Межпредметные связи на уроках русского языка




Лекция 8. Программы по русскому языку для средней школы

Литература

1. Хрестоматия по методике рус­ского языка: Русский язык как предмет преподавания / Сост. А. В. Тскучев М, 1982. С. 133.

2. Программно-методиче­ские материалы: Русский язык. 5—9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова.

План

Общая характеристика программ

Из истории создания программ по русскому языку

Современные программы по русскому языку

Межпредметные связи на уроках русского языка

ЧАСТЬ 1

1. Общая характеристика программ. Содержание обучения имеет определенную структуру, пред­ставленную в виде программы по русскому языку для 5—9 классов, которая учитывает возрастные и психологические особенности школьников.

Программа — это основной документ, определяющий содержа­ние, объем знаний, умений и навыков учащихся по предмету, а так­же цели и задачи обучения. В ней указана, кроме того, последова­тельность расположения учебного материала по годам обучения.

2. Из истории создания программ по русскому языку. Содержание предмета «русский язык» было определено в об­щих чертах к началу XX в., что нашло отражение в программах курса.

Общие положения о преподавании филологических дисциплин (грамматики, в частности) наиболее полно представлены в «При­мерной программе», названной по имени министра народного про­свещения П. Н. Игнатьева (1915). В этой программе звучала мысль о необходимости изучать русский язык на практической основе, о преемственности в преподавании. Программа нацеливала на вы­работку сознательного отношения учащихся к грамматическому строю языка. Отвергая «догматический метод, или книжный спо­соб преподавания», составители программы ориентировали учите­ля на творческий подход к обучению, позволяющий использовать уроки родного языка для формирования логического мышления, навыков самостоятельной работы, развития речи школьников. «Никакие грамматические познания не сообщаются ученикам в го­товой форме, а добываются ими путем наблюдений над фактами речи...» — сказано в объяснительной записке к программе*.

В программах 1917—1922 гг. основной целью обучения русско­му языку провозглашалась подготовка учащихся к практической деятельности, в связи с чем первостепенное значение придавалось работе по речевому развитию детей, изучению живого слова.

В этих программах получили развитие прогрессивные идеи, вы­сказанные на Первом Всероссийском съезде преподавателей рус­ского языка и словесности 1916—1917 гг. Согласно этим положениям, в процессе двуступенчатого изучения русского язы­ка, наблюдая над языковыми фактами, школьники знакомились с отдельными фонетическими и грамматическими явлениями (I сту­пень) и вопросами истории языка, диалектологии, общего языко­знания (II ступень).

Учитывая, что метод наблюдения способствует развитию мыш­ления учащихся, формирует умение опознавать и классифициро­вать языковые явления, строить умозаключения, программа пред­лагала рассматривать этот метод как основной в обучении родному языку. Весь теоретический материал в этих программах был под­чинен принципу формальной грамматики, господствовавшему в языкознании и методике русского языка в начале XX в. Работа над правописанием отодвигалась на второй план, что повлекло за со­бой снижение грамотности школьников.

Увлечение подготовкой к трудовой деятельности в школьных программах привело к тому, что с 1922 по 1928 г. русский язык как учебный предмет не изучался. В комплексных программах матери­ал по русскому языку рассматривался в связи с литературными и общешкольными темами, которые группировались вокруг основ­ных предметов изучения — труд, общество, человек.

Теоретические сведения по языку давались бессистемно, была нарушена последовательность в изучении языковых явлений и фактов. Ученики получали только те сведения из грамматики, ко­торые им были необходимы для усвоения комплексных тем. Под давлением общественности, лингвистов, методистов и учителей, наблюдавших рост неграмотности выпускников школ, в 1928 г. русский язык был восстановлен как самостоятельный школьный предмет.

Первая стабильная программа по русскому языку была состав­лена в 1933 г. В нее вошли сведения по языкознанию и истории русского языка; весь материал был распределен по годам обучения.

Как школьный предмет, имеющий определенные цели и задачи, русский язык представлен в программе 1938 г. В процессе обуче­ния родному языку необходимо, как провозглашает программа, «дать учащимся круг систематических знаний о законах и явлени­ях русского языка, изложенных в грамматике, привить прочные навыки сознательного чтения, грамотного письма и правильной устной речи». Согласно программе, грамматику, орфографию и пунктуацию следует изучать с 5 по 7 класс. Главная цель обучения русскому языку — научить школьников грамотному письму. Воп­росы орфографии и пунктуации рассматривались в связи с изучением фонетики, состава слова, грамматики. В программе утверж­дался исторический и семантический подход к изучению языка, что способствовало преодолению разрыва между грамматикой и живым языком. Принципиальные положения этой программы оставались действующими до начала 60-х годов.

ЧАСТЬ 2

В 1961 г. АПН и Минпросом была создана новая программа по русскому языку для средней школы.

Систематический курс русского языка, согласно программе, должен изучаться с 5 по 8 класс. В русле подготовки «культурных, вполне грамотных людей, хорошо владеющих русским языком», в программе были представлены важнейшие грамматические по­нятия, необходимые для получения базовых знаний по русскому языку. Об усилении практической направленности обучения сви­детельствует тот факт, что в программу был введен новый раздел «Культура речи», входивший как составная часть в грамматиче­ские темы, и специальный раздел «Развитие связной речи и выра­зительное чтение» — общий для русского языка и литературы. Ос­новные виды работы по развитию речи сводились к обучению школьников писать изложения и сочинения, пользоваться деловой речью.

Новая программа имела положительное значение в решении за­дачи развития мышления учащихся, совершенствования их право­писных навыков. Однако в 1970 г. была введена усовершенство­ванная программа, которая с незначительными изменениями дей­ствует и в настоящее время.

В новую программу, наряду с уже имеющимися разделами (фо­нетика, состав слова, морфология, синтаксис), были введены раз­делы «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Словосоче­тание». Кроме того, для изучения в школе были включены рече-ведческие понятия: текст, стиль, типы речи, сформулированы коммуникативные умения.

3. Современные программы по русскому языку. В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы: общеобразовательную (5—9 и факультативно 10—11 классы) и углубленную (5—9 классы — в классах гу­манитарных гимназий, лицеев или только в 10—11 классах).

В соответствии с этим в школе используется несколько про­грамм по русскому языку: программа, составленная М. Т. Барано­вым, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанским; программы к учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой (составители: В. В. Ба-

байцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Б. И. Фоминых, Л. Д. Чеснокова) и к учебному комплексу под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта (составители: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов).

Кроме того, имеется программа углубленного изучения русско­го языка, разработанная коллективом лаборатории обучения рус­скому языку Института общего образования МО РФ.

Основой содержания всех программ является базовый компо­нент содержания обучения, т. е. сумма необходимых знаний — ос­новы для воспитания гармонически развитой личности: все виды речевой деятельности, знания определенных лингвистических по­нятий, правил, языковых фактов, которые выступают как ориенти­ровочная основа деятельности учащихся с целью овладения базо­выми умениями.

Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н. М. Шанского состоит из объяснительной записки, собственно программы и при­ложений.

Объяснительная записка содержит четко сформулированные цели и задачи обучения русскому языку.

Теоретический материал распределен по разным годам обучения в соответствии с линейным и линейно-ступенча­тым принципом. Так, объемные, сложные темы и разделы рас­считаны на 2 или на 3 года обучения. Например, раздел «Лексика» изучается в 5 и 6 классах. Вопросы, связанные со значением слова, рассматриваются в 5 классе, а вопросы происхождения и употреб­ления слова перенесены для изучения в 6 класс. Раздел «Морфо­логия» изучается на протяжении трех лет (5—7 классы). Некото­рые морфологические темы изучаются в 2 этапа (имя существи­тельное, имя прилагательное, глагол — 5—6 классы). Фонетика и графика изучаются в 5 классе по линейному принципу, т. е. в один прием. Курс синтаксиса является предметом изучения в 5, 8—9 классах. В 5 классе в процессе изучения пропедевтического курса синтаксиса школьники знакомятся с основными синтаксическими единицами (некоммуникативными и коммуникативными) и ос­новными пунктуационными правилами. В этот период на основе формирования пунктуационных и речевых навыков идет подго­товка учащихся к восприятию систематического курса синтаксиса. Некоторые разделы рассредоточены по всем классам. Так, изу­чение основных орфографических правил происходит в процессе изучения фонетики, словообразования и морфологии, т. е. с 5 по 7 класс. Вопросы стилистики также рассматриваются в 5—7 клас­сах. Работа по культуре и развитию речи проводится на протяже­нии всего периода изучения родного языка, с 5 по 9 класс.

Развитие речи учащихся предполагает систематическую работу над совершенствованием всех видов речевой деятельности (ауди­рование, чтение, говорение, письмо).

В приложениях представлен список средств обучения русскому языку по классам (печатные пособия, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинофильмы, грамзаписи) — приложение 1; спи­сок справочной литературы по русскому языку для учащихся — приложение 2.

Программа под редакцией В. В. Бабайцевой имеет два взаимо­связанных, дополняющих друг друга раздела: «Обучение русскому языку» и «Развитие связной речи».

Здесь реализован функциональный подход к обучению русско­му языку. Основной лингвометодический принцип программы — «системное изложение теории, что для формирования практиче­ских умений и навыков является более прочной базой, чем раз­дробленные сведения из разных разделов науки о языке»*.

Программа нацеливает на изучение основ науки о языке, разви­тие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуаци­онных навыков, овладение стилистическими нормами литератур­ного языка, предусматривает знакомство с основными сведениями о месте русского языка среди языков мира, о роли языка в жизни общества и др.

Весь материал в программе под редакцией В. В. Бабайцевой расположен по линейному принципу и распределен по трем книгам: теоретический курс (5—9 классы), сборники упражнений по классам и учебное пособие по развитию речи «Русская речь». Сведения по культуре речи приводятся во всех классах.

Авторский коллектив программы к учебному комплексу под ре­дакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта основную цель обуче­ния русскому языку в общеобразовательном учебном заведении видит в том, «чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, по­мочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средст­вом общения».

Усиление речевой направленности курса проявляется в том, что теоретические сведения рассматриваются авторами как систе­ма ориентиров, на которые школьники могут опереться в процессе речевой деятельности.

Во всех действующих программах, наряду с перечнем знаний, указан комплекс умений и навыков, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения русскому языку. В конце каждого года введены разделы повторения изученного за год.

Наряду с программами для средней общеобразовательной шко­лы, в настоящее время действует программа углубленного курса русского языка в 8—11 классах (авторы Ю. С. Пичугов, Г. К. Лид-ман-Орлова, Т. М. Пахнова). Она призвана обеспечить более высо­кий уровень языковой подготовки школьников. Отличительная чер­та этой программы — усиление функционального подхода к изучению синтаксических единиц, большое внимание к использо­ванию языковых единиц в речи, их роли в построении текста.

Межпредметные связи на уроках русского языка

Одной из важнейших задач обучения выступает задача фор­мирования у школьников представления о единой картине мира, о взаимосвязи явлений действительности. Большую роль в реали­зации этой задачи играют межпредметные связи, т. е. связи русско­го языка как учебного предмета с другими школьными предметами. Русский язык прежде всего связан с уроками литературы. Чте­ние и анализ литературного произведения не только повышают об­щую культуру школьников, но и обогащают их словарь, учат вду­мываться в значение слов, понимать красоту и выразительность родного слова. Реализация основных положений программы по развитию речи на уроках русского языка и литературы способству­ет усвоению норм русского литературного языка, обогащению грамматического строя речи, предупреждению и исправлению ре­чевых ошибок. В то же время необходимо помнить, что чтение дает образцы содержательной и выразительной речи, а лингвостилистический анализ текста помогает лучше понять художественный замысел и особенности стиля писателя.

Русский язык как школьный предмет связан с иностранными языками, изучаемыми в школе. В процессе обучения используются связи сопоставительного характера явлений (фактов) русского языка с родственными, славянскими языками (белорусским, укра­инским, польским, чешским и др.) и языками других языковых групп. Такая сопоставительная работа позволяет рассматривать знакомые учащимся факты родного языка на широком лингвисти­ческом фоне. Изучение иностранного языка, в свою очередь, помо­гает усвоению заимствованных слов, пополняющих словарный со­став русского языка.

Сведения из курса истории обогащают знания школьников в об­ласти этимологии, лексики и фразеологии, особенно это касается понятий (и слов), связанных с историческим прошлым страны.

Действенной для речевого развития является связь уроков рус­ского языка с уроками музыки, основанная на фонетико-интонационной и эмоционально-экспрессивной общности изучаемого мате­риала.

На уроках развития связной речи, обращаясь к репродукциям картин известных отечественных и зарубежных живописцев, учи­тель опирается на знания, полученные школьниками на уроках изобразительного искусства. Использование живописи на уроках русского языка позволяет соединить в сознании ребенка изображе­ние и слово, а это, в свою очередь, влияет на развитие творческого мышления и речевых способностей. Кроме того, такая работа спо­собствует эстетическому воспитанию учащихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: