Социологическое исследование




По курсу: «Исследование социально-экономических и

политических процессов»

На тему: «???»

 

Всего пятнадцать – двадцать лет назад школа была единственным источником научных знаний, который был доступен всем. Газеты, радио- и телевизионные программы передавали тщательно проверенную и утвержденную «наверху» информацию. Советская средняя школа практически не сталкивалась с необходимостью разъяснять ученикам смысл того или иного информационного сообщения. Основное назначение СМИ заключалось в осуществлении так называемой связи с жизнью: пресса, радио- и телепередачи использовались для достижения целей обучения, обозначенных в программе того или иного курса.

Средства массовой информации стали не только неотъемлемой частью массовой культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей становится телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального влияния на человека. Телевидение мощно вторгается в мышление и подсознание учащихся, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.

Особенно чувствительны к влиянию телевидения молодые люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков.

Телевидение по отношению к подросткам выполняет информационную, социализирующую, развлекательную и воспитательную функцию. Воспитание детей - процесс длительный и сложный. Он включает в себя различные факторы, влияющие на характер и становление личности: атмосферу в семье, общение с родителями и близкими, отношения в детском саду и школе, уличные влияния. Ни для кого ни секрет, что воздействие телевидения имеет большое значение в жизни детей и подростков. Во многих случаях оно играет главенствующую роль в организации их досуга: многие дети уделяют телепросмотрам больше времени, чем общению с родителями, чтению книг, школьным занятиям и даже играм со сверстниками. Телевизор, фактически превратившийся в члена семьи, стал еще одним воспитателем ребенка и конечно оно оказывает влияние на подростков.

Причем это влияние противоречиво. С помощью телевидения пробуждаются и развиваются познавательные интересы подростков, и в то же время у телезрителей формируется поверхностное восприятие, пассивное сознание, ограничивается развитие мышления, творческого воображения.

Сейчас этой проблеме «телевидение и подросток» уделяют большое влияние не только у нас в России, но и за рубежом. Совсем недавно нашей стране во всем мире было прикреплено крылатое выражение «Россия – самая читающая страна!», но этого про нас нельзя сказать сегодня. На мой взгляд, тема, выбранная для исследования, считается актуальной и интересной.

 

Тема исследования: Влияние телепередач на поведение подростков.

Цель: Изучить влияние телепередач на поведение подростков.

 

Проблема: Девиантное поведение подростков, вследствие просмотра телепередач.

 

Объект: Учащиеся школ.

 

Предмет: Поведение учащихся.

 

Задачи:

Изучить влияние:

Ø информационных программ

Ø музыкальных программ

Ø спортивных программ

Ø реалити – шоу

на сознание подростков.

 

Гипотезы:

Ø Телепередачи положительно влияют на поведение подростков.

Ø Телепередачи отрицательно влияют на поведение подростков.

Ø Телепередачи ни как не влияют на поведение подростков.

Ø Дети понимают опасность негативного влияния реалити – шоу.

 

Генеральная совокупность: Учащиеся школ.

Выборочная совокупность: Учащиеся 7-8 классов.

Метод исследования: Анкетирование.

Для исследования взят наиболее распространенный и универсальный метод сбора информации – анкетирование. Оно бывает групповым и индивидуальным. Применительно к исследованию взят групповой анкетный опрос. В качестве опрашиваемых были выбраны группы, в составе 20 – 30 человек.

Опрашиваемым (респондентам) были отданы анкеты, в которых содержались вопросы, касающиеся темы исследования, а именно – влияние телепередач на поведение подростков. Затем учащимся был объяснен порядок и правила заполнения анкет.

Положительные стороны метода:

Ø Минимальные затраты сил;

Ø Оперативность при проведении исследования;

Ø Минимальные затраты времени;

Ø Позволяет достигнуть полного возврата анкет;

Ø Возможность пояснения в случае затруднения;

Ø Низкий уровень финансовых затрат;

Ø Жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

 

Отрицательные стороны метода:

Ø У респондента недостаточно времени, для более обдуманных ответов;

Ø Трудности могут возникнуть со сбором людей вместе.

 

В анкете представлено 17 вопросов. Число респондентов - 79человек. Учащиеся МОУ СОШ №103, МОУ СОШ №55, МОУ СОШ №61, 7-8 классов.

Первым вопросом, на который предлагалось ответить опрашиваемым, нужно было указать свой возраст. Этот вопрос открывает первый блок анкеты - ознакомительный. Для данного исследования это очень важно, так как целевая аудитория исследования – подростки.

Второй вопрос был направлен на то, чтобы узнать смотрят ли вообще подростки (в данном случае учащиеся 7-8 классов) телевизор. И 100% респондентов ответили положительно, то есть они смотрят телевизор. Этот вопрос очень важен, так как если респондент не будет смотреть телевизор, то он для меня, как для исследователя, не будет представлять ни какого интереса. Потому что исследуется поведение подростков после просмотра телевизора.

Следующий из вопросов – смотрите ли Вы телепередачи совместно с родителями? В ходе проведенного анкетирования, мы получили следующие данные, что родители и дети почти не смотрят вместе телепередачи. 50% ответило на наш вопрос отрицательно. Из этого следует, что подборка телепередач у подростков происходит, не совсем осознанно, так как если бы они смотрели вместе с родителями телевизор, то уровень осознанности выбора телепередач был бы выше.

Шестой вопрос, – каких телепередач не хватает на отечественном телевидении? В этом случае мнения разделились. 22% считают, что на телевидении не хватает исторических программ, а 16% думают, что не хватает патриотических программ. При проведении анкетирования нужно еще учитывать условия, в которых проводишь исследования. Совсем скоро вся страна будет отмечать День Победы и в связи с этим в школах проводят различные мероприятия, связанные с конкретной тематикой. Например – классные часы, вечера памяти, творческие вечера, посвященные поэтам ВОВ и т. д.

Вероятнее всего, что тот факт, что грядет масштабное событие, подействовал на ответы респондентов. И не значительные проценты принадлежат таким вариантам, как интеллектуальные программы – 5%, развлекательные – 7%. Еще одним интересным моментом, является то, что ребята сами предлагали много своих вариантов на ответ этого вопроса. Большая часть опрошенных считают, что на телевидении не хватает передач про компьютерные игры. Так же еще бы они добавили программу про здоровье, в которой бы рассказывалось про фитнес – клубы в родном городе. Одним из популярных ответов был про увеличение количества программ про шоу – бизнес, про то, «как живут звезды».

Ниже представлена диаграмма ответов респондентов.

 

Седьмой вопрос анкеты открывает второй блок вопросов, он касается очень популярных сегодня реалити – шоу, где на яву можно посмотреть, как живут другие люди.

Вопрос: Если Вы сморите реалити – шоу, то какие?

Самыми популярными ответами на этот вопрос были – «ДОМ – 2» и «Сыграть в натурала». Проанализировав два реалити – шоу, можно сказать, что в обоих теле–проектах в основном преобладает бытовая жизнь участников. Из этого следует, что респонденты, которым по 13– 14 лет, очень любят наблюдать за жизнью других, что развивает в них не самые лучшие качества. Еще одна особенность ответов, полученных в ходе анкетирования – это, то что все 76% респондентов смотрят реалити – шоу, ответов «не смотрю» не находилось не в одной анкете. Проецирование поведения и жизни любимых участников теле - проекта на себя, является важной характеристикой в образе современного подростка.

Например, подростки начали курить. Причина – подросток смотрит реалити – шоу, где его любимый герой курит. Следствие – он сам начинает курить, думая, что это круто, так как все действия любимого участника теле – проекта ему импонируют. Это может привести заболеванию рака легких.

Восьмой – вопрос, берете ли Вы пример с героев любимого реалити – шоу? Ребятам предлагалось три варианта ответов – «да, нет, частично». И вот, что показали результаты: «да» - так ответило – 45% респондентов; «нет» - 23% и «частично» - так ответило – 32%. По нашему мнению это очень плачевные результаты. Одним из важнейших этапов нравственного развития является ознакомление ребенка с моральными устоями общества, выработка у него уважительного отношения к сложившейся системе духовных ценностей и правилам социального общежития. Затем эти ценности и правила должны, войти «в плоть и кровь». А если подростки будут смотреть реалити – шоу «с их моральными устоями общества и их правилами социального общежития», это может привести к негативным последствиям. Получается что, если все участники теле-проекта курят или выясняют отношения кулаками, это у них так принято, то подростки с еще не установившимися ценностями в жизни могут принять «их ценности», которые не всегда приемлемы для подростка.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, касающаяся реалити – шоу частично не подтверждается, на счет понимания детьми опасности негативного влияния реалити – шоу. Так как если бы они знали, что реалити – шоу влияют негативно не только на них, но и вообще на людей, то, наверное, они бы не брали пример с любимых участников реалити – шоу вообще, а не только эти 23%.

Обсуждаете ли Вы после просмотра реалити – шоу, произошедшие там события? – так звучит седьмой вопрос нашей анкеты. «В зависимости от выпуска» - так ответило 75% респондентов; «да, это нам интересно» - 20% и твердо ответили «нет» всего 5%. Из этого следует, что если есть повод, то о нем поговорят. Но здесь особое место играет, то, как делаются эти реалити – шоу. То есть, участников туда приглашают только тех, которые могут сделать шоу из проекта, а значит и повод для респондентов почти всегда найдется.

Десятый вопрос открывает третий блок анкеты: Смотрите ли Вы информационные программы? Проанализировав ответы на вопросы, мы получили следующие данные: смотрят информационные программы – 52% респондентов; не смотрят – 9% и смотрят, но редко – 39% подростков. В общем, по нашему мнению результаты хорошие, так как в основной своей массе все - таки ребята информационные программы смотрят. Но тут возникает следующий вопрос. Честно ли ответили опрашиваемые на данный вопрос. Так как в этом случае, отвечая на вопрос, она могли дать социально желаемый ответ, то есть положительный ответ- «да, я смотрю информационные программы».

Если Вы смотрите информационные программы, то какие? – так звучит одиннадцатый вопрос. Большинство ответили, что новости – 64%. это говорит о том, что респондентам интересуют события и процессы, происходящие в стране. Так как настоящий гражданин своей страны, даже юный, должен знать последние новости. Опрашиваемые предлагали свои варианты ответов.

Чем обусловлено Ваше внимание к информационным программам? Так звучит десятый вопрос, с помощью которого необходимо было узнать, что или кто влияет, что бы подростки смотрели информационные программы. Респондентам было предложено четыре варианта ответов: «меня заставляют» - так ответило 6%; «мне интересно» - 20%; «я понимаю, что это необходимо для расширения моего кругозора» - 64%; «их смотрят мои друзья» - 10%. Проанализировав ответы респондентов можно сделать определенные выводы. невелик о то число респондентов, которым действительно интересно смотреть информационные программы. От общего числа это составляет только 20% от всех опрошенных. Так же многие ребята понимают, что информационные программы нужно смотреть и хорошо, что их большинство. Но остается еще 21%, которые смотрят информационные выпуски под влиянием других людей, то есть их или заставляют, или они копируют действия своих сверстников, которые для них «в авторитете». Из этого следует, что 21% респондентов оказываются под влиянием других людей.

Следующий опрос открывает четвертый блок нашей анкеты. Смотрите ли Вы музыкальные передачи? Проанализировав ответы респондентов, проценты распределились почти по равно: «да» - 32%, «нет» - 30% и «редко» - 48%.

На каких каналах транслируются Ваши любимые музыкальные передачи? Это двенадцатый вопрос нашей анкеты. С помощью этого вопроса мы хотели проследить, какую музыку слушают респонденты. Так как музыкальное сопровождение каналов МТV и Культура имеют определенные различия. Но вот данные анкеты: «МТV» смотрят – 51% респондентов; «МУЗ ТВ» - 39%; «Культура» - 6%; «СТС» - 4%. Этот вопрос имеет большое значение для нашего исследования, так как некоторые показываемые клипы на музыкальном канале МТV содержат сцены насилия и там же показывается то поведение, которое не приемлемо для подростков. Но в силу своего возраста они этого еще не понимают и, к сожалению, это может привести плохим последствиям. Например, просмотрев определенный клип с любимым исполнителем, который содержит сцену насилия, но заканчивается в итоге хорошим концом, подросток может спроецировать поведение любимого исполнителя из клипа на свою жизнь, не осознавая того, что в жизни это может закончиться совсем по-другому. И здесь мы можем частично подтвердить выдвинутую нами гипотезу, что телепередачи, содержащие сцены насилия, негативно влияют на поведение подростков.

Возникает ли у Вас желание, после просмотра музыкальных передач, связать свою жизнь с музыкой? С помощью этого вопроса мы можем проследить поведение подростков, после просмотра музыкальных телепередач. Респондентам было предложено четыре варианта ответа: «да» - уверенно на этот вопрос ответили 23% респондентов; «хотелось бы, но не имею музыкальных данных» - не уверены в своих силах 15% респондентов; «нет, мне хватает просмотра» - на отрез оказались 49% респондентов и предложили свои варианты – 13% респондентов. Те, кто предложил свои варианты в основном сошлись в едином мнении – они хотели бы просто попробовать, для интереса. Очень важным фактором при ответе на этот вопрос является то, что сейчас по телевидению показывают много музыкальных теле - проектов, где всем желающим предлагается пройти отбор «на музыкальность», после которого прошедшим отборочный тур предлагается стать звездой. Конечно подростки «ведутся » на это и многим хочется попробовать. Так же в варианте ответа «другое», было написано, что

многие ребята уже связали свою жизнь с музыкой и занимаются в музыкальных школах. Но это только 13% от общего числа респондентов.

Шестнадцатый вопрос открывает следующий блок вопросов нашей анкеты. Смотрите ли Вы спортивные передачи? Здесь результаты нас порадовали: «да» - уверенно ответили 22%; «нет» - 15%; «редко» - 63% респондентов. В данном случае наблюдается, что многие подростки смотрят спортивные телепередачи лишь от случая к случаю.

Возникает ли у Вас желание после просмотра спортивных передач, продолжить заниматься спортом? – это семнадцатый вопрос нашей анкеты. И ответы на этот вопрос, то же нас очень порадовали. «Да» - уверенно сказали 33% респондентов; «нет» - 26% и другие варианты предложили – 41% респондентов. 33% подтвердили свое желание заниматься спортом после просмотра спортивных передач, то есть спортивные передачи положительно влияют на поведение подростков. Однако были и те, кто отрицательно ответил на данный вопрос, что говорит о недостаточной мотивированности школьников. Например, после просмотра они могут пойти и записаться в какую – нибудь спортивную секцию. С помощью этого вопроса можем частично подтвердить выдвинутую нами гипотезу, просмотр спортивных телепередач положительно влияет на просмотр подростков.

Последний вопрос анкеты является и заключающим блоком. Как Вы считаете, как влияют на Ваше поведение выбранные для просмотра Вами передачи? Вопрос был целенаправленно сформулирован, для того, что бы респонденты сами оценили свою подборку телепередач. «Положительно» - 62%; «отрицательно» - 10%; «ни как не влияют» - 28%.

Из всего вышесказанного можно сделать определенные выводы:

Ø Многие подростки находятся под влиянием определенных факторов. Ребята смотрят программы и находят себе «любимчиков», и все их действия воспринимаются положительно, хотя вопрос, действительно ли все поступки «теле - кумиров» таковыми являются, потому что сегодня телевидение не проходит определенной цензуры. Еще одним из важных факторов являются сверстники. Так как, если сверстник находиться «в авторитете», то все его поступки и действия будут копироваться.

Ø Телевидение играет существенную роль в формировании ценностных установок подростков. И те ценности, которые пропагандируются сегодня на телевидении не всегда подходят растущему поколению.

Ø Просмотр телепередач приводит к уменьшению времени, уделяемого чтению и выполнению домашних заданий, а это приводит к снижению умственной работоспособностью.

Ø Выдвинутая гипотеза о том, что телепередачи никак не влияют на поведение подростков, в ходе проведенного исследования подтвердилась лишь частично. Можно предположить, что подросток посмотрел реалити – шоу. В нем не произошло ни каких ярких событий, и после просмотра ребенок просто выключил телевизор и пошел гулять. А на завтра не сделал уроки, потому что он смотрел реалити – шоу. А ведь можно было не гулять и сделать уроки.

 

Проведя исследование, эта тема нас еще более заинтересовала, но уже не много с другим оттенком, то есть «подростки и реклама». В дальнейшем хотелось бы продолжить исследования по этой теме.

 

Анкета

Уважаемый друг! Проводится исследование - влияние передач на поведение подростков. И просим тебя ответить на следующие вопросы, а напротив выбранных тобой ответов обведи в кружочек галочку, ну а если у тебя есть свой вариант, то смело его предлагай.

 

  1. Ваш возраст ____________
  2. Вы смотрите телевизор?

Ø Да_________

Ø Нет ________

  1. Какой объем телепередач Вы смотрите в сутки.

Ø 1 в сутки;

Ø 1-3 в сутки

Ø больше 3-х

Ø ни одной

 

  1. Какое количество времени в день вы проводите за просмотром телевизора.

Ø 1 час

Ø 1-2 часа

Ø 2-4 часа

Ø больше 4 часов

  1. Смотрите ли Вы телепередачи совместно с родителями?

Ø Да;

Ø Нет;

Ø Редко.

  1. Каких передач не хватает на нашем телевидении?

Ø Патриотических;

Ø Развлекательных;

Ø Интеллектуальных;

Ø Исторических;

Ø Другое _______________________________________________

 

  1. Если Вы смотрите Реалити – шоу, то какие?

Ø Дом – 2;

Ø Мульт реалити;

Ø Сыграть в натурала;

Ø Ходоки;

Ø Другое ________________________

Ø Не смотрю.

  1. Берете ли Вы пример с героев любимого Реалити – шоу?

Ø Да;

Ø Нет;

Ø Частично.

  1. Обсуждаете ли Вы после просмотра Реалити – шоу, произошедшие там события?

Ø Да, это нам интересно;

Ø Нет;

Ø В зависимости от выпуска;

Ø Другое____________________

  1. Смотрите ли Вы информационные программы?

Ø Да;

Ø Нет;

Ø Редко;

  1. Если вы смотрите информационные программы, то какие?

Ø Новости;

Ø Р.S. на ТВЦ;

Ø Программа максимум;

Ø Другое __________

  1. Чем обусловлено Ваше внимание к информационным программам?

Ø Меня заставляют;

Ø Мне интересно;

Ø Я понимаю, что это необходимо для расширения моего кругозора;

Ø Их смотрят мои друзья.

  1. Смотрите ли вы музыкальные программы?

Ø Да;

Ø Нет;

Ø Редко.

  1. На каких каналах транслируются Ваши любимые музыкальные передачи?

Ø Муз ТВ;

Ø МТV;

Ø Культура;

Ø СТС;

Ø ТНТ;

Ø Другое___________________________________

  1. Возникает ли у Вас желание, после просмотра музыкальных передач, связать свою жизнь с музыкой?

Ø Да;

Ø Хотелось бы, но не имею музыкальных данных;

Ø Нет, мне хватает просмотра;

Ø Другое ___________________________________

  1. Смотрите ли Вы спортивные передачи?

Ø Да;

Ø Нет;

Ø Редко.

  1. Возникает ли у Вас желание после просмотра спортивных передач, продолжить заниматься спортом?

Ø Да;

Ø Нет;

Ø Другое _________________________________________-

 

  1. Как Вы считаете, как влияют на Ваше поведение выбранные для просмотра Вами передачи?

Ø Положительно;

Ø Отрицательно;

Ø Ни как не влияют.

 

 

СПАСИБО!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: