Методика исследования естественной морфемно-деривационной деятельности у детей 6-7 лет Е.А. Авакумовой (Авакумова Е.А., 2002)
Структура методики
1. Фактор узуальности – неузуальности
2. Фактор идиоматичности-неидиоматичности
3. Фактор опоры на корневые и аффиксальные морфемы
3.1 Исследование фактора опоры на аффиксальные морфемы
3.2 Исследование фактора опоры на корневые морфемы
Содержание методики
Фактор узуальности-неузуальности
Цель: исследование фактора узуальности-неузуальности.
Процедура: детям предлагается (устно) связный занимательный текст, по ходу которого они (тоже устно) должны вставить слова в лексико-деривационные контексты (ЛДК).
Материал.
В одном сказочном городе жили коротышки. Были они очень забавные, потому что говорили иногда непонятные слова, но друг друга всегда понимали. Каждый занимался каким-нибудь делом: кто-то дом строил, кто-то деревья сажал, а кто-то на скрипке играл.
Вот как-то раз шофер Баранкин работал у себя в гараже. И пришел к нему Зонтарь:
- Что ты все здесь сидишь? - спрашивает. - Вон летчик в небе уже давно. - Раз он летчик, то пусть он... А я водитель, значит, буду... - с достоинством ответил Баранкин и стал щелкать выключателем. - Ты зачем выключателем щелкаешь? - опять спрашивает Зонтарь.
- Как зачем? Чтобы...
- Ты вчера на своей машине по лесу ездил, а она у тебя гудымит и гудымит…
Баранкин нисколько не удивился этому слову, ведь коротышки друг друга всегда понимали. Поэтому он ответил:
-Как же ей не гудымить? Машины не могут не …
Баранкин сел в машину и поехал по городу. Едет и смотрит, что другие коротышки делают. А каждый своим делом занимается. Вот учитель - он учит. Вот лекарь - он лечит. Вот каменщик - он... Вот скрипач - он... Вот красари – они … А вот стоят коротышки и слушают 3агандёра, слушают и смеются. Потому что на то он и 3агандёр, чтобы...
- Вот какие все хорошие, - думает Баранкuн. - Все полезное дело делают.
И Зонтарь хороший, он делает...
Тут Баранкин увидел своего друга Копалкина. Они поздоровались и привычно пошутили друг над другом:
-Тебя зовут Баранкин, потому что ты...
-Тебя зовут Копалкин, потому что ты...
Копалкин как раз копал в это время землю и сказал:
- Посмотри, каких шишенят я нашел. Я их потому так назвал, что это…
Баранкин посмотрел и порадовался за Копалкина. Он посадил своего друга в машину, и они поехали всем рассказывать о шишенятах.
1. узуальные слова: летчик, водитель, выключатель, каменщик, скрипач;
2. неузуальные слова: красари, Загандер, Зонтарь, гудымит, Баранкин, Копалкин, шишенята.
Инструкция: писатель сочинил рассказ, но некоторые слова в тетрадке плохо видно; помоги вставить эти слова, подбери их по смыслу.
Результаты выполнения задания с ЛДК экспериментатор вносит в следующую таблицу:
Слова в ЛДК | Тип слов в ЛДК | Количество одноморфемных ответов | Количество неодноморфемных ответов | Количество отказов от ответов | |
Летчик | Узуальное | ||||
Водитель | Узуальное | ||||
Выключатель | Узуальное | ||||
Гудымит | Неузуальное | ||||
Каменщик | Узуальное | ||||
Скрипач | Узуальное | ||||
Красари | Неузуальное | ||||
3агандёр | Неузуальное | ||||
3онтарь | Неузуальное | ||||
Шишенята | Неузуальное | ||||
Баранкин | Неузуальное | ||||
Копалкин | Неузуальное |
Критерии оценки:
Высокий уровень (5 баллов) - правильное выполнение задания.
Уровень выше среднего (4 балла) – правильно выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление ответа после уточнения задания.
Средний уровень (3 балла) – исследуемый испытывает трудности в подборе слов, правильное выполнение задания возможно только при помощи экспериментатора.
Уровень ниже среднего (2 балла) – исследуемый испытывает значительные трудности в подборе слов, в том числе при помощи экспериментатора, медленный темп работы.
Низкий уровень (1 балл) – отказ от ответа.
Фактор идиоматичности-неидиоматичности
Цель: исследование фактора идиоматичности – неидиоматичности.
Процедура: детям предлагается произвести интерпретацию производных слов. Для этого экспериментатором называются слова, которые они не употребляют в своей речи и, возможно, не встречались с ними в своей речевой практике в силу того, что эти слова являются либо устаревшими, либо книжными, либо обозначающими предметы, явления, с которыми дети данного возраста не встречаются. Слова первого ряда, то есть узуальные слова, но незнакомые детям, являются словами с фразеологической семантикой. Детские инновации таковыми не являются. Детям нужно объяснить значение слов. Слова второго ряда - не существующие в русском языке, созданные по продуктивным моделям. Примеры взяты из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и из дневников А.Н. Гвоздева [6, 24]. Всего 20 слов.
Материал:
1. кустарник, светлица, часовой, сосняк, сочинение, секретарь, белила, рушник, витраж, выворотень.
2. распакетить, матросята, налужило, птенчиxа, окошный (дом), разбантиться, залошадило, вытрудить, луксус, заключить.
Инструкция: что обозначает это слово?
Результаты ответов детей вносятся в следующую таблицу:
Слова в ЛДК | Тип слова | Количество ответов с опорой на корневую морфему | Количество ответов с опорой на аффикс | Количество отказов от ответов | Количество ответов без опоры на производное слово |
Кустарник | Узуальное | ||||
Светлица | Узуальное | ||||
Часовой | Узуальное | ||||
Сосняк | Узуальное | ||||
Сочинение | Узуальное | ||||
Секретарь | Узуальное | ||||
Белила | Узуальное | ||||
Рушник | Узуальное | ||||
Витраж | Узуальное | ||||
Выворотень | Узуальное | ||||
Распакетить | Детский неологизм | ||||
Матросята | Детский неологизм | ||||
Налужило | Детский неологизм | ||||
Птенчиха | Детский неологизм | ||||
Окошный (дом) | Детский неологизм | ||||
Разбантится | Детский неологизм | ||||
Залошадило | Детский неологизм | ||||
Вытрудить | Детский неологизм | ||||
Луксус | Детский неологизм | ||||
Заключить | Детский неологизм |
Критерии оценки.
Высокий уровень (5 баллов) - правильное выполнение задания.
Уровень выше среднего (4 балла) – правильно выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление ответа после уточнения задания.
Средний уровень (3 балла) – исследуемый испытывает трудности при объяснении значений слов, правильное выполнение задания возможно только при помощи экспериментатора.
Уровень ниже среднего (2 балла) – исследуемый испытывает значительные трудности при объяснении значений слов, в том числе при помощи экспериментатора, медленный темп работы.
Низкий уровень (1 балл) – отказ от ответа.