Лекция 8. Программы по русскому языку для средней школы
Литература
1. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания / Сост. А. В. Тскучев М, 1982. С. 133.
2. Программно-методические материалы: Русский язык. 5—9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова.
План
Общая характеристика программ
Из истории создания программ по русскому языку
Современные программы по русскому языку
Межпредметные связи на уроках русского языка
ЧАСТЬ 1
1. Общая характеристика программ. Содержание обучения имеет определенную структуру, представленную в виде программы по русскому языку для 5—9 классов, которая учитывает возрастные и психологические особенности школьников.
Программа — это основной документ, определяющий содержание, объем знаний, умений и навыков учащихся по предмету, а также цели и задачи обучения. В ней указана, кроме того, последовательность расположения учебного материала по годам обучения.
2. Из истории создания программ по русскому языку. Содержание предмета «русский язык» было определено в общих чертах к началу XX в., что нашло отражение в программах курса.
Общие положения о преподавании филологических дисциплин (грамматики, в частности) наиболее полно представлены в «Примерной программе», названной по имени министра народного просвещения П. Н. Игнатьева (1915). В этой программе звучала мысль о необходимости изучать русский язык на практической основе, о преемственности в преподавании. Программа нацеливала на выработку сознательного отношения учащихся к грамматическому строю языка. Отвергая «догматический метод, или книжный способ преподавания», составители программы ориентировали учителя на творческий подход к обучению, позволяющий использовать уроки родного языка для формирования логического мышления, навыков самостоятельной работы, развития речи школьников. «Никакие грамматические познания не сообщаются ученикам в готовой форме, а добываются ими путем наблюдений над фактами речи...» — сказано в объяснительной записке к программе*.
|
В программах 1917—1922 гг. основной целью обучения русскому языку провозглашалась подготовка учащихся к практической деятельности, в связи с чем первостепенное значение придавалось работе по речевому развитию детей, изучению живого слова.
В этих программах получили развитие прогрессивные идеи, высказанные на Первом Всероссийском съезде преподавателей русского языка и словесности 1916—1917 гг. Согласно этим положениям, в процессе двуступенчатого изучения русского языка, наблюдая над языковыми фактами, школьники знакомились с отдельными фонетическими и грамматическими явлениями (I ступень) и вопросами истории языка, диалектологии, общего языкознания (II ступень).
Учитывая, что метод наблюдения способствует развитию мышления учащихся, формирует умение опознавать и классифицировать языковые явления, строить умозаключения, программа предлагала рассматривать этот метод как основной в обучении родному языку. Весь теоретический материал в этих программах был подчинен принципу формальной грамматики, господствовавшему в языкознании и методике русского языка в начале XX в. Работа над правописанием отодвигалась на второй план, что повлекло за собой снижение грамотности школьников.
|
Увлечение подготовкой к трудовой деятельности в школьных программах привело к тому, что с 1922 по 1928 г. русский язык как учебный предмет не изучался. В комплексных программах материал по русскому языку рассматривался в связи с литературными и общешкольными темами, которые группировались вокруг основных предметов изучения — труд, общество, человек.
Теоретические сведения по языку давались бессистемно, была нарушена последовательность в изучении языковых явлений и фактов. Ученики получали только те сведения из грамматики, которые им были необходимы для усвоения комплексных тем. Под давлением общественности, лингвистов, методистов и учителей, наблюдавших рост неграмотности выпускников школ, в 1928 г. русский язык был восстановлен как самостоятельный школьный предмет.
Первая стабильная программа по русскому языку была составлена в 1933 г. В нее вошли сведения по языкознанию и истории русского языка; весь материал был распределен по годам обучения.
Как школьный предмет, имеющий определенные цели и задачи, русский язык представлен в программе 1938 г. В процессе обучения родному языку необходимо, как провозглашает программа, «дать учащимся круг систематических знаний о законах и явлениях русского языка, изложенных в грамматике, привить прочные навыки сознательного чтения, грамотного письма и правильной устной речи». Согласно программе, грамматику, орфографию и пунктуацию следует изучать с 5 по 7 класс. Главная цель обучения русскому языку — научить школьников грамотному письму. Вопросы орфографии и пунктуации рассматривались в связи с изучением фонетики, состава слова, грамматики. В программе утверждался исторический и семантический подход к изучению языка, что способствовало преодолению разрыва между грамматикой и живым языком. Принципиальные положения этой программы оставались действующими до начала 60-х годов.
|
ЧАСТЬ 2
В 1961 г. АПН и Минпросом была создана новая программа по русскому языку для средней школы.
Систематический курс русского языка, согласно программе, должен изучаться с 5 по 8 класс. В русле подготовки «культурных, вполне грамотных людей, хорошо владеющих русским языком», в программе были представлены важнейшие грамматические понятия, необходимые для получения базовых знаний по русскому языку. Об усилении практической направленности обучения свидетельствует тот факт, что в программу был введен новый раздел «Культура речи», входивший как составная часть в грамматические темы, и специальный раздел «Развитие связной речи и выразительное чтение» — общий для русского языка и литературы. Основные виды работы по развитию речи сводились к обучению школьников писать изложения и сочинения, пользоваться деловой речью.
Новая программа имела положительное значение в решении задачи развития мышления учащихся, совершенствования их правописных навыков. Однако в 1970 г. была введена усовершенствованная программа, которая с незначительными изменениями действует и в настоящее время.
В новую программу, наряду с уже имеющимися разделами (фонетика, состав слова, морфология, синтаксис), были введены разделы «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Словосочетание». Кроме того, для изучения в школе были включены рече-ведческие понятия: текст, стиль, типы речи, сформулированы коммуникативные умения.
3. Современные программы по русскому языку. В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы: общеобразовательную (5—9 и факультативно 10—11 классы) и углубленную (5—9 классы — в классах гуманитарных гимназий, лицеев или только в 10—11 классах).
В соответствии с этим в школе используется несколько программ по русскому языку: программа, составленная М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанским; программы к учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой (составители: В. В. Ба-
байцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Б. И. Фоминых, Л. Д. Чеснокова) и к учебному комплексу под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта (составители: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов).
Кроме того, имеется программа углубленного изучения русского языка, разработанная коллективом лаборатории обучения русскому языку Института общего образования МО РФ.
Основой содержания всех программ является базовый компонент содержания обучения, т. е. сумма необходимых знаний — основы для воспитания гармонически развитой личности: все виды речевой деятельности, знания определенных лингвистических понятий, правил, языковых фактов, которые выступают как ориентировочная основа деятельности учащихся с целью овладения базовыми умениями.
Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н. М. Шанского состоит из объяснительной записки, собственно программы и приложений.
Объяснительная записка содержит четко сформулированные цели и задачи обучения русскому языку.
Теоретический материал распределен по разным годам обучения в соответствии с линейным и линейно-ступенчатым принципом. Так, объемные, сложные темы и разделы рассчитаны на 2 или на 3 года обучения. Например, раздел «Лексика» изучается в 5 и 6 классах. Вопросы, связанные со значением слова, рассматриваются в 5 классе, а вопросы происхождения и употребления слова перенесены для изучения в 6 класс. Раздел «Морфология» изучается на протяжении трех лет (5—7 классы). Некоторые морфологические темы изучаются в 2 этапа (имя существительное, имя прилагательное, глагол — 5—6 классы). Фонетика и графика изучаются в 5 классе по линейному принципу, т. е. в один прием. Курс синтаксиса является предметом изучения в 5, 8—9 классах. В 5 классе в процессе изучения пропедевтического курса синтаксиса школьники знакомятся с основными синтаксическими единицами (некоммуникативными и коммуникативными) и основными пунктуационными правилами. В этот период на основе формирования пунктуационных и речевых навыков идет подготовка учащихся к восприятию систематического курса синтаксиса. Некоторые разделы рассредоточены по всем классам. Так, изучение основных орфографических правил происходит в процессе изучения фонетики, словообразования и морфологии, т. е. с 5 по 7 класс. Вопросы стилистики также рассматриваются в 5—7 классах. Работа по культуре и развитию речи проводится на протяжении всего периода изучения родного языка, с 5 по 9 класс.
Развитие речи учащихся предполагает систематическую работу над совершенствованием всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).
В приложениях представлен список средств обучения русскому языку по классам (печатные пособия, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинофильмы, грамзаписи) — приложение 1; список справочной литературы по русскому языку для учащихся — приложение 2.
Программа под редакцией В. В. Бабайцевой имеет два взаимосвязанных, дополняющих друг друга раздела: «Обучение русскому языку» и «Развитие связной речи».
Здесь реализован функциональный подход к обучению русскому языку. Основной лингвометодический принцип программы — «системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке»*.
Программа нацеливает на изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков, овладение стилистическими нормами литературного языка, предусматривает знакомство с основными сведениями о месте русского языка среди языков мира, о роли языка в жизни общества и др.
Весь материал в программе под редакцией В. В. Бабайцевой расположен по линейному принципу и распределен по трем книгам: теоретический курс (5—9 классы), сборники упражнений по классам и учебное пособие по развитию речи «Русская речь». Сведения по культуре речи приводятся во всех классах.
Авторский коллектив программы к учебному комплексу под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта основную цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении видит в том, «чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения».
Усиление речевой направленности курса проявляется в том, что теоретические сведения рассматриваются авторами как система ориентиров, на которые школьники могут опереться в процессе речевой деятельности.
Во всех действующих программах, наряду с перечнем знаний, указан комплекс умений и навыков, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения русскому языку. В конце каждого года введены разделы повторения изученного за год.
Наряду с программами для средней общеобразовательной школы, в настоящее время действует программа углубленного курса русского языка в 8—11 классах (авторы Ю. С. Пичугов, Г. К. Лид-ман-Орлова, Т. М. Пахнова). Она призвана обеспечить более высокий уровень языковой подготовки школьников. Отличительная черта этой программы — усиление функционального подхода к изучению синтаксических единиц, большое внимание к использованию языковых единиц в речи, их роли в построении текста.
Межпредметные связи на уроках русского языка
Одной из важнейших задач обучения выступает задача формирования у школьников представления о единой картине мира, о взаимосвязи явлений действительности. Большую роль в реализации этой задачи играют межпредметные связи, т. е. связи русского языка как учебного предмета с другими школьными предметами. Русский язык прежде всего связан с уроками литературы. Чтение и анализ литературного произведения не только повышают общую культуру школьников, но и обогащают их словарь, учат вдумываться в значение слов, понимать красоту и выразительность родного слова. Реализация основных положений программы по развитию речи на уроках русского языка и литературы способствует усвоению норм русского литературного языка, обогащению грамматического строя речи, предупреждению и исправлению речевых ошибок. В то же время необходимо помнить, что чтение дает образцы содержательной и выразительной речи, а лингвостилистический анализ текста помогает лучше понять художественный замысел и особенности стиля писателя.
Русский язык как школьный предмет связан с иностранными языками, изучаемыми в школе. В процессе обучения используются связи сопоставительного характера явлений (фактов) русского языка с родственными, славянскими языками (белорусским, украинским, польским, чешским и др.) и языками других языковых групп. Такая сопоставительная работа позволяет рассматривать знакомые учащимся факты родного языка на широком лингвистическом фоне. Изучение иностранного языка, в свою очередь, помогает усвоению заимствованных слов, пополняющих словарный состав русского языка.
Сведения из курса истории обогащают знания школьников в области этимологии, лексики и фразеологии, особенно это касается понятий (и слов), связанных с историческим прошлым страны.
Действенной для речевого развития является связь уроков русского языка с уроками музыки, основанная на фонетико-интонационной и эмоционально-экспрессивной общности изучаемого материала.
На уроках развития связной речи, обращаясь к репродукциям картин известных отечественных и зарубежных живописцев, учитель опирается на знания, полученные школьниками на уроках изобразительного искусства. Использование живописи на уроках русского языка позволяет соединить в сознании ребенка изображение и слово, а это, в свою очередь, влияет на развитие творческого мышления и речевых способностей. Кроме того, такая работа способствует эстетическому воспитанию учащихся.