СОВЕСТЬ - КАТЕГОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ




Русский народ - один из самых терпеливых в мире. И, как доказывает исторический опыт, нет такой внешней политической силы, которая бы­ла бы способна сломить его. Вместе с тем, мы знаем немало примеров, когда народ наш находился в рабском, униженном состоянии, пребывал во тьме и растерянности. Почему так? Почему сейчас мы снова оказались в таком положении? Неужели опять спишем свои грехи на чужие "происки"?

Давай задумаемся, читатель, чем же конкретно были вызваны наиболее значительные и массовые выступления нашего народа, что поднимало и заставляло активно действовать его, обычно безмолвствующего или лишь недовольно бурчащего в очередях, в транспорте, за распитием чая и прочих крепких напитков на работе и после оной?

Под активными действиями я, конечно, не имею в виду пустопорожнее митингование, дающее возможность пошуметь, наораться, помахать руками. Словом, выпустить пар, снять накопившееся и создающее внутренний дискомфорт эмоциональное напряжение. Это действия инстинктивные, типа недовольного рычания зверя, оскала зубов.

Реальной же движущей, воистину решающей силой была совесть, проснувшаяся совесть народа. Когда действия властей демонс­трировали явное и полное отсутствие у оных последних остатков совести, они переставали восприниматься народом как люди, с которыми можно смириться, договориться по-человечески, по-хорошему. Они воспринимались уже как политические трупы, движущиеся по инерции опасные, чудовищные механизмы, которых надо было остановить любой ценой. Если власти теряют совесть, то тогда просыпается и начинает действовать совесть народа. Так случалось всегда. И во времена Бориса Годунова, и при бунтах времен крепостного права, и при падении царизма и временного правительства, и во время Кронштадтского мятежа, и при провале демократов на выборах в Думу. Не всегда при этом действия народа были рациональны и успешны, но всегда - неизбежны и, в конечном итоге, результативны. Лучше любая, самая плохая власть: неумелая, некомпетентная, заблуждающаяся, даже полное безвластие. Но совершенно недопустима власть, окончательно потерявшая совесть. Ничего страшнее этого не знает история человечества. И у нас по этой части опыт богатейший. Не следует умножать его.

А те правители, любого масштаба, которые этого не понимают, могут быть твердо уверены в том, что зря прожили свою жизнь и им следует молить Бога о скорейшем освобождении от нее. Или хотя бы об отставке. И еще об одном должен молиться любой правитель, руководитель, начальник - чтобы в руководимым им народе, районе, коллективе сердца людей не лишились деятельной энергии совести. Ибо для него это будет в конечном итоге хуже отставки или даже физической смерти. Это может быть симптомом смерти его духа, духовной деградации.

Но доживем ли мы когда-нибудь до светлого дня, когда правители наши будут опираться на совесть народа без корыстных интересов и спекуляций?

Давайте не забывать о том, что в экономические и политические кризисы, в мрак и безверие нас ввергает только размывание совести нашей. Именно ее потеря превращает нас из людей в мертвых, деревянных, управляемых за ниточки корысти, властолюбия и прочих низких страстей марионеток, неспособных творить, умеющих лишь потребляя разрушать. Любая материальная система: экономическая, политическая, социальная и т.д. энтропийна по природе своей. Только духовные начала: совесть, любовь, доброта объединяют людей, направляют их на путь истинный. И только возрождение совести в национальном масштабе способно принести возрождение стране. Может быть, где-то в других странах это и не так, или не совсем так. Не знаю, не берусь судить. Но уверен, что для нашей державы иначе быть не может. И блажен тот правитель, который поймет это.

Но будем бдительны, читатель, ведь снова выползают на свет божий из щелей, партийных комитетов и тюремных камер, что-то вещают и доказывают нам, снова борются за власть над нами вчерашние трупы...

На их знаменах написано: "Демократия", но под этим понимается лишь насаждение некоего подобия рынка. Рынка довольно примитивного и потому весьма соблазнительного отнюдь не для производителя, человека труда, а для спекулянта и взяточника. Рынка, в котором одним из самых ходовых товаров становится совесть. К сожалению, большинство нашего населения уже уверилось в том, что, только торгуя совестью, можно сколотить себе начальный капитал. Да и классик вроде так же считал...

Хронически не хватает в нашей стране твердой валюты. Истощаются перекачиваемые на Запад и Восток природные богатства. Уничтожается научный, оборонный, культурный потенциал. Взамен же - заполненные заморскими побрякушками витрины и прилавки. Много колбасы. Очень много. Правда, дорого. А вот совесть - по дешевке. Но где же она? Раскупили. Дефицит. Не настало ли время поднять цену? Не пора ли начать прогнать торгующих ею из храма души нашей?

Христос учил, что, изгоняя зло угрозами, казнями, зла не изгнать, так как зло не может пойти против самого себя. Но бесполезно об этом напоминать людям, которые не ведают добра, в которых давно умерла совесть, и у которых остался один путь - уничтожать ее проявления вокруг себя. Ибо нестерпим свет совести для существа, ее лишенного.

 

ГДЕ ОРИЕНТИРЫ?

В любом пути нужны ориентиры, маяки, светильники. Но где они? Где святые, изрекающие истину и просвещающие правителей? Где пророки, пре­дупреждающие об опасности и предохраняющие нас от неисправимых ошибок? Почему не слышно их голосов сейчас, когда они нам, может быть, нужнее всего за всю нашу историю?

Слышно много визгливых, назойливо увещевающих, что-то навязчиво нам втюхивающих голосков. Но не стоит им верить. Они работают на себя, на свою карьеру, и не несут нам ничего, кроме очередных иллюзий и заблуждений.

Не случайно самым громким и слышимым, самым близким и запоминающимся за последние годы стал жизнерадостный и запанибратски покровительственный тон рекламы АО "МММ". Ну что ж, давайте освежим в памяти незабвенный светлый образ героя нашего времени Лени Голубкова и милых его домочадцев. Увы, это наши портреты, созданные вряд ли честными, но безусловно наблюдательными и небесталанными авторами. Иногда даже, помнится, приходилось невольно ловить себя на мысли, что для полной гармонии и достоверности не хватает какой-то мелкой детали. Например, ставшие нам такими родны­ми и близкими лики главных героев и их заокеанской приятельницы с простым интернациональным именем прекрасно дополнил бы портрет другого незабвенного Лени, с густыми и строгими, но такими добрыми бровями...

А может быть, так и надо? Может быть, нужно, необходимо, воистину спасительно для нас окончательно разочароваться, полностью потерять все внешние ориентиры, прекратить цепляться за них, чтобы обрести наконец вечный и неизменно верный внутренний ориентир - совесть, голос Бога в себе? Он к нашим услугам всегда, он не подведет, не оставит, укажет путь из любой тьмы. Но часто ли мы обращаемся к нему, часто ли внимаем его советам?

 

МММ И ЕДИНСТВО МИРА

Мир всегда был, есть и всегда будет един. Лишь в сознании своем мы расчленяем его, делим на части. И, чтобы не распасться самим, не утерять живительную связь с единством мира, мы должны восстановить его в сознании своем, осознать себя частью плоти и крови Единого.

Но как часто мы противопоставляем себя ему, выступаем в роли чего-то отдельного, старающегося урвать себе кусочек пожирнее, или хотя бы какой получится, но непременно урвать.

Как наглядны уроки, преподанные нам "МММ" и иже с ним. Как предельно откровенно проявила свою циничную сущность ее величество Алчность. Как явственно проступила ее бесплодность и непрактичность. Но только многие ли из причастившихся к ней, погнавшихся за легкой наживой, поняли это? Многие ли осознали, что собственность - это не деньги, не акции, не сертификаты или прочие бумажки, а свой труд, свой здравый смысл, своя добрая воля. Ведь деньги и ценные бумаги - это всего лишь некая форма материи, которая, как кровь экономического организма, может быть притянута, преобразована и куда-то направлена субъектом. И при участии в этом процессе субъект, личность, а вернее сказать, индивидуальность обогащается лишь постольку, поскольку она сознательна, способна направить этот процесс в нужное, разумное, полезное русло. В обогащении этом участвуют различные ценности, и деньги - отнюдь не самая важная из них. И уж во всяком случае, не определяющая.

Те силы, которые притягивают к нам людей, обстоятельства, вещи, деньги, информацию - находятся внутри нас. Внутри нас же находятся и те причины, те начала, которые определяют полезность всего этого притягиваемого как для нас самих, так и для ближних наших. Т.е. определяют наш, так сказать, К.П.Д. Не пора ли нам осознать, что польза (не только как нас приучали ее понимать - для общества, но и для себя лично), заключается не в способности накапливать внутри своего замкнутого мирка какие-то ценности. Если при этом наши накопления выпадают из жизни, перестают участвовать в ее круговороте, то они омертвляются, теряют свою ценность. Мера приобретаемой нами пользы, обогащения нашего, заключается не в количестве присвоенного, но в нашей способности использовать накопленное во благо. Не случайно же основу слова "богатство" составляет слово "Бог". Истинное наше богатство - это то в нас и вокруг нас, чем мы овладели настолько, чтобы суметь использовать это на благо, на пользу себе, ближним и дальним нашим. Тогда богатство есть проявление через нас могущества Бога, знак нашей причастности Его воле.

 

ПЕРЕЙТИ ПУСТЫНЮ

И все же, куда вдруг подевалась русская культура? Куда пропали наши классики, всегда достигавшие, превосходившие, отражавшие и предвосхищавшие? Что ж они не предвосхищают? Почему в растерянности и ступоре пребывают светочи наши? Неужели измельчал народец?

Не так давно мы были свидетелями безобразных политических баталий между нашими ведущими писателями. Выяснение отношений в писательской среде доходило до мордобоя. Никаких позитивных результатов эти битвы ни нам, ни нашей литературе не принесли, но дали неплохой толчок возрождению в России шовинистических и националистических настроений. С другой стороны - явное, резкое падение интереса читателей к базарящим писателям (впрочем, писать вроде переставшим) и к серьезной отечественной литературе вообще. Да и не слышно стало из уст наших литераторов честных и трогающих душу слов о жизни нашей и перспективах ее. Самые честные молчат или умирают. А то, что высказывается - бледно и жалко. Вот даже такой светоч, как Л.Н.Гумилев перед смертью замазался выступлением на "600-x секундах"...

Что-то в свое время пытался предвосхищать из-за океана А.Солженицин, но это что-то вызывало по большей части соболезнования. Похоже, что не наша общая боль двигала им, а его личная, пускай даже искренняя и выстраданная, но его, не наша. Было, конечно, в этой боли что-то от той невысказанности и недоговоренности, которая свойственна в той или иной степени каждому из нас, которая поднимала в атаку на микрофоны наших депутатов, выплескивала на улицы и площади толпы манифестантов. Но на одном этом, как мы неоднократно имели возможность убедиться, ничего конструктивного не создашь. И хронически не хватало любви, любви бескорыстной, все понимающей и всепрощающей, но ничего не оправдывающей...

Но после своего вояжа по стране, надо отдать ему должное, Александр Исаевич сумел впитать боль и растерянность народа, недоумение его и униженность, смог выразить эти чувства в своем честном и нелицеприятном выступлении с высокой трибуны Госдумы. Спасибо ему за это. Но лишь жидкие аплодисменты были ему наградой за искреннее и выстраданное выступление. И, разумеется, все его предложения были благополучно похерены и замотаны где-то в лабиринтах властных структур.

Пишут мало. Печатаются еще меньше. Читать что-либо серьезное почти перестали совсем. Зато активно издаются Э.Лимонов, В.Кунин, А.Суворов и иже с ними... Невольно вспоминается одна из картин Васнецова: усеянная трупами богатырей степь, и стая воронья вершит свой кровавый пир...

Хорошо, что хоть один из самых громких, самых крикливых стервятников перестал каждодневно махать крыльями с экрана телевизора и осел на тепленьком думском насесте.

Тележурналистам вообще-то повезло: они на коне, на виду. Многие, конечно, продались. Но некоторые держатся. Сквозь чащу сериалов и бурелом клипов нередко прорываются их искренние голоса. Честь им и хвала. И светлая память тем, кто убит...

Лучшие артисты, певцы, музыканты, танцоры либо опять-таки умерли, либо уехали за рубеж и наведываются в исключительных случаях, с большой помпой, страшно довольные собой. Остальные приспособились, как-то стушевались и влились в общий мутный поток mass media. Если и попадаются настоящие, искренние песни, то погребальным звоном веет от них...

Но откуда, почему такой мор? Кто их всех поубивал, разогнал, заставил замолчать? Не знаешь? Даже не догадываешься? Да мы же с тобой, дорогой, извини за выражение, товарищ!

Художники, писатели, поэты должны и будут молчать, не смогут ска­зать ничего, пока нам с тобой это не потребуется. Пока мы не начнем думать, а не соображать, понимать, а не рассуждать, любить, а не хотеть. Наконец, пока мы не начнем борьбу не за личное выживание и благополучие, а за право называться Человеком. Ведь это нам только кажется, что культуру творят специально предназначенные для этого люди, а мы только потребляем, пережевываем ее. Ничего подобного! Из нашей плоти и крови вырастают ее стебли, соками наших душ насыщаются ее корни, в наших сердцах живет ее содержание. И задача художника - увидеть, бережно собрать выработанный нашими сердцами нектар любви и мудрости и запечатлеть его, придав ему форму, сделав видимым и слышимым нашим достоянием, напитком бессмертия духа нашего.

Так где же он, этот нектар? Что собирать?

И задыхаются мастера в тяжелой, злобной, отравленной нашими с то­бой душными мыслишками и похотливыми страстишками атмосфере. "Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем" (А.Блок).

Россия всегда развивалась катастрофически, бифуркационно. Очередной скачек - и все прежнее разрушено, сама память о былом величии, о былых надеждах и чаяниях куда-то исчезла. Осталась только пустыня ра­зочарования, обиды, неудовлетворенности. И снова стали мы Иванами Беспамятными. Все надо начинать сначала, среди руин, тлена и чада.

Это ужасно, это нелепо, это болезненно. Мало какое из цивилизованных государств способно пережить такое потрясение больше одного раза. Но для нас это, увы, нормально, похоже, что скоро будет обыденно. Почему так? А может быть, иначе нельзя, иначе не сдвинешь грандиозную неповоротливую махину нашей культуры? Может быть, только через разрушение всего старого - и достижений и иллюзий, только перейдя через безжизненную пустыню безверия и забвения, способны мы освободиться от рабства старых предрассудков и приобрести самое необходимое - свободу, свободу выбора?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: