Лекция на тему: «Проявление индивидуальных особенностей личности в общении. Стратегии и стили общения.»




Выдающийся психолог Эрих Фромм считал, что личность включает в себя темперамент, способности и характер. Индивидуальные особенности, связанные с темпераментом, накладывают отпечаток на процесс общения. Изучение своих сильных и слабых сторон темперамента и характера даст возможность понимать и рефлексировать собственное поведение, а значит, научит управлять собой, своими эмоциями и поступками.

В литературе по психологии часто приводят такой пример: четыре человека, опоздавшие в театр, столкнулись с непускавшим их билетером. Один человек затеял спор и утверждал, что никому не помешает, если пройдет в партер. Другой предпочел посмотреть действие с верхнего яруса, куда проникнуть проще. Третий направился в буфет. Четвертый уехал домой.

Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному? Чтобы ответить на этот вопрос, возникла наука о темпераменте.

Темперамент – это совокупность свойств, характеризующих особенности поведения человека, его взгляды, интересы, способности.

Русский физиолог Иван Павлов по силе нервных процессов различал:

· сильную нервную систему: неуравновешенный (холерик)

· уравновешенный: подвижный (сангвиник) неподвижный (флегматик)

· слабую нервную систему (меланхолик)

Темперамент мало подвержен под влиянием среды и воспитания, так как является врожденным качеством человека. Необходимо знать свой темперамент и учитывать его особенности при установлении контактов с людьми.

Характеристики темпераментов.

Холерик – сильный, неуравновешенный человек с быстрой реакцией, энергичный, работоспособный. Любит разнообразную деятельность. Имеет склонность к лидерству и стремится приспособить окружающий мир под себя. Он мало размышляет, и поэтому принимает опрометчивые решения. В общении вспыльчив, несдержан, криклив, иногда агрессивен. Быстро меняет свое настроение. Долго помнит обиды, самолюбив и мстителен.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, жизнерадостный, энергичный и бодрый человек. Способен выполнять ответственные поручения. Общителен, легко сходится в новыми людьми, но достаточно часто меняет свои привязанности. Легко переживает неудачи и неприятности. Производит впечатление оптимистического, уверенного в себе человека, обладающего чувством юмора. Может пообещать, но не сдержит своего слова, проявив беспечное отношение к делу. Поэтому таких людей нужно контролировать.

Флегматик – пассивный уравновешенный тип. Он работоспособен, настойчив, не склонен к частой смене деятельности, не любит мелких поручений. Ему нравится находиться в привычной обстановке, и он с трудом меняет свои привычки. Он всегда спокоен, невозмутим, его трудно рассмешить или опечалить. Долго колеблется перед принятием решения. Поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» - это про него.

Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, для которого характерны быстрое падение работоспособности и потребность в длительном отдыхе. В привычной обстановке он работает продуктивно и чувствует себя уверенно. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив и необщителен, новые люди его смущают. По любому поводу он сомневается, застенчивый и робкий, часто обижается и плачет, очень нуждается в сочувствии и поддержке окружающих. Меланхолик отзывчив, постоянен в дружбе, мягкий и тактичный.

Стратегии общения.

Открытая стратегия - желание и умение выражать полностью свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Такую стратегию выбирают люди, уверенные в себе, общительные, незакомплексованные.

Закрытая стратегия- нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение к имеющейся информации. Использование закрытой стратегии уместно в деловом общении, в конфликтных ситуациях, когда открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

«Односторонние выспрашивание» -полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого и в то же время не раскрывает свою позицию.

«Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства.

Умения, необходимые для общения:

· Умение психологически верно вступить в общение.

· Умение поддерживать общение, стимулировать активность партнера.

· Умение психологически точно определить «точку» завершения общения.

· Умение максимально использовать ситуацию для своей стратегической лилии.

· Умение прогнозировать возможные пути развития ситуации, в рамках которой разворачивается общение.

· Умение прогнозировать реакцию партнёров на собственные действия.

· Умение психологически настраиваться на эмоциональный тип партнёров по общению.

· Умение удерживать инициативу в общении.

· Умение спровоцировать «желаемую» реакцию партнера по общению.

· Умение формировать иуправлять социально-психологическим настроением партнера в общении.

Качества, важнейшие для межличностного общения.

Эмпатия- умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать поступки с их же позиции.

Доброжелательность - способность не только чувствовать, но и показывать своё доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать людей даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других

Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой вконтактах с окружающими.

Конкретность - отказ от общих рассуждений, многообразных и непонятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность - склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны. Готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.

Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими.

Конфронтация - умение с глазу на глаз общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственности.

 

Упражнения по развитию навыков общения.

1. Чтобы избавиться от привычно угрюмого или надменного выражения лица, утром перед зеркалом покажите себе язык, улыбнитесь. Именно такое лицо должно быть у вас в течение дня.

2. Приглядывайтесь к лицам случайных попутчиков в транспорте, пытаясь читать их настроение, вообразите, как изменились бы их лица в веселье, в гневе.

3. Если вы не умеете ответить «нет», не обижая и из-за этого легко попадаете в зависимости от других, идете на поводу против своего желания, то развивайте в себе актерские навыки, способность чуть - чуть дурачиться, способность создавать оттяжку во времени. За это время подготовите наилучшую формулировку ответа. Дайте понять, что для отказа есть веские причины. «Поверьте, это не мой каприз, рад бы, но не смогу».

4. Систематически практикуйте свое умение вступить в контакт с незнакомыми людьми (особенно неприветливыми), например, спрашивайте дорогу. Стремитесь при этом задавать вопросы таким тоном, чтобы собеседнику приятно было вам ответить.

5. Заранее продумав какую - либо тему, заговорите с человеком, с которым находитесь в натянутых отношениях (но формально сохранившихся). Сумейте вести беседу так, чтобы с вашей стороны не сквозило недоброжелательство. Старайтесь смотреть в глаза собеседника.

6. Упражняйтесь перед зеркалом (ведите диалог с собой, пересказывайте анекдот, какую-либо историю). Это поможет устранить излишнюю жестикуляцию, привычные движения, угрюмое выражение лица и прочие недостатки.

7. Отрабатывайте быстроту речевой реакции с помощью телевизора: пытайтесь мгновенно, остроумно комментировать спортивный матч (звук предварительно отключите), отдельные сцены.

Как располагать к себе людей?

1. Проявлять искренний интерес к другим людям. Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни.

2. Попытаться понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дать людям почувствовать их значимость.

3. Вместо того, чтобы осуждать людей, постарайся понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более выгодно, чем критиковать, ибо критика в 99 случаях из 100 бесполезна, так как ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания.

4. Быть доброжелательным, приветливым, улыбаться.

5. Обращаться к человеку по имени, отчеству, помнить, что для человека звук егоимени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.

6. Учитывать действия, вкусы, интересы вашего собеседника (рыбак ловит рыбу, думает не о том, что любит он сам, а о том, что любит рыба, насаживает на крючок червей, а не землянику, которую сам любит).

7. Быть хорошим слушателем, поощрять других рассказывать о себе.

8. Проявлять уважение к мнениям другого. Никогда не говорить человеку, что он неправ. Этим вы наносите удар его чувству собственного достоинства, побуждаете его вступить в борьбу с вами и наносить ответный удар. Нельзя говорить: «Я докажу тебе, что ты не прав». Используйте мудрость Сократа: вступая в разговор, ищите сходство во мнениях, не начинайте его с тех вопросов, по которым вы расходитесь с вашим собеседником, а пробудите собеседника с самого начала ответить «да», то есть задавайте такие вопросы, с которыми собеседник вынужден согласиться. Выигрывая одно согласие за другим, легче добиться полного согласия.

9. Дать возможность выговориться собеседнику (большинство собеседников, пытаясь убедить другого в своей правоте, слишком много говорят сами). Задавайте вопросы, пусть он думает и говорит сам, осознает свои противоречия и неправоту. Ни в коем случае не прерывайте его, если вы с ним не согласны. Пусть он чувствует, что найденное решение, идея принадлежит ему самому.

10. Попытайтесь честно увидеть вещи с точки зрения другого, поставить себя на его место.

11. Указать человеку на ошибки, не нанося ему обиды.

а) узнать, что он сам думает о своем поступке.

б) начать с признания достоинств человека, затем указать на его конкретную ошибку, но ни в коем случае не делать общих отрицательных обобщений: «Ты всегда такой» или «Вы безответственный человек».

в) избегать критиковать человека при посторонних свидетелях.

Знаки внимания в общении.

Знак внимания - высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

Среди них выделяют: комплименты, похвалы и поддержку.

Комплимент - знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой находится человек.

Комплимент - лестная, (но не льстивая!), приятная, любезная, краткая похвала.

Похвала - оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Но бывает, вас хвалят, а вам это не приятно. Это бывает в трех случаях:

1. Вас хвалят за то, что вы считаете недостаточным одобрения.

2. Вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы оценивать вас.

3. Вас хвалят, сравнивая сдругим, пусть и в вашу пользу, и возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого.

Похвала всегда включает в себя и оценку отрицательную, хотя это относится и не к вам, а к кому - то другому.

«Вы лучше кого - то» всегда означает «кто - то хуже вас».

Часто родители, желая воспитать своего ребенка без комплексов, считают, что его надо побольше хвалить, и делают это, постоянно сравнивая результаты его деятельности с результатами других. Вроде бы это должно повышать уверенность ребенка в себе, но на самом деле родители воспитывали ребенка, постоянно нуждающегося в одобрение и положительных внешних оценках, человека очень неуверенного, страшно зависимого от родителей, от друзей, от всех, кто его хвалит. Каждый из нас больше нуждается не в похвалах, а в поддержке.

Поддержка - знак внимания, оказанный в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в виде прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнения с кем-либо, кроме себя самого.

Если похвала, положительная оценка обращена не к самому человеку, а к результатам его деятельности, то поддерживая человека вы обращайтесь к еголичности, независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижении. Для оказания поддержки определяющим становится безусловное принятие другого человека. Поддержать можно любого человека, для этого надо всего лишь видеть его сильные стороны.

Стили общения:

Заискивающий стиль - пытается угодить, никогда ни о чем не споря, соглашается с любой критикой в свой адрес, а внутри ощущает себя ничтожеством, не представляющим ценности - «Я беспомощен. Я без тебя ничто».

Обвинительный стиль- постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он диктатор, хозяин, который без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо», всем видом он показывает: «Я здесь главный», но глубоко внутри он чувствует «Я одинок и несчастлив».

Расчетливый - очень рассудителен, не выражает никаких чувств, он кажется спокойным, холодным, собранным, живет под лозунгом: «Говорите правильные вещи», скрывает свои чувства, не реагирует на окружающих.

Отстраненный - что бы ни делал, что бы ни говорил - не связан с тем, что говорит или делает собеседник. Он отстраняется от неприятных и трудных жизненных ситуаций, старается ничего не замечать, не слышать, не реагировать, а внутри он чувствует: «Никто обо мне не заботится, здесь мне нет места».

Уравновешенный, гибкий стиль - этот вариант общения гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе, интонации, честному и открытому выражению своих чувств и мыслей.

Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых чувств.

Чтобы стать уравновешенным, гибким человеком, требуется сила воли, смелость, новые убеждения и новые знания. Здесь невозможно претворяться.

От стиля общения зависит то, как вы реализуете планы и разрешаете конфликты. Иной стиль приведет к другим результатам.

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое темперамент? Какие бывают типы темперамента?

2. Дайте психологическую оценку каждому типу темперамента.

3. Какие особенности темперамента нужно учитывать в общении с другими людьми? Приведите примеры общения с людьми разных темпераментов.

4. Какие типы темперамента психологически совместимы и почему?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: