Один из важнейших афоризмов индусской философии гласит: «Гуны вращаются». Это означает, что, согласно доктрине постоянных перемен, ничто не может вечно оставаться в любой фазе, где доминирует одна из Гун; какой бы плотной и тупой вещь ни была, настанет время, когда она придет в движение. Окончанием усилия и наградой за него является состояние ясного спокойствия, но и оно в конце концов погрузится в изначальную инертность.
В европейской философии Гуны представлены тремя качествами: Сульфуром, Меркурием и Солью, о которых мы уже говорили при обсуждении Ату I, III и IV. Но в этой карте соответствия немного иные. Сфинкс состоит из четырех Херувимов, показанных в Ату V: быка, льва, орла и человека. Они соответствуют четырем магическим добродетелям: Знать, Желать, Сметь и Молчать*
*Это те же четыре элемента, которые, суммируемые в пятом, Духе, образуют Пентаграмму Соответствующая магическая добродетель — 1ге, Идти. «Идти» — это знак Божества, как мы уже объясняли, говоря о ремне от сандалии, или Анх, или Стих Апза1а, который идентичен астрологическому символу Венеры, охватывающему все 10 Сефирот.
Эта Сфинкс представляет элемент Сульфур и вознесена -временно - колесом на самый верх. Она вооружена коротким мечом римского образца и удерживает его вертикально в своих львиных когтях.
Полевой стороне колеса взбирается наверх Германубис, представляющий алхимический Меркурий. Это составной бог, но в нем преобладает обезьяний элемент.
С правой стороны низвергается Тифон, представляющий элемент Соль. Эти фигуры тоже не очень просты. Тифон был первобытным чудовищем и персонифицировал разрушительную мощь и ярость вулканов и тайфунов. Согласно легенде, он пытался обрести высшую власть над богами и людьми, но Зевс поразил его молнией. Он считается отцом бурь, горячих и ядовитых ветров, а также Гарпий. Но эту карту, как и Ату XVI, можно также толковать как Единство высшего достижения и восторга. Молнии, которые разрушают, также и зачинают; колесо же можно рассматривать как Глаз Шивы, что, открываясь, уничтожает Вселенную, или как колесо повозки Джаганатха, почитатели которого достигают совершенства в тот момент, когда оно давит их..
|
«Смотрите! Это великие таинства; ибо и среди друзей моих есть отшельники. Не думайте же найти их в лесу или на горе но в постелях пурпурных, ласкаемых великолепными самками с широкими бедрами, огонь и свет в их глазах и волны пламенных волос вокруг них; вот где найдете их. Увидите их при власти, при победоносных армиях, при всякой радости; и в них самих будет радость в миллион раз больше. Берегитесь, чтобы не обратил силу один против другого, Царь против Царя! Любите друг друга с пылающими сердцами; попирайте низших в неистовом вожделении гордости вашей, в день гнева вашего.»121
«Свет пред глазами твоими, о пророк, свет непрошенный, но самый желанный. Я возвысился в сердце твоем, и поцелуи звезд дождем обрушиваются на тело твое. Ты изнемог в сладострастной полноте вдоха; выдох же слаще смерти, стремительнее и смешнее, чем ласки собственного червя Ада.»122
Данный Козырь соответствует зодиакальному знаку Льва. Перед нами Херувим Огня, управляемый Солнцем. Это самая мощная из всех двенадцати зодиакальных карт, и она изображает важнейшую из всех операций магии и алхимии - акт изначального брачного союза, как он происходит в Природе, в противоположность более искусственной форме, представленной в Ату VI; эта карта не пытается направлять ход операции.
|
Главная тема карты связана с древнейшим собранием мифов и легенд. Здесь необходимо хоть немного поговорить о магической доктрине последовательности Эонов, которая связана с порядком Зодиака. Так, прошлый Эон, Зон Осириса, соотносится с Овном и Весами; предыдущий Зон Исиды был особенно связан со знаками Рыб и Девы, а нынешний Эон Гора - с Водолеем и Львом. Главным таинством прошлого Зона было Воплощение; все мифы о богочеловеках строились на соответствующих символических историях. Главным в этих историях было то, что они отвергали человеческое отцовство для героя-богочеловека. В большинстве случаев утверждается, что отец героя был богом, принявшим форму того или иного животного - в соответствии с тем, какие качества авторы мифа хотели видеть у ребенка.
Так, близнецы Ромул и Рем были зачаты девой от бога Марса и вскормлены волчицей. На этом строилась вся магическая формула города Рима.
Мы уже упоминали в нашем эссе легенды о Гермесе и Дионисе.
Рассказывают, что отцом Будды Гаутамы был слон с шестью бивнями, явившийся его матери во сне.
Известна также легенда о Святом Духе в форме голубя, от которого зачала Дева Мария. Тут просматривается связь с голубем из Ноева Ковчега, принесшим радостное известие о спасении мира от потопа. (Обитатели Ковчега суть зародыш, а потоп - околоплодная жидкость.)
Подобные сказки можно найти в любой религии Зона Осириса; это типичная формула Умирающего Бога. В рассматриваемой же карте отражена легенда о женщине и льве, или, скорее, льве-змее. (Эта карта сотносится с буквой Тет, название которой означает «змея».)
|
Провидцы в начальные времена Зона Осириса предугадали грядущее Проявление того Зона, в котором мы живем сейчас, и испытывали к нему страх и ужас, ибо они не понимали порядка Эонов и любую перемену считали катастрофой. В этом истинный смысл и причина диатриб против Зверя и Багряной Жены в 13-й, 17-й и 18-й главах Апокалипсиса. Но на Древе Жизни путь буквы Гимел, или Луны, нисходящий от высшей Сефиры, пересекает путь буквы Тет, или знака Льва, дома Солнца. Поэтому женщину на карте XI можно считать формой Луны, очень сильно освещенной Солнцем и в конце концов объединенной с ним для того, чтобы произвести в человеческой форме представителя или представителей Владыки Зона.
Она едет верхом на Звере; страсть, существующую между ними, представляют вожжи в ее левой руке. В правой руке она высоко поднимает чашу, Святой Грааль, пылающий любовью и смертью. В этой чаше смешаны элементы причастия Зона. «Книга Лжей» посвящает этому символу главу.
ЦВЕТОК ВАРАТА123
Семь вуалей у танцовщицы в гареме ЭТОГО.
Семь имен, и семь ламп у Ее постели.
Семь евнухов охраняют Ее с мечами наголо;
Ни один мужчина к Ней не подойдет.
В Ее кубке семь струй крови Семи Духов Бога.
Семь голов у ЗВЕРЯ, на котором Она ездит.
Голова Ангела, голова Святого, голова Поэта,
Голова Неверной Жены, голова Храброго Мужа,
Голова Сатира и голова Льва-Змея.
Семь букв в Ее святейшем имени, и это:
Вот Печать на Кольце и на Пальце ЭТОГО: и вот Печать на Могилах тех, кого Она убила. Здесь Мудрость. Кто имеет Понимание, тот сочти Число Нашей Госпожи, ибо это число Женщины; и Число Ее -Сто пятьдесят шесть.124
Дальнейшее описание дано в «Видении и Голосе».
В этой карте присутствует божественное опьянение, или экстаз. Женщина показана очень пьяной и совершенно безумной; лев же воспламенен вожделением. Это означает, что описываемая энергия имеет первобытный, созидательный характер; она совершенно независима от критики разума. Карта изображает волю Зона. Фоном служат бескровные образы святых, вся жизнь которых собрана в Святом Граале.
«Знайте же, что избранный жрец и апостол бесконечного пространства есть князь-жрец Зверь, и в женщине его, называемой Багряной Женою, сосредоточена вся сила. Они соберут детей моих в свои объятия; они принесут сияние звезд в сердца человеческие.
Ибо он всегда солнце, а она - луна. Но ему - крылатое тайное пламя, а ей - ниспадающий звездный свет.»125
Это таинство есть физико-магическая формула для достижения посвящения, совершения Великого Делания. В алхимии это процесс очистки, управляемый внутренним ферментом и происходящий под воздействием Солнца и Луны.
Позади фигур Зверя и его Невесты видны десять светящихся, лучащихся кругов. Это Сефирот, еще латентные и неупорядоченные, ибо каждый Эон требует новой системы классификации Вселенной.
В самом верху карты показана эмблема нового света с десятью рогами Зверя, они же змеи, которые расползаются во всех направлениях, чтобы разрушить мир и заново воссоздать его.
Для дальнейшего изучения этой карты можно обратиться к «liber XV» («Магия»), стр. 345 и далее.
XII. ПОВЕШЕННЫЙ
Эта карта, связанная с буквой Мем, представляет элемент Воды. Пожалуй, лучше было бы сказать, что она представляет духовную функцию воды в организационной структуре посвящения; это крещение, которое также является смертью. В Зоне Осириса данная карта представляла высшую формулу адептства, ибо фигура утопленного или повешенного человека обладает особым смыслом. Ноги человека перекрещены так, что правая образует прямой угол с левой, руки же вытянуты под углом 60 градусов, составляя таким образом равносторонний треугольник. Это дает нам символ Треугольника, увенчанного Крестом, изображающий нисхождение света во тьму для ее искупления. Вот почему у головы и конечностей видны зеленые диски: зеленый, цвет Венеры, означает Милость. Воздух над водой также зеленый, пронизанный лучами белого света Кетер. Вся фигура подвешена к кресту Анх (это одна из форм Розы и Креста), и вокруг левой ступни обвивается Змей, творец и разрушитель, управляющий всякими переменами. (Это будет видно из следующей карты.)
Стоит отметить, что по мере проявления искупающего элемента он явно становится темнее и плотнее; но зеленый - это цвет Венеры, цвет надежды, скрытой в любви. Все это связано с формулой Розы и Креста, уничтожения «я» в Возлюбленном как условия продвижения вперед. В низшей тьме смерти начинает шевелиться змей новой жизни.
Прошлый Зон, Зон Осириса, прошел под знаком Воздуха, который нельзя назвать недружественным по отношению как к Воде, так и к Огню. Отличительной чертой того периода был компромисс. Но теперь, под властью Огненного владыки Зона, водный элемент (когда речь идет о воде под Бездной), определенно враждебен, если только противоположность не является правильной противоположностью, подразумеваемой при свадьбе. Но в этой карте единственный вопрос - «искупление» потопленного элемента, и потому все обращено вспять. Эта идея жертвы, подвергнутая окончательному анализу, оказывается ложной.
«Я даю невообразимые на земле радости: уверенность, а не веру, при жизни и в смерти; неколебимый мир, покой, экстаз; и не требую ничего в жертву.»126
«Каждый мужчина и каждая женщина есть звезда.»127
Сама идея жертвы есть непонимание природы, и эти тексты из «Книги Закона» дают на нее ответ
Но вода - элемент Иллюзии; можно считать этот символ злым наследием старого Зона. Если прибегнуть к анатомической аналогии, то это духовный аппендицит.
Именно вода и Обитатели Воды убили Осириса; крокодилы угрожали Хур-Па-Краату.
В этой карте есть какая-то странная, незапамятная, отжившая красота. Это карта Умирающего Бога; в настоящей колоде она лишь играет роль кенотафии128. Она говорит: «Если когда-нибудь дела опять пойдут плохо, если снова наступят Темные Века, вот как можно будет все исправить». Но если что-то нужно исправлять, это значит, что оно очень искривлено. Главнейшей целью мудрого должно быть избавление человечества от этой наглости самопожертвования, от этого бедствия целомудрия; веру должна убить уверенность, целомудрие должно погибнуть от экстаза.
В «Книге Закона» сказано: «Падших не жалеть! Я никогда не знал их. Я не за них. Я не утешаю: ненавижу утешаемых и утешителей».129
Искупление - плохое слово, оно предполагает долг. Но каждая звезда обладает бесконечным богатством, с невеждами можно поступать лишь единственным способом: приводить их к знанию об их звездном наследии. Для этого необходимо вести себя так, как ведут себя, когда хотят сойтись поближе с животными и детьми: относиться к ним с абсолютным уважением и даже, в определенном смысле, поклоняться им.
* * *
Обратите внимание на Последовательность Эонов. «Повешенный» - это изобретение адептов формулы 1.М.К.1. - 1.А.О.; в Зоне Исиды (Воды), предшествовавшем Зону Осириса, он был «Утопленным». Два столба виселицы, показанной на средневековой карте, были дном Моря и килем Ковчега в партеногенетической системе объяснения Природы и управления Ею. В том Зоне всякое рождение считалось эманацией Матери, или Богини Звезд, Нуит, без мужского вамешательства. Всякую же смерть полагали возвращением к Ней. Это объясняет изначальное соотнесение этого Ату с Водой, а звука М с возвращением к Вечному Безмолвию, как в слове АУМ. Итак, данная карта особенно священна для Мистика, а фигура на ней изображена в ритуальной позе Практики, известной как «силоамский сон»130.
* * *
Алхимическое значение этой карты настолько чуждо всяким догматическим предположениям, что мы сочли за лучшее поговорить о нем особо. Ее технические качества независимы от каких бы то ни было доктрин; тут сугубо научные отношения. Благоразумно поступит тот ученик, который прочтет в этой связи главу XII «Магии».
Этот Ату представляет жертву «ребенка мужского пола и большого разума» - эти слова выбраны в высшей степени тщательно. Смысл такого подхода уже был объяснен, как и смысл подвешивания к кресту Анх, эквиваленту Розового Креста. На некоторых старинных картах роль виселицы играют Пилон либо ветвь Дерева, формой напоминающие букву Далет (Ч) - Венеру, Любовь.
Фоном для Повешенного служит бесконечная решетка из маленьких квадратов; это Таблицы Элементов, содержащие в себе имена и сигиллы всех энергий Природы. Через это Делание зачинается Дитя, как показывает Змей, шевелящийся во Тьме Бездны под Повешенным.
Но эта карта сама по себе, в сущности, глиф Воды; Мем - это одна из трех великих Материнских Букв. Ее числовое значение - 40; это мощь Тетраграмматона, полностью раскрытая десятой Сефирои Малкут; сила Вселенной под властью Демиурга. Более того, Мем - единственная собственно Материнская Буква, поскольку остальные две, Алеф и Шин, представляют мужские идеи. В Природе Ното 5ар1епз является морским млекопитающим, и наше внутриутробное существование проходит в Околоплодной Жидкости. Легенда о Ное, Ковчеге и потопе - не боле чем иератическое представление фактов жизни. Вот почему Адепты в поисках продолжения (в том или ином
смысле), продления и, пожалуй, обновления жизни обращали свои взоры именно к Воде.
Евангелия рассматривают Великие Мистерии Копья и Чаши (мистерии бога Иакха-Иао) как высшие по отношению к Малым Мистериям (мистериям бога Ионы-Ноя и вообще всех богов с буквой Н), в которых Меч убивает бога и его голова может быть подана на блюде, или Диске. Евангельская легенда гласит: воин копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.131 Это Вино было собрано Возлюбленным Учеником и Девой-Матерью, ожидавшими под Крестом, или Деревом, в Чашу, или Кубок; это и есть Святой Грааль, или Санграаль Монсальвата (Горы Спасения). («Грааль» (§г а1), собственно, означает «блюдо»; по-видимому, это искаженное латинское §гас!а1е, в свою очередь происходящее от греческого Кга1ег, «чаша». Это Таинство достигает зенита в знаке Рака (см. Ату VII).
Ученику совершенно необходимо обходить эти круги символизма снова и снова, пока фигуры не сольются друг с другом до полной неразличимости в опьяняющем танце экстаза; только тогда он может считать себя достигшим способности участвовать в этом Таинстве и выполнить для себя - и для всех людей! - Великое Делание.
Но пусть он также не забывает о практическом секрете, сокрытом во всех этих продуваемых коридорах музыки, - о непосредственном приготовлении Камня Мудрецов, Лекарства Металлов и Эликсира Жизни!
XIII. СМЕРТЬ
Эта карта соответствует букве Нун, название которой означает «рыба»; это символ подводной жизни, жизни, движущейся сквозь воды. Зодиакальным соответствием является знак Скорпиона, управляемый Марсом, планетой огненной энергии в ее низшей форме, которой, следовательно, необходимо придать импульс.
«Смерть» объясняет идею алхимического гниения: так называют серию химических изменений, в ходе которых из начального латентного семени Орфического яйца развивается конечная форма жизни.
Знак Скорпиона - один из двух самых сильных в Зодиаке, но ему недостает простоты и интенсивности Льва. Его принято истолковывать на трех уровнях. На низшем уровне его символом является собственно скорпион, который, как полагали первые исследователи Природы, совершает самоубийство, оказавшись в кольце огня или в иной безнадежной ситуации. Это алхимическое гниение в его низшей форме. Напряженность окружающей среды стала невыносимой, и подвергающийся нападению элемент соглашается подвергнуться переменам. Так натрий, брошенный в воду, загорается и соглашается принять гидроксильный радикал.
На среднем уровне толкования символом и главной темой этого знака становится змей*
*Эту доктрину возрождения каббалисты зашифровали в Главах I и II «Книги бытия». NСhCh, Змей Эдема, имеет числовое значение 358, как и М8ЫСЬ, то есть Мессия Итак, в тайной доктрине он - Искупитель Этот тезис можно развивать долго. Чуть позже в Мифе та же доктрина появляется вновь, но уже с несколько другим символизмом Потопа, о котором в нашем эссе уже говорилось Конечно, Рыба в своей сущности тождественна Змею, ибо Рыба = nvn = Скорпион = Змей. Но Рыба - это еще и vesica, или Утроба, и Христос, и так далее В этом символе содержится вся Тайная Доктрина.
. Змей священен, он Владыка Жизни и Смерти, и его способ передвижения подразумевает ритмическую пульсацию этих двух фаз единого процесса, которые мы называем жизнью и смертью. Кроме того, как уже объяснялось, змей - главный символ мужской энергии. Из этого видно, что данная карта в очень строгом смысле является завершением карты «Вожделение», Ату XI, а Ату XII представляет связывающее их растворение или разложение.
Высшим аспектом этой карты является Орел, представляющий собой возвышение над плотной материей. Древние химики понимали, что в некоторых их экспериментах самые чистые (то есть самые разреженные) элементы получались в виде газа или пара. Итак, в этой карте представлены три важнейших вида алхимического гниения.
На самой карте изображена пляска смерти; и скелет, и коса - важные символы Сатурна. Это кажется странным, поскольку Сатурн не имеет видимой связи со Скорпионом; но он представляет фундаментальную структуру всего сущего. Он есть та элементальная природа вещей, которая не разрушается обычными переменами, свойственными Природе. Кроме того, скелет увенчан короной Осириса; он представляет Осириса в водах Аменти132. И более того, он и есть тайный мужской Бог-создатель - см. Ату XV. «redeunt saturnia regna».133 Лишь разложение Традиции, смешение с Сетом и культ Умирающего Бога, непонятый и искаженный Черной Ложей, превратили его в символ дряхлости и жестокости.
Взмахом своей косы он создает пузыри, в которых зарождаются новые формы, творимые его танцем; и все они тоже танцуют.
В этой карте важнейшее значение имеет символ рыбы; рыба (it реsсе, как ее называют в Неаполе и многих других местах) и змей суть два основных объекта почитания в культах, придерживающихся учений о воскресении или реинкарнации. Так, например, в западной Азии были культы Оаннеса и Дагона, богов-рыб; во многих других частях света было нечто подобное. Даже в христианстве самого Христа изображали в виде рыбы. Греческое слово которое, как напоминает Браунинг, «означает рыбу и очень уместно символизирует Христа», считали нотариконом, аббревиатурой титула «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Не случайно и то, что св. Петр был рыбаком. Евангелия полны описаниями чудес, связанных с рыбами; рыба посвящена Меркурию, поскольку она холоднокровна, быстра и отражает свет. Тут есть еще и сексуальный символизм. И, опять-таки, вспоминается функция Меркурия как проводника мертвых и непрерывного гибкого элемента в природе.
Итак, за этой картой следует признать большую важность и универсальность, чем предполагает ее сугубо зодиакальный атрибут. Это обзор вселенской энергии в ее самой тайной форме.
XIV. ИСКУССТВО
Эта карта дополняет и завершает Ату VI, карту Близнецов. Она относится к знаку Стрельца, который в Зодиаке противоположен Близнецам и потому, «другим манером», един с ними «Стрелец» - это лучник, и сама карта (в ее простейшей и самой примитивной форме) изображает Диану-Охотницу. Диана в первую очередь - одна из лунных богинь, хотя римляне, пожалуй, понизили ее в ранге по сравнению с греческой «девой Артемидой», которая также Великая Мать Плодородия, Многогрудая Диана Эфесская (форма Исиды; см. Ату II и III). Связь между Луной и Охотницей подчеркивает форма лука, а оккультный знак Стрельца - стрела, пронзающая радугу, последние три пути Древа Жизни составляют слово Кешет, то есть «радуга», и Стрелец держит стрелу, которая пронзает радугу, ибо этот путь ведет от Луны Иесод к Солнцу Тифарет. (Это объяснение очень сложно, но необходимо, поскольку данная карта представляет важную научную формулу, невыразимую на общепонятном языке.)
На карте изображено завершение Королевской Свадьбы, состоявшейся в Ату VI. Черные и белые персонажи теперь объединились в одну андрогинную фигуру. Даже Пчелы и Змеи на их одеяниях заключили союз. Красный Лев стал белым, увеличившись в размере и важности, в то время как Белый Орел, тоже выросший, стал красным. Он обменял свою красную кровь на ее белую клейковину (эти термины невозможно объяснить тому, кто не продвинулся в изучении алхимии достаточно далеко)134.
Равновесие и взаимообмен вполне выражены и в центральной фигуре карты; у белой женщины теперь черное ожерелье, а у черного короля - белое. У нее золотая корона с серебряным обручем, у него - серебряная с золотым; белая голова справа проявляет себя в действии через белую руку слева, которая держит чашу с белой клейковиной, у черной же головы слева есть черная рука справа; она держит копье, которое превратилось в факел и изливает горящую кровь. Огонь зажигает воду, вода гасит огонь.
Одеяние андрогинной фигуры - зеленое, и этот цвет символизирует рост растений: еще одна алхимическая аллегория. В символизме отцов науки все «актуальные» объекты рассматривались как мертвые; сложность трансмутации металлов заключалась в том, что они по природе своей являются экскрементами, поскольку не растут. Первой задачей алхимии было поднять минерал до уровня растительной жизни; адепты считали, что для этого следовало подражать природным процессам. Алхимическая очистка, например, не должна была выполняться путем нагревания вещества в реторте на огне; ей надлежало произойти естественно, даже если для завершения Делания потребовались бы месяцы. (В тот период развития цивилизации месяцы еще были в распоряжении пытливых умов.)
Из-за этого-то недопонимания сейчас многое объявляют «невежеством» - причем как раз те люди, которые сами невежественны относительно идей мыслителей прошлого. В нижней части данной карты, например, видны гармонично смешанные Огонь и Вода. Но это лишь грубый символ духовной идеи, суть которой - удовлетворение желания неполного элемента одного рода завершить свою формулу, ассимилировав равное и противоположное.
Итак, эта стадия Великого Делания заключалась в смешении противоречивых элементов в алхимическом котле. Последний изображен здесь золотым, или солнечным, поскольку Солнце есть Отец всякой Жизни и (в частности) руководит очисткой. Плодородие Земли поддерживается дождем и солнцем; образование дождя - процесс медленный и мягкий, он нуждается в содействии воздуха, который алхимически сам является плодом Свадьбы Огня и Воды. Формула же продолжающейся жизни - это смерть, или гниение. Здесь оно символизируется сарut mortuum 135 на котле - вороном, усевшимся на черепе. Если употребить сельскохозяйственный термин, это земля под паром.
Есть одно особое толкование этой карты, которое могут понять только Посвященные Девятого Градуса О.Т.О.; в нем содержится практическая магическая формула, настолько важная, что ее невозможно передавать открыто.
Как результат выполненной операции, из котла поднимается луч света, который превращается в две радуги; они образуют плащ андрогинной фигуры. В центре луча видна летящая вверх стрела. Она связана с общим символизмом, о котором уже говорилось: результат Великого Делания становится духовным.
Радуга, кроме того, символизирует еще одну стадию алхимического процесса. В определенный период, как результат гниения, наблюдается феномен многоцветных огней (с этим связана «одежда разноцветная», которую, по преданию, носили Иосиф и Иисус. См. также Ату 0, где говорится о пестрой одежде Зеленого Человека, Сновидца-Искупителя).
Если суммировать, вся эта карта представляет скрытое содержание Яйца, описанного в Ату VI. Это та же формула, но на более поздней стадии. Изначальная двойственность полностью компенсирована; но после рождения наступает рост; после роста - созревание, а после созревания - очищение.
Итак, в этой карте уже предвосхищается заключительная стадия Великого Делания. Позади фигуры виден ореол, сливающийся с радужным сиянием над двумя радугами-близнецами. На ореоле надпись: VISITA INTERIORA TERRAE RECTIFICANDO INVENIES OCCULTUM LAPIDEM.
Это означает: «Посети внутренние части Земли: выпрямлением найдешь скрытый камень». Латинское изречение образует аббревиатуру УТТКЮЬ; это Универсальный Растворитель, который мы обсудим позже. (Его числовое значение 726 = 6 х 112 = 33 х 22.)
Этот «скрытый камень» также называют Универсальным Лекарством. Иногда его описывают как камень, иногда как порошок, иногда как настойку. Он также делится на две формы, золотую и серебряную, красную и белую; но его сущность всегда одна и та же, и его природу нельзя понять иначе, как на опыте. Алхимики имели дело с субстанциями на самой границе «материи», поэтому-то их так трудно понимать. Предметом современных химии и физики является то, что называется «изучением мертвых вещей»; ибо подлинное различие между вещами живыми и мертвыми заключается прежде всего в их поведении.
Итак, начальные буквы вышеприведенного алхимического девиза складываются в слово Уйпо1. Оно не имеет ничего общего с сульфатами водорода, железа или меди, как можно было бы заключить из современного словоупотребления.136 Это слово обозначает сбалансированное сочетание трех алхимических принципов - Сульфура, Меркурия и Соли. Эти названия тоже никак не связаны с общеизвестными веществами; мы уже говорили о них в Ату I, III и IV.
Совет «посетить внутренность Земли» - это обобщение (на более высоком уровне) первой формулы Делания, тема которой постоянно затрагивается в наших эссе.
Особенно важным словом этого предписания является RECTIFICANDO; подразумевается верное направление новой живой субстанции по пути Истинной Воли. Камень Философов, или Универсальное Лекарство, должен быть талисманом, применяемым'при любом событии, совершенно гибким и совершенно жестким сосудом Истинной Воли алхимика. Он должен оплодотворять Орфическое Яйцо и приводить его к проявленной Жизни.
Крайне важна Стрела - и в этой карте, и в Ату VI. Стрела - это, фактически, простейший и самый чистый глиф Меркурия, символ направленной Воли. Этот факт подчеркивается в Четвертом Этире «Видения и Голоса».
XV. ДЬЯВОЛ
Эта карта соответствует букве Айн, название которой означает «глаз», а в Зодиаке - Козерогу. В Темные Века христианства ее совершенно неправильно понимали. Элифас Леви изучил эту карту очень глубоко, поскольку она связана с церемониальной магией, его любимым предметом, и нарисовал ее заново, отождествив с Бафометом, ослиноголовым идолом Рыцарей-Храмовников.
В то время археологические исследования еще не продвинулись очень далеко и природу Бафомета понимали недостаточно. (См. Ату 0.) Но, по крайней мере, Леви удалось опознать в козле, изображенном на карте, бога Пана.
На Древе Жизни Ату XIII и XV расположены симметрично; они ведут от Тифарет, человеческого сознания, к сферам, в которых развиваются Мысль (с одной стороны) и Блаженство (с другой). Между ними находится Ату XIV, который ведет к сфере, где формулируется Существование. Таким образом, эти три карты можно суммировать как иероглиф процессов проявления идеи как формы.
Карта XV представляет созидательную энергию в ее наиболее материальной форме; в Зодиаке Козерог занимает Зенит. Это самый высокий из знаков: козел, прыгающий с вожделением на земные вершины. Знак управляется Сатурном, отвечающим за самость и вечность, экзальтирован же в нем Марс, демонстрирующий в лучшем виде огненную, материальную энергию творения. Карта представляет Пана Пангенетора, Всезачинающего. Это Древо Жизни, видимое на фоне исключительно тонких, сложных и фантастических форм безумия, божественного весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы, ибо Солнце, входя в этот знак, поворачивает к Северу. Корни Древа сделаны прозрачными, чтобы было видно, как скачет внутри сок; перед Древом стоит гималайский козел с глазом во лбу, представляющий бога Пана на высочайших и самых тайных горах Земли. Его созидательная энергия скрыта из виду символом Жезла Старшего Адепта, увенчанного крылатым шаром и змеями-близнецами Гора и Осириса.
«Услышь меня, Владыка Звезд,
Ибо тебе поклонялся я всегда
Пятнами, печалями и шрамами,
Радостными, радостными усилиями.
Услышь меня, о лилейно-белый козел,
Ломкий, как чаща шипов,
С златым воротником на горле,
С алым луком рогов.»137