Фактор идиоматичности-неидиоматичности




Методика исследования естественной морфемно-деривационной деятельности у детей 6-7 лет Е.А. Авакумовой (Авакумова Е.А., 2002)

Структура методики

1. Фактор узуальности – неузуальности

2. Фактор идиоматичности-неидиоматичности

3. Фактор опоры на корневые и аффиксальные морфемы

3.1 Исследование фактора опоры на аффиксальные морфемы

3.2 Исследование фактора опоры на корневые морфемы

Содержание методики

Фактор узуальности-неузуальности

Цель: исследование фактора узуальности-неузуальности.

Процедура: детям предлагается (устно) связный занимательный текст, по ходу которого они (тоже устно) должны вставить слова в лексико-деривационные контексты (ЛДК).

Материал.

В одном сказочном городе жили коротышки. Были они очень забавные, потому что говорили иногда непонятные слова, но друг друга всегда понимали. Каждый занимался каким-нибудь делом: кто-то дом строил, кто-то деревья сажал, а кто-то на скрипке играл.

Вот как-то раз шофер Баранкин работал у себя в гараже. И пришел к нему Зонтарь:

- Что ты все здесь сидишь? - спрашивает. - Вон летчик в небе уже давно. - Раз он летчик, то пусть он... А я водитель, значит, буду... - с достоинством ответил Баранкин и стал щелкать выключателем. - Ты зачем выключателем щелкаешь? - опять спрашивает Зонтарь.

- Как зачем? Чтобы...

- Ты вчера на своей машине по лесу ездил, а она у тебя гудымит и гудымит…

Баранкин нисколько не удивился этому слову, ведь коротышки друг друга всегда понимали. Поэтому он ответил:

-Как же ей не гудымить? Машины не могут не …

Баранкин сел в машину и поехал по городу. Едет и смотрит, что другие коротышки делают. А каждый своим делом занимается. Вот учитель - он учит. Вот лекарь - он лечит. Вот каменщик - он... Вот скрипач - он... Вот красари – они … А вот стоят коротышки и слушают 3агандёра, слушают и смеются. Потому что на то он и 3агандёр, чтобы...

- Вот какие все хорошие, - думает Баранкuн. - Все полезное дело делают.

И Зонтарь хороший, он делает...

Тут Баранкин увидел своего друга Копалкина. Они поздоровались и привычно пошутили друг над другом:

-Тебя зовут Баранкин, потому что ты...

-Тебя зовут Копалкин, потому что ты...

Копалкин как раз копал в это время землю и сказал:

- Посмотри, каких шишенят я нашел. Я их потому так назвал, что это…

Баранкин посмотрел и порадовался за Копалкина. Он посадил своего друга в машину, и они поехали всем рассказывать о шишенятах.

1. узуальные слова: летчик, водитель, выключатель, каменщик, скрипач;

2. неузуальные слова: красари, Загандер, Зонтарь, гудымит, Баранкин, Копалкин, шишенята.

Инструкция: писатель сочинил рассказ, но некоторые слова в тетрадке плохо видно; помоги вставить эти слова, подбери их по смыслу.

Результаты выполнения задания с ЛДК экспериментатор вносит в следующую таблицу:

Слова в ЛДК Тип слов в ЛДК Количество одноморфемных ответов Количество неодноморфемных ответов Количество отказов от ответов  
 
 
Летчик Узуальное        
Водитель Узуальное        
Выключатель Узуальное        
Гудымит Неузуальное        
Каменщик Узуальное        
Скрипач Узуальное        
Красари Неузуальное        
3агандёр Неузуальное        
3онтарь Неузуальное        
Шишенята Неузуальное        
Баранкин Неузуальное        
Копалкин Неузуальное        

Критерии оценки:

Высокий уровень (5 баллов) - правильное выполнение задания.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильно выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление ответа после уточнения задания.

Средний уровень (3 балла) – исследуемый испытывает трудности в подборе слов, правильное выполнение задания возможно только при помощи экспериментатора.

Уровень ниже среднего (2 балла) – исследуемый испытывает значительные трудности в подборе слов, в том числе при помощи экспериментатора, медленный темп работы.

Низкий уровень (1 балл) – отказ от ответа.

Фактор идиоматичности-неидиоматичности

Цель: исследование фактора идиоматичности – неидиоматичности.

Процедура: детям предлагается произвести интерпретацию производных слов. Для этого экспериментатором называются слова, которые они не употребляют в своей речи и, возможно, не встречались с ними в своей речевой практике в силу того, что эти слова являются либо устаревшими, либо книжными, либо обозначающими предметы, явления, с которыми дети данного возраста не встречаются. Слова первого ряда, то есть узуальные слова, но незнакомые детям, являются словами с фразеологической семантикой. Детские инновации таковыми не являются. Детям нужно объяснить значение слов. Слова второго ряда - не существующие в русском языке, созданные по продуктивным моделям. Примеры взяты из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и из дневников А.Н. Гвоздева [6, 24]. Всего 20 слов.

Материал:

1. кустарник, светлица, часовой, сосняк, сочинение, секретарь, белила, рушник, витраж, выворотень.

2. распакетить, матросята, налужило, птенчиxа, окошный (дом), разбантиться, залошадило, вытрудить, луксус, заключить.

Инструкция: что обозначает это слово?

Результаты ответов детей вносятся в следующую таблицу:

Слова в ЛДК Тип слова Количество ответов с опорой на корневую морфему Количество ответов с опорой на аффикс Количество отказов от ответов Количество ответов без опоры на производное слово
Кустарник Узуальное        
Светлица Узуальное        
Часовой Узуальное        
Сосняк Узуальное        
Сочинение Узуальное        
Секретарь Узуальное        
Белила Узуальное        
Рушник Узуальное        
Витраж Узуальное        
Выворотень Узуальное        
Распакетить Детский неологизм        
Матросята Детский неологизм        
Налужило Детский неологизм        
Птенчиха Детский неологизм        
Окошный (дом) Детский неологизм        
Разбантится Детский неологизм        
Залошадило Детский неологизм        
Вытрудить Детский неологизм        
Луксус Детский неологизм        
Заключить Детский неологизм        

Критерии оценки.

Высокий уровень (5 баллов) - правильное выполнение задания.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильно выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление ответа после уточнения задания.

Средний уровень (3 балла) – исследуемый испытывает трудности при объяснении значений слов, правильное выполнение задания возможно только при помощи экспериментатора.

Уровень ниже среднего (2 балла) – исследуемый испытывает значительные трудности при объяснении значений слов, в том числе при помощи экспериментатора, медленный темп работы.

Низкий уровень (1 балл) – отказ от ответа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: