Развитие благотворительности в петровское время.




 

Развитие мер общественного призрения в определенную систему принадлежит Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд узаконений и распоряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории их. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и последовательностью.

Заботясь о «пристройстве» истинно нуждающихся, Император в 1700 году пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, кои работать не могут, и о необходимости «старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указной меры в полы прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать и от кормовых денег им отказать». В 1706 году митрополитом Иовом основан первый в России приют для незаконнорожденных детей. Император сочувствовал такому учреждению и немедленно определил на его содержание денежные средства. Позже он повелел учредить в городах госпитали для «зазорных» (незаконнорожденных), а затем и общие сиротские дома.

В 1712 году Петр снова настаивает на принятии энергичных мер по призрению. Он требует повсеместного в губерниях устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами». В 1715 году Петр приказывает строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали, а в других городах деревянные и «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же новорожденного Государь грозил смертной казнью. Если впоследствии дети, выросшие в госпитале, заболевали, становились нетрудоспособными или умственно неполноценными, то они «могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома».

Большое внимание великий преобразователь России обращал и на призрение военных чинов. По отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие. По отношению к нищим, способным к труду, Петр I постоянно подтверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. Следуя европейским примерам, он усиливает наказания для здоровых нищих: телесные наказания, каторжные работы, денежные штрафы.

Все эти узаконения Петра Великого, в большей части своей, направлены к тому, чтобы создать сознательное отношение к нищенствующим, стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить, в зависимости от этих причин, способы и виды призрения (смирительные дома, прядильные дома, гошпитали, сиротские дома). В целях выяснить количество нуждающихся, Император предписал произвести переписи всех бедных.

Относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр Великий относился отрицательно к древнейшей форме благотворительности – к безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться. Прямым следствием такого воззрения было воспрещение раздавать милостыню отдельным категориям нуждающихся, но не заслуживающих помощи. Лицам, желающим оказать милостыню, рекомендовалось отсылать ее в богадельни.

Необходимо отметить, что внося в дело общественного призрения так много нового, Петр I не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на призрение, а потому при нем: 1) вдвое был увеличен сбор венечных денег со вступающих в брак; 2) запрещена вольная продажа восковых свечей и предоставлена исключительно церквам; 3) установлен вычет из жалованья у всяких чинов людей, кроме солдат; 4) введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям с целью обращения вырученных за эти работы денег «на общую монастырскую пользу»; 5) сбор доброхотных подаяний в церквах; 6) штрафные деньги с раскольников обращать на богоугодные дела. Сам факт обособления этих незначительных средств, со специальным назначением, указывает на сильное желание прочно организовать и поставить дело общественного призрения.

Таковы в общем важнейшие течения в области общественного призрения, появившиеся за время царствования Петра Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на совершенно твердой почве и на правильном пути. К сожалению, Петр во многом не успел осуществить своих планов. Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие преемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестоких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении новорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись. За этот период общее «число нищих умножилось, а паче при церквах и в рядах». Так продолжалось дело до Екатерины II.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: