Опыт распространения правовой информации показывает, что именно электронный вид выходит на ведущие позиции в области обеспечения информационно-правовыми услугами как по оперативности и полноте информации, так и по охвату широких кругов физических и юридических лиц. В этих условиях в качестве альтернативного решения, дополняющего существующую систему распространения официальных документов, представляется целесообразным рассмотреть возможности использования современных средств автоматизации и телекоммуникаций как технической базы и использование возможностей библиотечной системы страны как организационной основы системы хранения и распространения официальных документов.
Хургин В.М. Порядок опубликования нормативных правовых актов //«Информационные ресурсы России», № 6, 1995 - с. 20-21
Потребность общества в доступе к полной, актуальной, достоверной и своевременной информации чрезвычайно высока. Традиционные «бумажные» технологии в условиях повышающихся информационных нагрузок уже не могут справиться с возникшими проблемами, поэтому создание информационно наполненных высокопроизводительных систем становится безотлагательным. В связи с этим и в научном, и в практическом планах необходимо акцентировать внимание на решении задач сбора, обработки, хранения и распространения информации в машиночитаемом виде с самым широким использованием средств вычислительной техники и телекоммуникации.
Майоров С.И. "Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг" - М., "Финансы и статистика", 1993 г.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
|
Поэтому все более значимым становится информационный рынок (рынок телекоммуникаций, компьютерный рынок и рынок информационных сетей, рынок информационно-коммуникативных технологий, рынок программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг в финансовой сфере, "черный" рынок незаконных информационных услуг).
Информационные ресурсы - непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения. Основными поставщиками электронной информации на рынке выступают центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных и информационные брокеры.
Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Опыт и перспективы интеграции российских социально значимых электронных информационных ресурсов на основе концепции электронных библиотек
В докладе рассматривается контекст развития идеи электронной библиотеки как эффективного инструмента доступа к знанию в условиях формирующегося информационного общества. Указываются основные факторы, вызвавшие к жизни концепцию создания глобального распределенного хранилища знания. Излагаются современные подходы к созданию и использованию электронных библиотек, перечисляются новые возможности, предоставляемые их пользователям для извлечения и генерации знания. Описывается опыт интеграции социально значимых информационных ресурсов России в рамках реализации ряда программ и проектов, осуществлявшихся при поддержке государственных ведомств. Представляются история, суть и основные направления развития межведомственной программы создания и использования российских электронных библиотек.
|
1.2. Краткая характеристика мирового рынка информационных услуг
Основными участниками рынка информационных услуг являются:
- производители информации (producers);
- продавцы информации (vendors, Вендоры);
- пользователи информации (users) или подписчики (subscribers).
Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру, хосту) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.
Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные сегменты:
- компьютеризированные системы резервирования и финансовые информационные службы;
- базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя;
- профессиональные БД.
К производителям информации относят как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).
|
Создание эффективной системы, которая позволяла бы работать с достаточной скоростью, оперируя сотнями миллионов документов в общении одновременно с тысячами людей, требует, помимо больших затрат и высококвалифицированного персонала для ее обслуживания, также и значительных расходов на маркетинг, по привлечению подписчиков к своей системе. Поэтому далеко не все производители информации могут создавать и поддерживать онлайновые системы. Эти функции берут на себя Вендоры (продавцы информации).
К концу 2000 года продажей информации занималось 3805 организаций, а ее производством - около 5938 организаций. Доходы от продажи информации составляли несколько миллиардов долларов США. По прогнозам аналитической фирмы FROST & SULLIVAN объем продаж в сфере информационной индустрии к началу XXI века составит несколько десятков миллиардов долларов.
Доступ отечественных потребителей к БД зарубежных стран сейчас становится возможным. Этому способствуют два обстоятельства: подключение многих научных и научно-педагогических учреждений к сети Internet, появление в стране "шлюзов", т. е. посреднических служб, ориентированных на предоставление российским ученым и инженерам возможности интерактивного поиска информации.
Кроме того, намечается тенденция приобретения крупными научными библиотеками наиболее известных и используемых во всем мире БД на CD-ROM, в том числе таких, как Science Citation Index, Medline.
Доступ к зарубежным профессиональным БД является платной информационной услугой.
Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. https://www.wdigest.ru/cd-rom/nir/index.htm
Председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер считает, что наступает время, когда «информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование?»