного бытия и особенно тем, насколько коренные интересы социальных субъектов (индивидов, групп, классов) могут быть реализованы в системе общественных отношений и насколько они совпадают или не совпадают с направлением действия законов общественного прогресса. Поэтому их осмысление может быть как научным, так и ненаучным.

Точно также и развитие научного знания нуждается в философском осмыслении отношения человека к миру и к себе. Ведь познание человеком окружающего мира, развитие научных знаний представляет собой не просто результат созерцания окружающего мира, а результат практического, деятельного воздействия человека на мир и на самого себя в целях обеспечения своего существования и развития.

Следовательно, философия, опираясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и ненаучной, при этом не теряя своей специфики как формы общественного сознания. Таким образом, научность может быть существенным признаком философии, не превращая ее в одну из разновидностей научного знания.

Философия тесно связана и с другими формами общественного сознания — с политическим и правовым, нравственным, эстетическим, религиозным сознанием. Эта связь говорит, прежде всего, о том, что общественное сознание представляет собой внутренне структурированную систему осознания человеком своего отношения к самым различным сферам действительности и к миру в целом. Различные формы общественного сознания — это различные аспекты единого процесса духовно-практического освоения человеком действительности.

Философия имеет дело не просто с частными фактами, с конкретной эмпирической действительностью. Она охватывает глубинные основания жизнедеятельности человека, все богатство духовной культуры человечества, основания, принятие которых позволяет, осознан смысл и целостность человеческой жизнедеятельности в ее сущности, внутренней логики развития.

 

Основные аспекты философии

Кроме выяснения специфики объекта и предмета философии, важно выяснить основные аспекты отражения ее предмета в теории. В истории становления и развития философии на всех этапах этого процесса различные аспекты отражения в теории приобретали относительно самостоятельное значение, что сказывалось и на той проблематике, которой занималась философская мысль, и на особенностях содержания философии в целом.

Предмет философии отражается в теории в трех основных аспектах: онтологическом, гносеологическом, логическом.

Онтологический аспект заключается в том, что философия как специфическая форма осознания человеком своего бытия, как форма общественного сознания претендует на то, чтобы дать человеку знание о мире и о самом человеке в, их бытии, т.е. она по своему содержанию претендует на то, чтобы ответить на вопрос: Что же представляет собой мир как таковой? Какова его природа? Что представляет собой человек по своей природе и сущности? Какое место он занимает в мире? Как устроен мир, в котором живет человек? Какие существуют всеобщие связи и законы природы, общества, мышления? В чем смысл самого человеческого бытия, цель и смысл его жизни? Иными словами, онтологический аспект отражения предмета философии в теории акцентирует внимание на ее содержании, которое складывается независимо от желания и воли людей. Это отражение может быть и истинным и ложным. Объективная обусловленность содержания философии превращает ее в особый феномен духовной жизни человека, который выступает не только как результат его жизнедеятельности, но и как ее предпосылка, становясь фактором, активно воздействующим на характер отношения человека к самому себе, на осознание им смысла своего бытия.

Гносеологический аспект отражения предмета в теорий заключается в том, что он отражается не зеркально, не как результат созерцательного восприятия действительности, а через призму практически-деятельного отношения человека к миру и к самому себе. Само познавательное отношение человека к действительности является практическим по своей природе. В основе отношения человека к миру лежат его потребности и интересы. Они могут быть удовлетворены только в процессе практического освоения человеком действительности.

Если потребности ориентируют человека прежде всего на объект удовлетворения потребностей, на познание свойств предметов и их взаимосвязей, обеспечивающих удовлетворение потребностей, то интересы ориентируют человека на социальные условия, в которых и посредством которых обеспечиваются возможности удовлетворения потребностей, а также на познание связей и законов, которые детерминирует создание или устранение социальных условий, системы социальных связей и отношении, в которых осуществляется жизнедеятельность людей. Таким образом, потребности и интересы обусловливают характер и направленность отношения человека к миру и к себе. Чтобы удовлетворять свои потребности, необходимо создавать орудия труда и при их помощи производить необходимые для жизни средства, а также создать определенную систему общественных отношений. Для этого человек должен обладать знаниями о свойствах предметов и явлений, о связях, законах природы, знаниями, необходимыми для осуществления производства, об обществе, закономерностях и тенденциях его развития. Важно отметить, что все эти знания фиксируют в себе не только сведения об объективной действительности, но и выражают оценочное отношение к ним человека.

Вследствие практической обусловленности познавательного отношения человека к миру теоретическое отражение действительности в сознании наполняется конкретным содержанием. Поэтому и содержание философского значения включает в себя отражение мира не во всей его всеобщности и многогранности, а в той мере, в какой действительность включается в сферу практически преобразующей деятельности человека. На этой основе складывается и специфическое видение мира в рамках бытия человека. Иными словами, мир выступает как мир бытия человека. Так же складывается и представление человека о самом себе, о своем месте в мире, о возможностях его познания и преобразования, о целях и смысле жизни. Эти особенности взаимоотношения человека с миром как миром своего бытия находят свое отражение в специфике содержания философского знания.

Характеризуя процесс философского осмысления человеком своего отношения к миру, можно сказать, что история и логика теории, история и логика развития философского знания — это не что иное, как история и логика предмета философии, отраженного через призму истории и логики интересов познающего субъекта. А так как основной проблемой философии является отношение "человек-мир", то и сама история философии предстает как процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности в их взаимосвязи.

Гносеологический аспект отражения предмета философии в теории оказывает огромное воздействие на содержание философского знания, на онтологический аспект отражения предмета. Онтологический и гносеологический аспекты выступают как две стороны одного и того же процесса осознания человеком своего отношения к действительности. Если онтологический аспект предполагает необходимость выяснить специфику предмета философии как определенной реальности и получить о нем знание в его бытии, таким каким он есть сам по себе, то гносеологический аспект заключает в себе оценочное отношение человека к предмету философии как особому объекту познания. Познавательное отношение детерминирует специфику отражения и его избирательность, выраженную в содержании философского знания, а само содержание знания представляет собой не только результат отражения предмета в его данности, но и исторический опыт, итог процесса познания человеком действительности, оказывает влияние на познавательный процесс. В историческом развитии познавательного отношения человека к миру вырабатываются определенные принципы, имеющие важное методологическое и мировоззренческое значение для определения направленности познания, ориентированной на будущее и на различные сферы жизнедеятельности человека.

Логический аспект отражения предмета философии в теории заключается в том, что результаты практически-деятельного и познавательного отношения к действительности, отраженные в содержании философского знания, фиксируются, находят свое воплощение в понятийно-категориальном аппарате философии. В системе понятий, категорий, законов находят свое выражение предельно общие основания бытия человека и мира, осознание человеком своей сущности и сущности мира в их взаимосвязи, своего места в мире, целей и смысла жизни. Поэтому понятия и категории являются показателем степени осознания человеком своего отношения к миру и к себе. Содержание понятийно-категориального аппарата, его структура, динамика отражают динамику развития как самой действительности, человека, так и их взаимосвязи. Можно сказать, что степень разработки понятийно-категориального аппарата, четкость и степень раскрытия содержания понятий, категорий, законов свидетельствует о степени развития познавательных возможностей человека, развития и зрелости самой теории. Логические формы отражения действительности представляют собой итог предшествующей познавательной деятельности, ступеньки познания, освоения мира, важное средство его преобразования. Они играют важную роль в целеполагающей деятельности человека, в определении им как программных, стратегических, так и ближайших, практических целей деятельности. Поэтому эти логические формы выступают, с одной стороны, как результат, итог предшествующей жизнедеятельности, а с другой — как ее предпосылки, как условия, факторы и средства познания человеком окружающего мира и его преобразования в соответствии со своими потребностями и интересами для обеспечения своего существования, функционирования и развития.

Развитие и совершенствование философского знания не может успешно осуществляться без совершенствования, развития понятийного аппарата, в котором фиксируются результаты освоения мира, степень проникновения человеческого познания в сущность предметов, процессов объективной действительности. Пренебрежительное отношение к разработке понятийного аппарата, небрежность в использовании терминологии часто приводят к значительным издержкам в исследовании явлений действительности и даже к ошибкам, к непониманию исследователями друг друга.

Логический аспект отражения предмета философии в теории неразрывно связан с онтологическим и гносеологическим аспектами. И хотя каждый из них имеет свою специфику, только вместе они позволяют осмыслить целостность философского знания как формы общественного сознания. Особенно в современных условиях возникла потребность в раскрытии специфики философии в единстве онтологического, гносеологического и логического аспектов отражения предмета в теории. Это обусловлено возникшей потребностью раскрытия диалектического единства человека и мира, его бытия, для осмысления взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего как всего человечества, так и возможностей самореализации каждым человеком своих сущностных сил.


1.5 Сопряженность человека и философии

Современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С. Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренческие ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.

Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

В современной литературе делается попытка дать комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором в единое целое объединены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида.

Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, - это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п. И что особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных интересов.

Но если человека главным образом формирует повседневность, то не изменив ее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что у родителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, в убогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнах ненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных и отупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земные добродетели. Э. Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил: "Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом, заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурного наследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум" (Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993. С.485.).

В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается прежде всего фило



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: