КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Конфликт – ситуация, при которой какого-либо ресурса не хватает на всех.
Конфликтогены – действия, которые приводят к конфликтным ситуациям.
Составляющие конфликта – у двух сторон свои конфликтные позиции, свои варианты решения, свои интересы. Когда человек смотрит на конфликт со стороны, ситуация ему кажется решаемой очень просто, но конфликтные стороны не властны над тем, с чем отождествлены!
Стороны конфликта.
1. Вожатый – вожатый.
2. Вожатый – администрация.
3. Вожатый – родители.
4. Ребёнок – ребёнок.
5. Вожатый – ребёнок.
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
1. | 2. | Есть две стороны конфликта. | ||||||||||
У каждой стороны есть свои интересы - важно осознать собственный интерес и интерес других. - избегать слова: соперники, враги - употреблять: участники, партнёры по конфликту | ||||||||||||
У каждой стороны есть свои позиции. Мы уделяем внимание интересам, а не позициям, иначе ситуация заходит в тупик. | ||||||||||||
| Накидать разные варианты решения. Существует 5 выходов из конфликта: 1) давление 2) уступка предпочитают школьники 3) бег от конфликта 4) компромисс 5) третье решение | |||||||||||
Наша задача – научить детей 4 и 5 вариантам. |
ВОЖАТЫЙ – ВОЖАТЫЙ.
Мы имеем право быть несовершенными педагогами, быть слабыми.
Мы реализуем недостаток любви (материнской, мужской) через детей.
Не надо ставить цели – я хочу понравиться – и тогда мы будем нравиться.
В конфликтах между вожатыми есть видимая часть конфликта, и есть истинные мотивы и причины, рассмотреть которые – главная задача. Мотивы конфликта между вожатыми:
1. разница темпераментов, и как следствие – обвинение в лени, нерешительности или головотяпстве.
|
Каждый человек имеет право на «свою ёлку», т.е. на своё мнение. У разных людей может быть разное восприятие времени, а следовательно работать они будут по-разному. (См. упражнения ниже). Для разного дела нужны разные люди, т.е. можно распределять обязанности. И дети тянутся к разным людям.
2. разные представления о работе.
Не нужно говорить: «А у нас было так!». Не годится оставаться при своём мнении, лучше идти к третьему варианту.
3. конкуренция за любовь детей.
Чётко распределить роли: добрый вожатый – злой вожатый, «жилетка» - «дисциплина». Во время сезонов менять пары, пробовать себя в разных ролях. Не забывать, что с вами работает человек, который тоже имеет право на любовь и популярность.
Часто отношения вожатый-вожатый можно перевести в плоскость вожатый-ребёнок и решать проблемы в ней.
Если два «ребёнка» на отряде - идеальное самоуправление, но часто бывает, что приходится звать других вожатых, чтобы решить дисциплинарные проблемы.
Вообще вожатская работа – великолепная возможность научиться понимать друг друга, очень мощная работа вместе.Работы без конфликтов не бывает.Есть люди, которые считают себя благородными, так как держат обиду в себе. Но это ведёт к неврозу, так что надо учиться выплёскивать свои эмоции. Главное решение всех конфликтов – приучить себя рефлексировать (анализировать произошедшее, думать о том, что сказал когда-то), быть чутким, тактичным, уступчивым и понимающим. Главное – договориться до чего-то общего!
ВОЖАТЫЙ – АДМИНИСТРАЦИЯ
|
Нужно стремиться понимать позицию директора, знать, что он хочет:
- дисциплины;
- чтобы вожатые выполняли свои должностные обязанности;
- переложить часть своих (или часть дополнительных, не предусмотренных договором) обязанностей на вожатых;
- благодарности от родителей;
- быть в хорошем свете перед вышестоящими органами;
- отдохнуть;
- чтобы их не допекали проблемами;
- сэкономить материальные ресурсы;
- сохранности материальной базы;
- хороших отношений;
- преклонения.
- стремится сделать себе рекламу, чтобы получить работу на будущий год.
Чего хочет от администрации вожатый?
- организации быта и материальной базы;
- уважения как к коллеге;
- чтобы не мешали, не влазили во время рабочего процесса;
- психологической поддержки и одобрения;
- поддержания статуса руководителя;
- взаимная защита.
Каждый человек имеет право хотеть защиты и заботы. При встрече с директором необходимо проговаривать свои желания!Мы должны считаться с его желаниями, должны «влезть в его шкуру», чтобы понять.
Чаще всего, директор – человек, которому нужны деньги или общение. Проблема молодости – мы видим только свои желания.
Мы имеем право на ошибку. Но если это повторяется из раза в раз, проблему надо решать.
Нужны договорные отношения:
1.очень чётко обо всём договориться;
2.войти во взаимодействие с директором, как в команде, подставить вовремя плечо.
В идеале вожатый должен при необходимости обращаться к старшему вожатому, а он – к администрации.
Взаимоотношения со штатом (повара, сантехники, горничные…).
Нужно общаться жёстко, не вступая в конфликты. В крайнем случае – докладные …
|
На основе чего возникают конфликтные отношения?
1) Недовес
Узнать, делится ли он с директором?
ДА НЕТ
Если нужны хорошие отношения доложить – пусть администратор
с директором – то закрыть на разбирается.
многое глаза.
2) Плохое качество.
Обратиться к медсестре, чтобы
Был составлен акт экспертизы.
Добиться нормального взаимопонимания – бесполезно – нужно занять позицию выше.
ВОЖАТЫЙ – РОДИТЕЛИ.
Родители почти всегда защищают своего ребёнка. Родители хотят, чтобы:
- дети не испортились после лагеря;
- индивидуального внимания к ребёнку;
- слышать, что их ребёнок очень хороший;
- чтобы дети нормально отдохнули, т.к. дорогая путёвка.
Объяснять родителям, что в лагере есть режим и дисциплина, и если этого не будет, то всё развалится. Говорить, что материальный уровень лагеря зависит от города. Пытаться найти решение проблемы вместе с родителями. Если за этим следует прямой «наезд», то причитать вместе с ними, жалеть. Мы хотим от родителей поддержки и партнёрства, но не решения наших проблем (например, укладывать детей спать мы должны сами, а не жаловаться, что ребёнок срывает отбой)! Говорить родителям то, что они хотят услышать.
РЕБЁНОК – РЕБЁНОК.
Чаще конфликты между детьми 11 – 15 лет. Маленькие дети быстро забывают о раздоре. Конфликт может быть из-за:
- гормонов;
- самооценки;
- амбиций;
- любви (конкуренции);
- борьбы за ресурс (кровати и т.д.).
Решения:
- если один явно более слабый – ему помогать;
- если примерно равны стороны – придерживаться нейтральной стороны;
- показать уважение двум сторонам;
- учить разрешать конфликты;
- смотреть на конфликт изнутри;
- аккуратно смотреть, кто слаб (бывает, что жертва манипулирует);
- ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта – не участник);
- дать совместную работу под присмотром;
- иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое;
- быстро решать мелкие дурацкие ситуации (например, кому нести ведро), чтобы не возникли крупные;
- любовные конфликты, если не выходят за пределы этики, пусть развиваются;
- перевести энергию в другое русло, но чтобы не было лидера везде (уравновешение);
- если любовь к вожатому, понять, что на нём ответственность за ребёнка. Поговорить с ребёнком.
ВОЖАТЫЙ – РЕБЁНОК.
Важно уяснить, чего хочет ребёнок. Им нужно постоянно всё напоминать, т.к. их психологическая защита снимает неврозы. Признать законные желания детей не значит попускать их.
Не надо из каждого происшествия делать конфликт. Он должен приносить какую-то пользу. Важно видеть потенциал каждого.
Если вы решили вступить в конфликт, д.б. результат ближний и результат дальний.
1.Показать свою власть,
2.Показать, что договор действует,
3.Научить делать что-либо, например, мыть полы.
Если ребёнок, которому ты доверяешь, тебя кинул, -
1.можно просто его игнорировать,
2.Можно серьёзно поговорить наедине, но нельзя строить его по типу «Я тебе верила, а ты?..»
Интеллигентность состоит в том, что человек понимает истинные низменные мотивы своих поступков.
Вступая в конфликт с детьми, мы хотим
- вылить свои накопившиеся эмоции,
- отомстить,
- донести правду жизни (что он натворил)
- выйти на их уровень (по понятиям) – что м.б. неудачей в данной беседе…
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ПО УЧАСТИЮ В КОНФЛИКТЕ:
1.когда результат от конфликта меньше, чем затраты;
2.когда мы не знаем – зачем нам это нужно;
3.когда мы уверены в своих силах;
4.если партнёр по конфликту не совсем психически здоров;
5.гиперактивного ребёнка надо приглаживать, но не идти на конфликт;
6.когда в принципе разные мировоззрения, когда партнёр точно не отступится от своих интересов (не надо доказывать, чья ёлка правильнее);
7.когда человек-вампир, конфликтный человек, ему без разницы, по какому поводу спорить, он вступает в конфликт ради самого конфликта – подзарядиться энергией – лучше не вступать с ним в конфликт;
8.когда очень разные интеллектуальные уровни (пойти по его пути, либо замотивировать);
9.нельзя задевать личные ценности (например, мама, любовь и др. – можно философствовать, рассуждать, но не спорить).
Нужно чётко знать, готовы ли мы идти до конца, важно уметь вовремя остановиться.
После любого конфликта д.б. интеграция – не заболтать и не расплескать.
Если уровень агрессии очень высок, её нужно снять.
Без указания «ты не сделал», лучше «»мне очень неприятно, что здесь не помыто». Лучше употреблять в разговоре технику «Я-высказывание», т.е. без слов-агрессоров.
ТЕХНИКА «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ».
Один из способов снятия высокого напряжения конфликта. Говорить о себе.
1. «Я» - прописывание своего состояния: «мне плохо, я работаю, я недосыпаю, мне обидно и т.д., а у тебя есть силы».
2. Прописывание своих желаний: «мне кажется, что должно быть так-то, мне хотелось бы, чтобы мы с тобой сделали так-то и др.» - говорить, чего мы хотим от партнёра.
Слова – агрессоры: «ты; ты всегда…; ты никогда…; этот…; эти твои…; ты должен…; враг народа; ты такой…»
МОТИВАЦИЯ ПАРТНЁРА НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:
1. Наличие общей цели – «У нас одна цель, прожить сезон». (Правилино сманипулировать).
2. «Ты и я одной крови» - «Мы с вами одинаковы и равны». (Идентификация по какому-то признаку).
3. Подчеркнуть значимость вклада вашего партнёра в общее дело – «Ты столько сделал…».
4. Напомнить о том, что сделал я – «Мои ребята делают так и так…».
5. «Если…,то…; если будем…, то будет…».
6. Наличие атрибутов договора – пари, письмо, расписка, слово и т.д.
Конфликты неизбежны, т.к. это факт развития!
Упражнения.
1.Представь себя чайником (или другим предметом):
- его форму, цвет, размеры,
- какая у него хозяйка?
- какие чувства, когда он пустой? … с водой, кипит, когда из него наливают чай? И т. д.
2. Представь себя директором лагеря.(Если человек не может этого сделать, сказать, чтобы пофантазировал.) Это помогает понять мотивы директора.
3. Представь любую ёлку и попроси кого-нибудь сделать то же самое. Какие ёлки у вас получились? Чья ёлка лучше? Это упражнение помогает понять, что у разных людей разные мнения. Не может быть одинаковых ёлок. Глупо спорить, какая из них лучше!
4. С закрытыми глазами нужно просидеть минуту (время считать самому). Это помогает понять чувство времени.
Ситуации на разыгрывание.
1.Планёрка: директор, СтВ, 2 вожатых – сбежал ребёнок.
2.Вожатская. 30 минут до мероприятия. Один вожатый – весь в подготовке, другой – только что пришёл из беседки (а в течение всего сезона ничего не делал).
3.Все идут на мероприятие, но 1 ребёнок оказывается туда идти. Вожатый не м. остаться с ребёнком и бросить отряд.
4.вожатый унизил ребёнка при свидетелях – оскорбил или унизил.
Опросник.
1.Интересы – что чувствует вожатый (ребёнок) в этот момент?
2. У всех остальных – что было на самом деле (взгляд со стороны)?
3.Чего хочет каждый и чего опасается?
4.Как каждый участник желал бы, чтобы развивались события? Что для этого сделал?
5.Что сделал из того, чего не нужно было делать?
6.Как развиваются в перспективе отношения конфликтующих сторон?
7.Какой из пяти выходов был использован?
Можно проиграть все пять выходов, прокомментировав их.
Важно постоянно подчёркивать, что мы обсуждаем роли, а не людей.
I. часть – 2 конфликта
II. часть - обсуждение
III. часть – выход из конфликта
IV. обсуждение
Во второй части сначала наши наблюдения, комментарии, потом по опроснику: окружающих, участников, совпало или не совпало мнение зала с чувствами участников?
Часто встречается ошибка – стопор. Надо предложить участникам понять тактику.
Если сценка не идёт:
- ужесточить ситуацию,
- сменить актёров,
- проиграть другие выходы, подсказав идею.
Завершить тренинг можно тем, что каждый пишет 5 законов (способов) успешного разрешения конфликтов - индивидуальный кодекс.