I. Сущность педагогического процесса
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагогический процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности.
1. Структура педагогического процесса.
1. Педагоги и 2. воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
3. Педагогический процесс — это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса.
1) Целевой компонент педагогического процесса включает его цель и задачи. Цель – это предвосхищаемый результат процесса. Цели педагогического процесса предопределяются потребностями общества, индивидуальными потребностями личности воспитанника. Направленность учебно-воспитательного процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития школьников.
|
2) Содержательный компонент. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания — из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания. В состав педагогического процесса входят не только внешние образовательные, воспитательные и развивающие взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования таких качеств воспитанников, как образованность, воспитанность, развитость.
3) Организационно-деятельностный компонент. В педагогическом процессе проявляется единство внешних воздействий и влияний на объекты и внутреннего отражения, преломления их (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании и самообучении. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов характеризуют данный компонент педагогического процесса.
|
Движение педагогического процесса, его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.
4) Аналитико-результативный компонент. Педагогический процесс предполагает контроль его промежуточных результатов на всех этапах педагогического процесса, сравнение их с целью и задачами процесса для дальнейшей коррекции процесса и постановки новых педагогических задач.
II. Движущие силы педагогического процесса. Поступательное движение педагогического процесса осуществляется в результате научно обоснованного разрешения педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических решений.
1) Объективные противоречия:
а) несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей.
б) несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни.
в) частные противоречия между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.
2) Субъективные противоречия:
а) между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
б) между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
в) между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
г) между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;
д) между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.