Врачевание в период расцвета первобытного общества




ТЕМА: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫКАК НАУКА И ПРЕДМЕТ

ПРЕПОДАВАНИЯ. МЕДИЦИНА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.

СЛАЙД 1

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. История медицины как наука и предмет преподавания.

2. Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

3. Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания.

4. Врачевание в период становления первобытного общества.

5. Врачевание в период расцвета первобытного общества.

6. Врачевание в период разложения первобытного общества.

7. Народная, традиционная и научная медицина.

 

СЛАЙД 2

1. История медицины как наука и предмет преподавания.

История медицины – это самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах (курсах) истории медицины высших медицинских учебных заведений, как в нашей стране, так и за рубежом. В нашем университете историю медицины Вы будете изучать на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.

Завершив изучение истории медицины на нашей кафедре, Вы продолжите ее освоение в течение всей студенческой жизни на всех клинических кафедрах медицинского факультета. Каждый раз, начиная изучение нового медико-биологического или клинического предмета, Вы сначала будете знакомиться с историческим развитием и основными достижениями данной науки.

СЛАЙД 3

История медицины – наука о возникновении, развитии и современном состоянии медицины. Она изучает закономерности развития медицинских знаний народов мира на протяжении всей истории человечества с древнейших времен до современности, в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Изучая прошлое медицины, мы имеем реальную возможность оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития.

Цель изучения истории медицины не в запоминании отдельных фактов, а в развитии логического мышления будущих врачей и понимания закономерностей исторического развития медицинской науки.

СЛАЙД 4

2. Всемирно-исторический процесс делится на 5 периодов, на которых основана и периодизация ИМ:

1. Первобытное общество – период от возникновения человека (ок. 2 млн. лет назад) до начала формирования первых рабовладельческих цивилизаций на Древнем Востоке (IV тысячелетие до н.э.). Этот период длился 20 тыс. веков.

2. Древний мир – период от возникновения рабовладельческих цивилизаций (IV тысячелетие до н.э.) до падения Западной Римской империи (476г. н.э.- середина 1-го тысячелетия н.э.). Длился этот период около 40 веков.

3. Средневековье – период феодальных отношений 476 – 1640гг.(середина XVIIв.), длительность этого периода составила 12 веков.

4. Новое время – период капиталистических отношений. Условной границей между историей средневековья и новой историей считается начало английской буржуазной революции (1640г.) – середины XVIIв., длился этот период до 1918г., т.е. 3 века. При этом продолжали существовать феодальные и рабовладельческие отношения.

5. Новейшая история – с 1918г., т.е. с начала формирования социалистической формации, до наших дней, т.е. менее 1 века.

СЛАЙД 5

3. Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания.

По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды истории занимали не более 1% исторического пути человечества. Все без исключения народы нашей планеты прошли этот этап человеческого развития, поэтому первобытно-общинный строй является универсальным.

СЛАЙД 6

В истории первобытной эры выделяют 3 этапа:

1. Становление первобытного общества (ок. 2 млн. лет назад - около 40 тыс. лет назад) - эпоха первобытного человеческого стада (праобщины). Охватывает археологические эпохи нижнего и среднего палеолита. Этап развития человека: древнейший человек – архантроп и древний человек – палеоантроп.

2. Зрелость первобытного общества (около 40 тыс. лет назад – X тысячелетие до н.э.) - эпоха первобытной общины. Охватывает верхний палеолит, мезолит.

Этап развития человека: современный человек – неоантроп – Homo sapiens.

3. Разложение первобытного общества (с X до IV тысячелетия до н.э.) - эпоха классообразования. Включает неолит, медный век, бронзовый век и раннее железо.

СЛАЙД 7

Соответственно историческим этапам условно выделяют 3 периода в развитии первобытного врачевания:

1. Становление первобытного врачевания - самый длительный период, в течение которого происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Древнейшие люди (архантропы), а затем и древние люди (палеоантропы) жили первобытным человеческим стадом, т.е. общинно-родового строя еще не было (дородовое общество).

2. Врачевание в период зрелости первобытного общества характеризуется целенаправленным применением эмпирического опыта врачевания в социальной практике. Люди современного вида (неоантропы) жили в родовых общинах, т.е. уже появился и развивался общинно-родовой строй. При этом характерна матрилинейная организация рода.

3. Врачевание в период разложения первобытного общества, когда вместе с зарождением классов и частной собственности шло становление культовой практики врачевания. Развивалась первобытная соседская община. Для этого периода характерны патриархат и поздний матриархат.

 

СЛАЙД 8

4. Врачевание в период становления первобытного общества

(свыше 2 млн. лет назад - ок. 40 тыс. лет назад)

Переход от ближайших предков людей (австралопитеков) к подсемейству людей (гоминид) – длительный эволюционный процесс, длившийся миллионы лет и завершившийся более 2 млн. лет назад.

По костям австралопитеков (от лат. «австралис» - южный и греч. «питекос» - обезьяна) можно судить о том, что объем их мозговой коробки в среднем составлял 500-600 см3. В этом они приближались к древнейшим людям (архантропам).

СЛАЙД 9

В 1972г. близ озера Рудольф в Кении английский антрополог Ричард Лики обнаружил кости черепа древнего человекоподобного существа – питекантропа (от греч. «питекос» - обезьяна и «антропос» - человек) вместе с очень примитивными орудиями труда из речной гальки. Реконструкция черепа позволила предположить, что объем мозговой коробки этого существа составлял около 800 см3, т.е. заметно больше, чем у других найденных черепов австралопитеков. Кроме того, у австралопитеков поверхность черепа гладкая, а у питекантропов видны разрастания лобной и височной долей, свидетельствующие о влиянии на мозг трудовой деятельности. Следовательно, австралопитеки были предлюдьми, а питекантропы являлись уже древнейшими людьми. Пусть питекантропы внешне еще почти не отличались от своих ближайших предков – австралопитеков, однако, трудовая деятельность уже поставила грань между человеком и животным миром.

СЛАЙД 10

В установлении границы между животным миром и человеком существует 2 подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое отличие человека от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяет гоминидная триада:

· Прямохождение или бипедия – сложилось уже у ближайших предков человека (австралопитеков) более 2 млн. лет назад. Прямохождение создало предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, явилось решающим признаком гоминид. Вначале австралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды (т.е. люди) начали создавать первые орудия труда.

· Свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способная к тонким трудовым операциям, сформировалась в результате трудовой деятельности ко времени возникновения рода Homo (300-200 тыс. лет назад).

· Относительно крупный высокоразвитый мозг – масса мозга приблизилась к современной на стадии поздних палеоантропов (50-40 тыс. лет назад), а совершенствование его структуры продолжалось на протяжении всей истории рода Homo.

Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно и человека современного вида – неоантропа окончательно завершилось около 50-40 тыс. лет назад. Неоантропы (кроманьонцы и другие группы) относятся уже к виду Homo Sapiens – «человек разумный».

 

В основе философского подхода к выделению человека из животного мира лежит его социальная сущность - его трудовая (или орудийная) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

 

СЛАЙД 11

Одной из важнейших проблем антропогенеза является вопрос о месте формирования человека - прародине человечества. В современной исторической науке существует 2 гипотезы: моно- и полицентризма.

По гипотезе моноцентризма (Я.Я. Рогинский, 1947г.), которой придерживается большинство исследователей, человечество произошло из одного ограниченного очага земного шара - высокогорных районов Центральной и Южной Африки. Некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным радиационным фоном в высокогорной Африке. В 1961г. французский антрополог И. Коппенс обнаружил кости чадантропа близ озера Чад в Африке, что свидетельствует о возникновении человека из обширной семьи австралопитеков.

Подобные костные останки находили и в Центральной Азии, которую часть ученых тоже считают прародиной человечества. Это гипотеза полицентризма (Ванденрайх, 1939г.), которая допускает существование нескольких центров формирования человека: кроме Африки еще и в Центральной Азии.

СЛАЙД 12

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии 2 основные стадии (эпохи):

¨ эпоху древнейших людей - архантропов (более 2 млн. лет назад – ок. 300 тыс. лет назад);

¨ эпоху древних людей - палеоантропов (ок. 300 тыс. лет назад - 40 тыс. лет назад).

Древнейшие люди (архантропы – от греч. «архайос» - древний и «антропос» - человек ) были прямоходящими и жили первобытными стадами. Они сообща выделывали простейшие орудия труда из камня и дерева, столь необходимые им для добывания пищи и защиты от хищников. Они сообща занимались собирательством, рыболовством и загонной охотой. Во время работы древнейшие люди должны были как-то общаться друг с другом, поэтому постепенно стал формироваться звуковой язык, разумеется, пока самый простой, примитивный. Лишь через сотни тысячелетий он превратился в членораздельную речь.

СЛАЙД 13

В 20-х гг. 20 века на территории Китая антропологи обнаружили очень интересную стоянку еще одного вида древнейших людей – синантропов (от лат. «синикус» - китайский). Объем их головного мозга составлял около 900-1200 см3. При раскопках были обнаружены примитивные каменные орудия, а также слои золы вперемешку с кусками древесного угля и обожженными костями животных. Это свидетельствует о том, что синантропы уже умели добывать огонь и поддерживать его в очаге.

Овладение огнем – огромное достижение древнейших людей. Оно помогло им преодолеть многие трудности существования, особенно в наступивший в дальнейшем ледниковый период.

Врачевание архантропов заключалось в том, что в процессе собирательства и охоты древнейшие люди познавали целебные и токсические свойства растений, минералов, органов и частей животных и использовали их в борьбе с недугами.

 

СЛАЙД 14

 

Древнейшие люди уже проявляли заботу о больных сородичах. Находка Юджина Дюбуа на острове Ява, обнаружившего бедренную кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани, подтверждает это: тяжелобольной, хромой инвалид, с ограниченными возможностями самозащиты, без поддержки сородичей неизбежно должен был погибнуть на ранних стадиях заболевания, однако, он жил долгие годы, будучи калекой.Следовательно, становление социальных отношений проходило уже на самых ранних этапах развития человеческого общества.

Зачатки гигиенических навыков также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня. Однако на этом этапе истории еще не было погребений и связанных с ними религиозных представлений и культа умерших. Это объясняется тем, что у архантропов еще недостаточно было развито абстрактное мышление.

СЛАЙД 15

Древние люди (палеоантропы – от греч. «палайос» - древний ) - предки человека современного вида (Homo Sapiens). К ним относят неандертальцев. Головной мозг неандертальцев достиг уже в среднем такого же объема, как у современных людей – около 1400 см3. Неандертальцы продолжали заниматься коллективным собирательством, рыболовством и загонной охотой, начали носить одежду из шкур убитых хищников и селиться в пещерах или в искусственно сооружаемых жилищах. Благодаря этому неандертальцы не только пережили резкое ухудшение климата в Европе и последующий ледниковый период, но и расселились на обширных северных территориях Евразии.

 

СЛАЙД 16

Неандертальцы стали производить первые захоронения умерших. Древнейшие из этих захоронений обнаружены в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси на территории Франции, в пещере Шанидар на территории Ирака и др. районах. Появление захоронений свидетельствует о формировании у древнейших людей абстрактного мышления и окончательном выделении человека из животного царства как существа социального.

Это подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжелобольных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами они не добывали.

 

СЛАЙД 17

Так, в пещере Шанидар обнаружено 9 скелетов тяжелобольных древних людей. Например, кости скелета мужчины Шанидар-I свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины, в результате чего этот древний человек был, вероятно, слеп на левый глаз. Кости его левой стопы сохранили явные следы перелома с выраженным артритом ее суставов. Его правая рука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя (в результате травмы или намеренно). Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил в коллективе сородичей, которые, несомненно, оказывали ему повседневную помощь, и умер в возрасте около 40 лет, что значительно выше СПЖ первобытных людей.

СЛАЙД 18

Первое и пока единственное достоверное свидетельство целенаправленногоиспользования лекарственных растений неандертальцами предоставил в 1960г. американский археолог Р.С. Солецки, открывший “цветочных людей” (flower people). Анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины в пещере Шанидар показал, что он был погребен ок. 60 тыс. лет назад на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов 8 видов. Среди них были тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей и др. Все они были связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. Открытие «цветочных людей» доказывает существование у неандартальцев социальных отношений, сложившихся, по меньшей мере, 60 тыс. лет назад.

СЛАЙД 19

Врачевание в период расцвета первобытного общества

(около 40 тыс. лет назад - около 7 тысячелетия до н.э.)

СЛАЙД 20

В период расцвета первобытного общества возник общинно-родовой строй - сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем - в форме развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

Для ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов было характерно простое присваивающее хозяйство. Это был коллектив равных: мужчины и женщины специализировались в разных, одинаково общественно полезных сферах трудовой деятельности. Причем, коллективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере распределения продукта.

Наряду с первобытным коллективизмом, одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства. На ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, т.е. матрилинейно (матрилинейная организация рода). В ранних человеческих коллективах женщины занимали высокое общественное положение, поскольку играли важную роль, заботясь о детях, поддерживая огонь в очаге, ведя хозяйство. Отсюда, однако, не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода. Главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь-мужчина, рожденный от женщины данного рода.

Развитая (поздняя) родовая община земледельцев и скотоводов характеризуется переходом от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству: земледелие и разведение домашних животных. В период поздней родовой общины были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь, изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка, освоены строительство зданий из кирпича.

 

СЛАЙД 21

Врачевание в этот бурный период развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с иррациональными представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Так, аборигены Австралии широко использовали флору и фауну своего континента. Они применяли для лечения нарушений пищеварения эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи, останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны. При змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану. При заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины. Раны обрабатывали лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных. Для обезболивания использовали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств.

Аборигены Австралии и Африки широко использовали физические методы врачевания: паровая “баня” при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника и т.д.

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: накладывали “шины” при переломах; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели племен аборигенов вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.

Однако первобытный человек не мог объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

 

СЛАЙД 22

Тотемизм – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали “отцом”, “старшим братом”, защитником от бед и болезней. Ранней родовой общине был свойственен зооморфный тотемизм, т.е. почитание животных.

Фетишизм (от португальского fetico – амулет, талисман) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье). Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов. Так появились амулеты и талисманы от чумы, холеры, ранений в бою и т.д.

Анимизм (от латинского anima – душа, дух) – вера в духов и души. Эти представления связаны с культом умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Африке.

Магия (греч. mageia – колдовство) – вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Первобытный человек пытался с помощью магических приемов получить желаемый результат – изменение погоды, выздоровление от болезни, удачу на охоте. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия – врачевание ран и недугов.

В период развитой родовой общины зооморфный тотемизм трансформировался в антропоморфный тотемизм – культ предков – людей – покровителей рода. Культ предков отразился и на представлениях древнего человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Поэтому целью врачевания стало изгнание духа болезни из тела больного. Например, больного кормили горькой пищей, неприятной для “вселившегося духа”. Стремление изгнать духа болезни породило целое направление культовой практики – шаманство.

СЛАЙД 23

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа (период поздней родовой общины). Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден на территории Перу в 1865г. Анализ многочисленных трепанированных черепов показал, что в большинстве (около 70%) случаев трепанация заканчивалась успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по периметру отверстия. Отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции.

Причины трепанации – вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она производилась в ритуальных целях: первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни легко сможет покинуть тело больного.

Согласно другой точки зрения, трепанации в первобытную эру проводились после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков.

Обе точки зрения имеют право на существование. Для истории медицины принципиально важен сам факт успешно пережитой трепанации, что свидетельствует об удачных оперативных вмешательствах на мозговом черепе уже в период поздней родовой общины.

 

СЛАЙД 24



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: