Задание 28
Выявление эмпирических зависимостей
Подробно рассмотрим таблицу. Из первого столбца узнаем, о каких населенных пунктах (пунктах наблюдения) идет речь.
С помощью второго столбца, в котором представлены географические координаты, можем определить расположение городов в направлении с севера на юг с помощью значений широты: самый северный пункт: Сортавала – 61 0 с.ш., далее на юг - Вологда, затем Балахна и Уфа.
С помощью значения долготы можем определить расположение городов в направлении с запада на восток: Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа.
Третий столбец содержит информацию о высоте каждого из пунктов над уровнем моря. Выше всех над уровнем моря расположен Волгоград, далее Уфа-Балахна-Сортавала.
Мы можем определить, в каком городе теплее всего в июле, а в каком холоднее всего в январе.
Мы также можем определить количество атмосферных осадков и установить зависимость между долготой пункта и количеством осадков.
Именно зависимости между данными нам предстоит определить в задании 28
Анализ вариантов ответов задания 28:
Вариант 1 ошибочен: расположение пунктов в направлении СЗ - ЮВ показывают координаты. Получаем последовательность: Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа. Этой последовательности соответствует четвертый столбик, в котором указано количество осадков: 570-568-542-569.
Вариант 2 для определения истинности требует вычислений амплитуды (разницы) температур. Последовательность пунктов та же: СЗ-ЮВ, т.е. Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа. Амплитуда распределяется для каждого из городов, соответственно, так: 26,2 - 28,9 - 30,6 - 34,5. Ответ верен. Вычисления выполнять необязательно - можно прикинуть ответ, исходя из значений температур июля и января.
Вариант 3 ошибочен, т.к. в самом северном пункте температура января выше, чем в южном.
Вариант 4 ошибочен: в таблице нельзя проследить данную закономерность.
Выполните самостоятельно задания.
Задание №1 | ||||||
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 7 января 2011 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
![]() | ||||||
Выберите один из 4 вариантов ответа: | ||||||
1) | Маша: "Температура воздуха понижается с увеличением высоты местности." | |||||
2) | Даша: "Температура воздуха повышается при движении с запада на восток." | |||||
3) | Гриша: "Зимой продолжительность дня увеличивается при движении с востока на запад." | |||||
4) | Пётр: "Зимой продолжительность дня уменьшается при движении с юга на север." | |||||
Задание №2 | ||||||
Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
![]() | ||||||
Выберите один из 4 вариантов ответа: | ||||||
1) | Саша: Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур. | |||||
2) | Сергей: Чем выше расположен пункт, тем чаще в нем выпадают атмосферные осадки. | |||||
3) | Иван: Чем ближе к Атлантике, тем теплее в июле. | |||||
4) | Петр: Чем дальше на северо-запад, тем теплее в январе. | |||||
Задание №3 | ||||||
Школьники при подготовке реферата по географии Китая нашли в Интернете данные о средних температурах воздуха в июле и январе и другие климатические показатели, полученные на метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Метеостанции расположены на одной широте. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
![]() | ||||||
Выберите один из 4 вариантов ответа: | ||||||
1) | Даниил: "Чем ближе к Тихому океану расположен пункт, тем июль там более тёплый". | |||||
2) | Анастасия: "Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается с уменьшением абсолютной высоты пункта". | |||||
3) | Сергей: "Чем западнее расположен пункт, тем январь там более холодный". | |||||
4) | Вера: "В июле количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток". | |||||
Задание №4 | ||||||
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 5 февраля 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
![]() | ||||||
Выберите один из 4 вариантов ответа: | ||||||
1) | Света: "При движении с юга на север увеличивается продолжительность дня." | |||||
2) | Маша: "Температура воздуха понижается при движении с запада на восток." | |||||
3) | Наташа: "При движении с востока на запад уменьшается высота Солнца над горизонтом." | |||||
4) | Пётр: "При движении с севера на юг увеличивается высота Солнца над горизонтом." | |||||