Тема: «Медиа как проекции человеческого»




ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

Направление подготовки «Философия»

I курс 2-й семестр

 

Преподаватель Владимир Сергеевич ВАРАКИН

 

 

CЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Семинарские занятия проводятся в формате дискуссии. Для этого необходимо разбиться на две рабочие группы с равным количеством участников. Каждая группа получает определенный набор вопросов по теме семинарского занятия. На каждый вопрос отвечает вся группа (или кто-то из ее участников), а другая группа коллегиально оппонирует. Поэтому каждой группе до занятия необходимо подготовить как минимум по два дополнительных вопроса к оппонентам. Кроме того, в процессе дискуссии (т.е. непосредственно на занятии) допустимо задавать ситуативно возникшие вопросы. Если у группы нет ответа на адресуемый ей вопрос, то отвечает задавшая этот вопрос группа. При этом отвечать на все вопросы следует аргументированно. Текущий и итоговый контроль работы групп осуществляет преподаватель.

 

Семинары 5–6

Тема: «Медиа как проекции человеческого»

Просмотр и обсуждение художественного фильма

«Стрингер» (реж. Дэн Гилрой, 2014 г.)

 

Вопросы для первой рабочей группы:

1. Если дело, которым решил заниматься главный герой, можно считать журналистикой, то на каких основаниях? Какой информационный продукт производит Луис Блум? Каким образом он этот продукт распространяет?

2. Каковы качества описываемой в кинофильме журналистики с точки зрения институционального подхода? Какой предстает журналистика с позиции системного подхода? Каким образом данный тип журналистики выполняет ее базовые функции?

3. Каким образом в кинофильме представлена диалектика взаимозависимости коммуникации и передачи?

 

Вопросы для второй рабочей группы:

1. Если дело, которым занимается Нина Ромина, можно описывать как журналистику, то по каким критериям? Каким образом Нина использует предоставленные Блумом материалы? Как, по ее мнению, должен выглядеть успешный материал?

2. Какова специфика изображенных в кинофильме масс-медиа с точки зрения институционального подхода? Какими предстают масс-медиа с позиций системного и технологического подходов? Как эти масс-медиа реализуют свои базовые функции?

3. Каким образом в кинофильме репрезентируется транзит от «человека коммуницирующего» к «человеку передающему»?

 

 

Семинары 7–8

Тема: «Медиа как проекции человеческого»

Обсуждение книг Норберта Больца «Азбука медиа»,

Никласа Лумана «Реальность массмедиа»,

Герберта Маршалла Маклюэна «Галактика Гутенберга»

 

Вопросы для первой рабочей группы

(по книге Норберта Больца «Азбука медиа»:

1. Почему взаимодействие классических масс-медиа и Интернета предстает как «радостное медиасожительство»? Каковы векторы развития этого медиасожительства?

2. Почему инсценируемые классическими и онлайновыми масс-медиа конфликты и катастрофы – это всегда драма человеческой беспомощности? В чем заключается морализм такого инсценирования?

3. В чем состоит парадокс общественности, публично организуемой через масс-медиа? Кого и зачем тиранизирует эта публично организованная общественность?

4. Каковы основные характеристики медиадемократии? Почему политика, инсталлируемая через масс-медиа, порождает медиадарвинизм? Каким образом политика взаимодействует с развлечением в масс-медийном пространстве? Каковы эффекты воздействия развлечения на общественность?

 

Вопросы для второй рабочей группы

(по книге Никласа Лумана «Реальность масс-медиа»):

1. Каковы особенности интеракции, обеспечиваемой масс-медиа? Почему у реальности масс-медиа двойной смысл? В чем этот смысл заключается?

2. Если масс-медиа – это наблюдающие системы, то за кем они ведут наблюдение? Что значит – наблюдать за масс-медиа? Каким образом различение «самореференция–инореференция» указывает на то, что масс-медиа и другие сферы общества сопряжены?

3. Почему различение «информация/неинформация» является кодом системы масс-медиа? В чем состоит различие между информацией и неинформацией? Почему производство информации порождает социальную избыточность коммуникаций?

4. Какую реальность конструируют масс-медиа? В чем состоит реальность масс-медийных конструкций реальности? Какова основная функция масс-медиа?

 

Вопросы для обеих рабочих групп

(по книге Герберта Маршалла Маклюэна «Галактика Гутенберга»):

1. Какое влияние оказывают изобретаемые человеком медиа на человеческие чувства? Какова взаимозависимость между изобретением медиа и оформлением обществ?

2. Почему человека дописьменной эпохи следует считать неграмотным? Каковы духовные последствия грамотности для человека? Какой эффект произвело распространение грамотности на общества?

3. Какую роль в распространении грамотности сыграл печатный станок? Чем знание, передаваемое с помощью печатного станка, отличается от знания, передаваемого в письменной речи?

4. Почему изобретение печатного станка вызвало появление публики? Каковы основные характеристики публики в сравнении с аудиториями письменной эпохи? Если печатный станок стимулировал развитие рынков, то что на этих рынках стало товаром?

5. Почему распалась галактика Гутенберга? Каковы хронологические рамки процесса распада? Каким образом и с каким эффектом происходило расформирование галактики Гутенберга?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: