Методика изучения стилистики.




Методика изучения синтаксиса.

Принципы: 1) От анализа к теории. 2) Единство форм и содержания. 3) Связь морфологии и синтаксиса.

Задачи и значение. 1) Обогащение речи школьников синтаксическими конструкциями, акцентирование внимания на том, что один и тот же смысл может быть выражен разными формами. 2) Синтаксис позволяет обобщить знания о взаимосвязей всех уровней языка. 3) Изучение синтаксиса помогает расшатывать стереотип в трактовке синтаксических единиц.

Работа со словосочетаниями- задание аналитического характера в школьном учебнике предшествует заданиям на конструирование. Сначала учимся конструировать (строить) словосочетания, потом находить их в предложении. Основная цель: научить видеть словосочетания в предложении. Словосочетание- это два или более слов в предложении связанные подчинительной связью.

Система заданий. 1) Распространить слово до грамматической основы. Н:свеча- горит свеча, потухла свеча (отношения не подчинительные). 2) Распространить сло до словосочетания Н: свеча (какая?) яркая свеча (анализируем разницу). 3) Распространить слово до всех возможных словосочетаний, используя разные валентности. Н: играет кто? как? чем? С кем? Во что? Когда? Зачем? 4) Распространить грамматическую основу разными словосочетаниями. Н: Мальчик (какой?) ушел (куда? Зачем? С какой целью? Когда?). 5) Из возможных словосочетаний, меняя форму, составить предложение. 6) Группировка словосочетания: 1)по видам связи (согласование, управление). 2) по смысловым отношения, которые возникают внутри словосочетания. Н: Кофта из шерсти, варенье из яблок, тетрадь ученика (управление), резиновый мяч, норковое манто (согласование). Связь между предметом и признаком. Н: Режу ножом (связь управление, объектные отношения, функция дополнения), пою соловьем (управление, обстоятельство образа действия, функция обстоятельство). 7) Найти словосочетания и выписать из текста (проанализировать это) Н: Читать громко(обстоятельственные смысловые отношения), листать журнал (объектные), льняной плащ (определительные со).

Трудности в изучении синтаксиса. 1) Неоднозначная трактовка самих синтаксических явлений. Многие лингвисты не выделяют словосочетание, как синтаксическую единицу. По-разному смотрят на синкретизм. 2) Неправильно называют части сложного предложения простыми предложениями. Н: Когда закончится урок, я пойду домой (когда закончится урок нет ни смысловой, ни структурной, ни интонационной завершенности). 3) Определение границ и видов главных членов предложения. Н: Он чувствовал себя виноватым (составное именное сказуемое). СИС= ГЗ+ЛЗ(в именной части) (Н:ГЗ было, а ЛЗ поздно) отвлеченная связка был, есть или словами чувствовал, казался, становился. ПГС=ГЗ+ЛЗ(в одной форме). СГС=ГЗ(модальные глаголы: хотеть, мочь, должен, фазовые глаголы: начать, продолжать, заканчивать)+ ЛЗ(инфинитив). Н: Он будет учиться (будет не глагол связка, а это будущее время) учиться ПГС). 4) Синтаксическая функция инфинитива. Н: Он так и не начал читать (СГС). Я прошу вас читать(объектный инфинитив) громче. 5) Явление синкретизма. Причины синкретизма: 1) Сложная семантика главного слова (бег трусцой, чтение газеты). Существительное опромедченного действия (ИС от переходного глагола, только дополнение) Н: Рубка леса, плавка металла. 2) Сложная семантика зависимого слова Н: Отдых у бабушки, яма под деревом. Определение синтаксической функции через смысловые отношения между компонентами.

Методика изучения стилистики.

-стили речи; -стиль текста; - ситуация общения; -жанры; -идиостиль(индивид- автор, почерк- то, при помощи чего мы узнаем тексты одного писателя от текстов другого писателя).

Предмет стилистики: типовая ситуация общения. С кем?(1, много); цель (сообщение, общение, воздействие); где? (официальное/неофициальное). Стиль- это общественно осознанное, функционально- обусловленное, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа. (Адаптировать для учеников 6 класса). 3 вида: 1) Стилистика языка (практическая стилистика) Она отражает в стилистической окрашенности конкретных языковых средств, нашедших свое отражение в лексических пометах. Можно или нельзя? Предмет: стилистическая ошибка. 2) Грамматическая стилистика – представлена через синонимию языковых средств морфологии и синтаксиса. Так можно сказать, но лучше по-другому. Предмет: стилистический недочет. 3) Функциональная стилистика- связана с употреблением разных функциональных стилей в соответствии с целями общения.

Этапы изучения стилистики. 1)1-4 кл. пропедевтический. Получает знание о 3х стадиях: научный, разговорный, художественный. Отличает стили на основе цели коммуникативного намерения. Цель художественного стиля: нарисовать словесно картину. Цель научного стиля: сообщить точные сведения. Цель разговорного стиля: выразить свое мнение, поделиться информацией в живой непринужденной речи. 2) 5-7кл. Систематичное изучение стилистики. 5кл.- об одном и том же предмете сообщается с разной коммуникативной задачей. Стилевые черты- экстралингвистические приметы(внеязыковые приметы). Публицистический- призывность, лозунговость. Научный- точность, последовательность. Разговорный- размытость, непринужденность. 6кл. Знакомство с официально- деловым стилем. 7кл.- публицистический (стиль СМИ). В 5 кл. сразу дать общее представление книжные (худ., публиц., оф.- дел., научный) и разговорные. 3) 8-11кл.- аспектное изучение стилистики. Ориентировано на создание текстов определенного стиля. 5-7 кл. аналитический и аналитически-речевой (анализировать текст, работать с негативным образцом). 8-11кл. аналитически-речевой и речевые (сам создает тексты определенного стиля. Трансформирует стиль один в другой (текст)).

Логика изучения стиля речи. 1) Цель, коммуникативная задача, намерение. 2) Экстралингвистические приметы стиля. 3) Отбор языковыз средств для создания текстов определенного стиля. 4) Вывод о стиле речи.

Приемы и виды работ. 1) Наблюдение над «языком» текста: -выделение стилистических признаков; -выявление языковых средств, несущих основную смысловую стилистическую нагрузку; -выявление чуждых стилю элементов и определение оправданности/неоправданности их использования. 2) Полный стилистический анализ. Охарактеризовать стиль и доказать: -определение задачи и характеристика ситуации общения; -определение основных стилистических черт(официальность- непринужденность, эмоциональность- безэмоциональность, расплывчатость- конкретнось, лозунговость, призывность- констатация факта); -указание языковых средств с помощью которых формируются стилистические черты. 3) Работа с параллельными текстами: -тексты одного стиля на одну тему разных авторов; -один автор, одна тема – тексты разных стилей; -сопоставление чернового и окончательного варианта; -сопоставление разных литературных переводов; -сопоставление литературного текста и пародии; -сопоставление теоретической статьи учебника и ответа ученика. 4) Стилистический эксперимент. Работа с текстом негативного характера (большое количество стилистических ошибок, недочетов: повторы, неблагозвучие, ложная красивость, бедность и т.д.). 5) Изменение жанра текста, тональности текста. Н: репортаж(информационная заметка), тональность (добавить элемент восторженности). 6) Написание сочинений, изложений, стилистических этюдов. Стилистический этюд = эссе. 7) Стилистические ошибки и недочеты- только употребление иностилевого элемента, чуждого стилю. Стилистический недочет- неточность выбора языкового элемента. Ложная красивость, неблагозвучие речи (большое количество причастных оборотов), ИС в форме Р.п.- нагромождение, неправильное употребление свободного деепричастного оборота, лексика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: