Список теоретических вопросов (экзамен, 1 класс)
Октавы, регистры.
Низкие звуки расположены в нижнем регистре (слева), высокие – в верхнем регистре (справа), а в середине клавиатуры находится средний регистр.
ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).
В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).
Устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, тоника, опевание, разрешение.
Устойчивые – I, III, V.
Неустойчивые – II, IV, VI, VII.
Вводные – II, VII.
Тоника – первая, главная ступень лада.
Разрешение – это переход неустойчивых ступеней в устойчивые.
Неустойчивые ступени разрешаются в ближайшие устойчивые.
Опевание устойчивых ступеней – это окружение устойчивой ступени двумя ближайшими неустойчивыми.
Мажор и минор
Мажор и минор – наиболее распространенные в музыке лады.
Лад – это согласие звуков.
Мажорный лад – бодрый, жизнерадостный, светлый.
Минорный лад – печальный, грустный.
Тональность – это высота лада.
Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения.
Тон – полутон
Самое маленькое расстояние между двумя звуками называется полутон.
Полутон находится:
· МЕЖДУ БЕЛЫМИ И ЧЕРНЫМИ КЛАВИШАМИ
· МЕЖДУ НОТАМИ «МИ» И «ФА»
· МЕЖДУ НОТАМИ «СИ» И «ДО»
Один ТОН состоит из двух ПОЛУТОНОВ.
Тон находится:
· МЕЖДУ ДВУМЯ БЕЛЫМИ КЛАВИШАМИ
· МЕЖДУ ДВУМЯ ЧЕРНЫМИ КЛАВИШАМИ
|
Тоническое трезвучие
Три звука лада, взятые через ступень, составляют трезвучие. Трезвучие, построенное на I ступени (тонике), называется тоническим. Звуки, составляющие тоническое трезвучие,— это I, III и V ступени гаммы (устойчивые ступени лада).
Длительности
1и-2и-3и-4и
1и – 2и
1и
1 или «И»
Размер 2/4
Размер 2/4 – это двудольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Первая цифра «2» обозначает, сколько долей в такте. Вторая цифра «4» обозначает длительность каждой доли — в этом такте две четверти, или две четвертные ноты.
Знаки альтерации. Ключевые и случайные знаки
Диез – знак повышения ноты на полтона.
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
Бекар – знак отмены диеза или бемоля.
Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.
Диезы: фа-до-соль-ре-ля-ми-си
Бемоли: си-ми-ля-ре-соль-до-фа
Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.
Паузы
Пауза – знак молчания.
Темпы
Скорость движения называется темпом.
Медленные темпы:
Lento (ленто) – протяжно;
Largo(ларго) – широко;
Adagio(адажио) -медленно;
Grave (граве) – тяжело;
Умеренные темпы:
Andante (андантэ) - спокойно, не спеша;
Moderato (модэрато) – умеренно;
Allegretto (аллегрэтто) - оживленно.
Быстрые темпы:
Allegro (аллегро) – скоро;
Vivo (виво) – живо;
Presto (престо) – быстро.
Динамические оттенки
p - пиано (piano) - тихо
pp - пианиссимо (pianissimo) - очень тихо
|
f - форте (forte) - громко
ff - фортиссимо (fortissimo) - очень громко
mp - меццо пиано (mezzopiano) - средне тихо
mf - меццо форте (mezzoforte) - средне громко