Происхождение, сущность и функции денег




Блага – все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

Блага

1. Экономические (ограниченные) - неэкономически е (неограниченные)

2. Частные ( используются индивидуально) - Общественные (уд-ют потребности всего общ.)

3. Прямые (непосредственно удовлетворяет потребности) – Косвенные (используются при создании блага)

4. Взаимозаменяемые (удовлетворяют одну и ту же потребность) – Взаимодополняемые (используются совместно при удовлетворении потребностей)

Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, труд и специальные приспособления.

Ресурсы, вовлеченные в производство и взаимодействующие между собой в ходе создания благ – называются – факторами производства.

Факторы производства:

1. Труд

2. Земля

3. Капитал

4. Предпринимательство

5. Информация

Труд – физические и умственные способности людей, направленные на производство экономических благ.

Цена выплачиваемая за труд называется – заработная плата.

Земля – естественный фактор производства:

1. Как место для производства и жизнедеятельностью людей;

2. Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

Цена за данный рес урс – рента.

Капитал – благо приносящее поток доходов:

1. Физический – средства производства, созданные человеком

2. Финансовый - денежные средства, которые привлекаются для приобретения производственного капитала

3. Торговый – товары, готовая продукция

Цена за ресурс – процент.

Предпринимательство – управленческие организационные навыки, необходимые для того, чтобы производство товаров и услуг приносило прибыль.

Вознаграждение предпринимателя за риск – прибыль.

Информация – необходимые знания и сведения, которые нужны людям для осознанной деятельности в мире экономики.

Главная проблема – ограниченность ресурсов (факторов производства). --- ограниченное количество производимых благ.

№2

Ограниченность экономических благ…

Кривая производимых возможностей - кривая показывающая различные комбинации 2 товаров или услуг, которые могут быть произведены в условиях полной занятости и эффективного производства в экономике с постоянными запасами ресурсов и неизменной технологии.

Альтернативная стоимость – это количество блага,от которого приходится отказываться, для производства дополнительной единицы данного блага.

Главные вопросы экономики:

· ЧТО в каком количестве производить?

· КАК производить?

· КТО получит произведенные блага?

№3

Понятия и типы хозяйственно-экономических систем.

Хозяйственно

- это совокупность хозяйственных субъектов и взаимосвязей между ними, упорядоченная и координируемая определенным образом.

Способы координации эк.деятельности:

Централизованное руководство (иерархия)

· Согласование в форме приказа

· Неэкономическое подчинение одних субъектов другими

1. Традиционная

2. Командно-административная

Добровольное сотрудничество

· Система рынков

· Ценовые сигналы

1. Рыночно-экономическая

2. Современная рыночная экономика

Традиционная – основные вопросы решаются на основе установившихся традиций.

1. Преобладание натурального хозяйства

2. Производство не больших объемов продукции

3. Постоянство видов деятельности

4. Низкий уровень жизни

5. Низкий уровень развития техники и технологий

Командно-административная – предполагает гос.принятия решений на основе гос.собственности, централизованного планирования и контроля.

Рыночная экономика свободной конкуренции – решение вопросов происходит при действии рыночного механизма, основой которого является конкуренция и частная собственность:

1. Наличие большого количества самостоятельных продавцов и покупателей каждого товара

2. Отсутствие монополий

3. Не вмешательство государства в экономику

4. Низкий уровень социальной защиты населения

Современная рыночная экономика

1. Активная роль государства и монополий

2. Многообразие форм собственности

3. Высокий уровень социальной защиты населения

№4

Собственность

Отношения собственности –

· Результат исторического развития;

· Основа хозяйственной системы;

· Определяют социальный состав общества, положения социальных групп, их взаимоотношений.

Собственность

· Экономическая категория;

Собственность как эконом. категория - исторически развивающиеся экономические отношения между людьми по поводу распределения и присвоения благ.

Ø Субъекты собственности стороны отношений собственности

Ø Объект собственности – благо по поводу которого складываются отношения между субъектами

Отношения между субъектами проявляются в форме ПРИСВОЕНИЯ.

ПРИСВОЕНИЕ – это процесс отчуждения объекта собственности одним субъектом от других:

Ø Экономические методы

Ø Юридические методы

Ø Незаконные методы

· Юридическая категория

Собственность - система прав, регулирующих имущественные отношения между людьми (субъектами)

Ø Право владения – фактическое обладание, непосредственное влияние на неё

Ø Право распоряжения –принятие решения в процессе использования

Ø Право пользования- право потребления и право получения из неё прибыли

СОБСТВЕННОСТЬ – экономическая категория, выражающая отношения субъекта к объекту по поводу присвоения, которое проявляется в правах владения, пользования, распоряжения.

При слиянии формы собственности получается смешанная форма собственности,

При слиянии капиталов разных государств получается совместная собственность.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Формируется 3 путями:

Ø Национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов)

Ø Строительством (за счет средств государственного бюджета новых предприятий)

Ø Созданием смешанных предприятий (покупкой государством акций частных предприятий)

Формы преобразований собственности:

Ø Национализация (может осуществляться через безвозмездную экспроприацию или через полный или частичный выкуп)

Ø Реприватизация

Ø Акционирование

Ø Приватизация

Приватизация:

Ø Аренда предприятия с последующим выкупом по остаточной стоимости

Ø Акционирование

Ø Продажа предприятия на аукционе

Ø Продажа предприятия по конкурсу

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

I. Формы ведения хозяйства

II. Товар и его свойства. Теории цены

III. Происхождение, сущность и функции денег

IV. Понятие, функции, структура и инфраструктура рынка

V. Виды и значение конкуренции

Формы ведения общественного хозяйства

1. Натуральное хозяйство -

-форма ведения хозяйства, когда продукт производится для удовлетворения личных потребностей производителя.

Ø Ориентация производителя на собственные потребности

Ø Многообразие видов выпуска продукции

Ø Небольшие объемы производства

Ø Постоянство видов деятельности и видов производства

Ø Низкий уровень применения техники

В основе лежало:

- земля

-ремесла

2. Товарное хозяйство

- форма ведения хозяйства, при которой продукция создается для обмена на другие блага (на продажу).

Ø Ориентация производителя на потребности рынка

Ø Специализация производства

Ø Выпуск продукции крупными партиями (массовое производство)

Ø Производитель следит за изменениями рынка, соответственно меняет структуру производства

Ø Использование в производстве высокопроизводительной техники и новых технологий

Условия формирования товарного производства: (переход от натурального к товарному)

1. Общественное разделение труда

2. Формирование рынка

3. Экономическая обособленность производителя

№2

Товар и его свойства. Теории цены

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена на другие блага в определенном соотношении.

Свойства:

Ø Потребительная стоимость (полезность).

- Это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность

ü Благодаря этому свойству у потребителя формируется желание преобрести товар.

Ø Меновая стоимость (цена)

- способность товара обмениваться на другой товар в определенной пропорции.

ТЕОРИЯ ЦЕНЫ

1. Трудовая теория стоимости

(классическая школа К.Маркс) цена товара зависит от затрат труда на его изготовление. Затраты измеряются объемом времени, чем дольше изготавливался товар, тем он дороже стоит

2. Теория предельной полезности – рассматривает с точки зрения потребителей – цена товара определяется его субъективной полезностью, т.е. значимостью данного блага для человека, но учитывается не общая полезность, а предельная полезность.

3. Теория равновесной цены (неоклассический анализ А.Маршалл) – цена товара формируется на рынке при взаимодействии спроса и предложения.

№3

Происхождение, сущность и функции денег

Деньги – это товар особого рода, являющим эквивалентом обмена

ü Обладают абсолютной ликвидностью.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ -

- появление денег идет постепенно в ходе развития общественных отношений.

Ø Простая форма меновой стоимости

Ø Развернутая форма меной стоимости

Ø Форма всеобщего эквивалента- деньгами являются золотые слитки

Ø Денежная форма – чеканка монет.

Ø Электронные деньги.

РАЦИОНАЛИСТИческая теория

Функции денег:

1. Мера стоимости- присваивание товара к определенной сумме

2. Средство обращения- посредник при обмене товаров, способствуют расширению связей между товаропроизводителями

3. Средство платежа – обслуживание кредитных сделок и погашение различных обязательств

4. Средство накопления – тяга к накоплению и необходимость обеспечения регулярности процесса производства и обращения

5. Мировые деньги – обслуживают процесс обращения товаров, услуг и т.д. между странами. В качестве мировых денег применяют национальные валюты стран, играющих ведущую роль в мировых экономических связях.

№4

Понятие, функции и инфраструктура рынка

СУЩНОСТЬ РЫНКА

Рынок – система экономических отношений между хозяйственными субъектами, которая базируется на отношениях обмена и платности всех благ и услуг.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

Ø Общественное разделение труда и специализация

Ø Экономическая обособленность производителей

Ø Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов

Функции рынка:

1. Регулирующая

2. Ценообразующая

3. Стимулирующая

4. Воспроизводственная

5. Информационная

6. Распределительная

7. Посредническая

8. Оздоравливающая

Виды (структура) рынков (объекта купли-продажи)

1. Потребительский рынок

2. Рынок факторов производства

3. Рынок услуг

4. Р. Труда

5. Р. Капиталов

6. Р.ценных бумаг

7. Р.информации

8. Р.инновации

9. Р.валют

(по экономическому назначениею субъектов рыночных отношений)

1. Р.покупателей

2. Р. Продавцов

3. Р. Гос. Учреждений

(по территориальному размещению)

1. Местный

2. Региональный

3. Национальный

4. Мировой

(по принадлежности)

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА

- это совокупность специализированных учреждений и институтов, обслуживающих рынок:

Ø Оптово-посреднические организации

Ø Ярмарки, аукционы, биржи

Ø Небиржевые посредники

Ø Кредитная система – банки, страховые компании и т.д.

НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА

Ø Неравное распределение доходов, имущественное расслоение населения, обостряет проблему соц.неравенства

Ø Рынок склонен к монополизации

Ø Рынок не нацелен на создание общественных благ

Ø Рынок порождает безработицу, кризисы, инфляцию, требующих вмешательства государства

№5

Виды и значение конкуренции

Конкуренция – форма функционирования рыночных отношений, необходимое условие существования рынка.

- борьба, соперничество между участниками рынка за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров.

· Среди потребителей – за ограниченные блага

· Среди производителей – за потребителя и за ресурсы

Конкуренция:

1. Отраслевая – ведется производителями одной отрасли в основном за потребителя

2. Межотраслевая- борьба за ресурсы.

Виды конкуренции:

Совершенная –

· Множество производителей

· Однородность продукции

· Равномерность продукции

· Отсутствие контроля за ценой со стороны производителей

Несовершенная –

· Отсутствие признаков совершенной конкуренции

· На всех типах рынка присутствуют входные барьеры

ü Монополия

ü Олигополия

ü Монополистическая

ü Монопсония

Методы конкуренции:

Ценовые

ü Скидки

ü Распродажи

Неценовые

ü повышение качества товара

ü улучшения внешнего вида, дизайна, упаковки

ü предоставление дополнительных услуг

ü реклама

значение конкуренции:

ü снижение рыночной цены

ü улучшение качества и внешнего вида

ü улучшение обслуживания

ü снижение издержек производства

ü развитие науки и техники

Тема №1 и №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: