Роль местного самоуправления




В ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях. Органы местного самоуправления должны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения.
К ведению муниципальных образований относятся:

1. Комплексное социально-экономическое развитие территории, регулирование планировки и застройки;

2. Контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории;

3. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

4. Участие в охране окружающей среды, владение, пользование и распоряжение землей, водами и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности.
Полномочия местного самоуправления в области экологии.
В соответствии с Земельным Кодексом РСФСР все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления. Все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами.

Согласно Указу Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г., передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда, а решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
Таким образом, указанные нормы создают некоторую правовую базу для разграничения собственности на природные ресурсы и отстаивания интересов населения.

Органы местного самоуправления, нередко наделяются следующими правами, имеющими отношение к природопользованию:

1. Осуществлять на своей территории управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, растительного и животного мира;

2. Обеспечивать проведение мероприятий по охране окружающей среды и соблюдению правил охоты и рыбной ловли;

3. Определять правила пользования природными ресурсами, выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических норм;

4. Запрещать на основании заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды проведение мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения;

5. Устанавливать зоны санитарной охраны водных объектов

6. Информировать население об экологической обстановке, принимать в случаях стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения;

7. Сообщать в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей сред

8. Принимать в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов в административном порядке.

Государственные полномочия органов местного самоуправления
По Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и перечисленные выше права являются их собственными, предназначенными для удовлетворения местных нужд населения. Но Конституцией РФ предусматривается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

На примере Водного кодекса России можно наглядно увидеть, как этим законом передаются государственные функции органам местного самоуправления. В частности, органы местного самоуправления:

a) устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных судах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.

b) принимают сообщения от граждан и юридических лиц о вскрытии водоносных горизонтов при использовании недр;

c) согласовывают мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах;

d) устанавливают места использования водных объектов для массового отдыха, туризма и спорта, для рыболовства

Это перечень государственных функций местного самоуправления лишь в области водных отношений, он может быть продолжен применительно к другим природным ресурсам.

Природоохранные органы

Охрана окружающей среды является задачей всех государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан.

Современная система природоохранных органов в РФ исходит из понятия специально уполномоченных на то государственных органов. К ним относятся как органы общей экологической компетенции (охраны природы), так и органы по регулированию использования и охраны отдельных природных ресурсов.
В соответствии с Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" образованы Министерство природных ресурсов (МПР) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии).

Этим Указом Правительству РФ поручено обеспечить упорядочение состава органов исполнительной власти, исключить дублирование федеральных органов с органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство должно установить функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти.

Президент РФ в целях определения рациональной структуры федеральных органов исполнительной власти установил, что в систему входят: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Установлено, что территориальные органы исполнительной власти создаются федеральными органами с разрешения Правительства РФ. Их создание, реорганизация и ликвидация, назначение на должность и освобождение от должности руководителей осуществляются после консультаций с органами исполнительной власти субъектов РФ. Содержание осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление.

Правительство возложило на МПР осуществление функций упраздненных Комитета РФ по геологии и использованию недр и Комитета РФ по водному хозяйству. В МПР входят территориальные (региональные) органы управления государственным фондом недр, бассейновые водохозяйственные управления и территориальные органы, а также подчиненные упраздненным Комитету по геологии и использованию недр и Комитету по водному хозяйству предприятия, организации и учреждения.

Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству осуществляет государственное регулирование и координацию по вопросам земельных отношений и использованию земельных ресурсов, проверяет соблюдение законодательства, выявляет неиспользуемые и нерационально используемые земли.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия занимается организацией ветеринарной службы, карантина растений, надлежащего охотничьего хозяйства.
Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха, биосферных заповедников, собирает и сообщает информацию о химическом и радиоактивном загрязнении природной среды.

Федеральная служба лесного хозяйства осуществляет государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, ведет государственный учет лесов, занимается охраной лесов от пожаров, самовольных порубок и других действий, наносящих ущерб лесу.

Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству Указом Президента РФ объединены в единое Министерство природных ресурсов РФ.

Кроме того, экологические требования к природопользователям могут устанавливать и проверять их выполнение Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности.
Координатор охраны окружающей среды
Правительство РФ возложило на Госкомэкологию осуществление государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществление государственного экологического контроля и экспертизы. Госкомэкологии и ее территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами РФ.
Основными задачами Госкомэкологии являются:

1. Организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, ведение их учета и мест их размещения;

2. Обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией;

3. Реализация обязательств РФ, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах;

4. Формирование системы особо охраняемых природных территорий, ведение Красной книги РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: