Цели,задачи и функции бухгалтерского учета
Цели и задачи бухгалтерского учета
Цель бухгалтерского учета — формирование ϲʙᴏевременной, качественной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения поведения предприятия на рынке и выявления положения предприятий-конкурентов и т.п.
Основные задачи бухгалтерского учета:
формирование полной и достоверной информации о хозяйственных и финансовых процессах, результатах деятельности организации;
- контроль за наличием и движением имущества, использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующими законами Российской Федерации, нормами и нормативами, утвержденными организациями;
- контроль за формированием и использованием1 источников для создания имущества организации;
- выявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности организации;
-подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми органами и другими заинтересованными сторонами;
-формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг);
-определение финансовых результатов деятельности организации.
Функции бухгалтерского учета
Основные функции бухгалтерского учета: контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая. Изучим содержание данных функций.
В условиях наличия различных форм собственности, развития рыночных отношений усиливается контрольная функция бухгалтерского учета.
В системе бухгалтерского учета роль контрольной функции усиливается, поскольку администрации крайне важно знать, например, не только финансовое состояние ϲʙᴏего предприятия, но и финансовое положение, платежеспособность предприятий-конкурентов.
Применяются три вида контроля: предварительный — до совершения хозяйственной операции, текущий — во время осуществления операции; последующий — после ее совершения. Контроль осуществляется по следующим направлениям:
-выполнение планов (программ) по объемам выработанной, отгруженной и реализуемой продукции; обеспечение сохранности собственности организации; рациональное и эффективное использование материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;
-использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда;
-формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
-формирование полной себестоимости реализованной продукции; выполнение различных смет расходов;
-анализ деятельности различных подразделений организации: цехов, производств, участков, филиалов и т.д.; проведение операций, связанных с ценными бумагами (облигациями, векселями и т.п.);
-формирование финансовых результатов деятельности организации;
- снижение затрат, связанных с формированием выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг); создание и использование фонда риска (резервов по сомнительным долгам);
- определение финансового состояния организации, а также конкурентов;
-формирование прибыли, подлежащей налогообложению, и прибыли, остающейся в распоряжении организации, ее использование;
-составление финансовой и другой отчетности. Учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать деятельность организации, анализировать ее и принимать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие управленческие решения.
Функция обеспечения сохранности собственноститесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Стоит сказать, для реализации ϶ᴛᴏй функции необходимы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие предпосылки: наличие контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др. В условиях совершенствования управления, развития рыночной экономики и внешнеэкономической деятельности значение ϶ᴛᴏй функции возрастает.
Инвентаризация имущества организации позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. При инвентаризации следует широко использовать средства вычислительной техники, кᴏᴛᴏᴩые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения и устанавливать сохранность собственности.
Важно заметить, что одной из главных функций бухгалтерского учета в системе управлениябудетинформационнаяфункция.
Учет поставляет информацию различным объектам управления — службам организации, менеджерам, кᴏᴛᴏᴩые, используя эту информацию и другие данные, вырабатывают и принимают управленческие решения.
Бухгалтерский учет фиксирует и накапливает обобщающую и аналитическую информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах производственно-хозяйственной деятельности организации.
Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации.
Бухгалтерский учет реализует функцию обратной связи, без кᴏᴛᴏᴩой невозможна деятельность системы управления.
Бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности организации, о состоянии имущества, источниках его образования, обязательствах организации, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками.
С помощью обратной связи осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, норм и нормативов, за использованием всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.
Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Функцию обратной связи реализует находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации.
Отметим тот факт - что в современных условиях важна аналитическая функция учета, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений. Аналитическая функция тесно связана с информационной.
Реализация ϶ᴛᴏй функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в т.ч. по использованию всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен.