Практические советы проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени.




Дистанционное образование в дошкольных образовательных учреждениях.

(методические рекомендации)

Условия самоизоляции изменили жизнь, как взрослых, так и детей. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.

Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Основные понятия.

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

«Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1.Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;

2.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;

3.Возможность контролировать круг общения ребенка;

4.Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;

5.Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;

6.Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1.Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;

2.Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;

3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);

4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе

5.В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Технические условия

В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и приложений.

Основное условие – наличие ПК, телефона (или других форм связи) и доступа к интернету.

Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК).

Педагогу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь.

Мессенджеры Viber, WhatsApp, используются для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.

На информационных ресурсах рекомендуется размещать следующие материалы:

Для родителей

· Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья.

· Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам.

· Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.

· Информацию об изучаемом содержании дошкольного образования.

· Новости и анонсы предстоящих видео - семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.

Для детей

· Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др.).

· Информацию о проводимых конкурсах, образовательных акциях и материалы по результатам их проведения. Например, родителям можно предложить прочитать детям русские народные сказки и записать аудиофайл. Затем, на информационной странице можно создать тематическую библиотеку аудиофайлов «Читаем сказки всей семьей».

· Выставки детских творческих работ. Например, предложить родителям вместе с детьми понаблюдать процесс весеннего пробуждения природы, сделать зарисовки. Затем можно оформить выставку детских рисунков, например «Скоро Новый год!».

Информация об изучаемом содержании дошкольного образования на ресурсе может быть структурирована по-разному:

¾ По принципу адресного соответствия возрасту, когда педагоги каждой возрастной группы на своей странице выкладывают информацию, актуальную для изучения детьми данной группы;

¾ По основным направлениям развития ребенка или видам деятельности, когда содержание ООП дошкольного образования модульно делится между всеми педагогами детского сада;

¾ Блоками, в соответствии с традиционными для всего детского сада событиями.

Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.

Кратность обновления информации может быть разной, в соответствии с выбранной тактикой. Например, 1 раз в неделю выкладывается весь материал в соответствии с изучаемой темой. Или, каждый день выкладываются материалы, помогающие включить в деятельность детей до тех новых видов активности.

Рекомендации для родителей могут размещаться на сайте образовательного учреждения и в социальных сетях, специально организованных группах и сообществах, а так же на специально созданных сайтах педагогов.

Практические советы проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени.

Принципы построения дистанционного образования дошкольников:

1. В центре – ребенок, его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области.

2. Взрослый – тьютор, направляющий деятельность ребенка.

Для этого необходимо:

· продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза;

· вовлекать ребенка постепенно (сначала родителю желательно просмотреть материал самостоятельно, затем продемонстрировать материал ребенку, помня о том, что для дошкольника это игра, развлечение;

· направлять, но не заставлять, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно, нравится ли ему.

Для достижения лучшего результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:

1. Обязательно установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).

2. Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.

3. Одевайте одежду спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.

4. Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но не кричите.

5. Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись, чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса.

Содержанием занятий может быть:

Двигательная активность: ограничена размерами комнаты, не предполагает активные игры с бегом, метанием, прыжками.

Это могут быть:

-игры со спортивным оборудованием, но не активные, например упражнения со скакалкой, ходьба по скакалке (канату), прокатывание мяча и т.п.

-физкультминутки с описанием движений и текста,

-игры малой подвижности (с участием от 2-х человек),

-пальчиковые игры, опять же с текстом и описанием действий.

Все это моет быть оформлено ссылками на интернет ресурс или текстом с картинками.

Познавательная деятельность.

Беседы о событиях: необходим перечень вопросов, уточнение для родителей, на что обратить внимание, ссылка или сам текст рассказа взрослого, ссылка на видеофайл.

Продуктивная деятельность (художественно-эстетическая).

Рисование.

Указываем тему и то, чему должен научиться ребенок. Для родителей поэтапное выполнение работы или описание техники выполнения. Лучше все это сопровождать картинками или видеофайлами.

Лепка.

Все тоже, что и в рисовании. Но можно добавить лепку из теста (мука у всех есть дома). Сначала слепим, потом разрисуем или испечем. Опять же: дать рекомендации по приготовлению теста для лепки или выпечки.

Аппликация.

Тоже что и для предыдущих видов деятельности. Можно, например приклеить картинки на определённый звук, из салфеток выполнить объёмную аппликацию и т.д..

Конструирование.

Можно дать общую тему, без опоры на вид конструктора. Например: зоопарк, дом мечты и т.п. Пусть сделают его из любого вида конструктора или даже из стульев и покрывал, из того что у них есть. Фантазия у детей богатая, а родители способны на творчество.

Математика.

Логические задания, игры, упражнения. Все с подробным описанием, картинками, результатом. Родители должны понимать чему они научат ребенка. Пересчитать дома ложки (количественный счет), найти спрятанную игрушку (ориентация в пространстве), разобрать игрушки по видам (классификация), нарисовать план комнаты (пространственное мышление) и т.д.

Развитие речи.

Артикуляционные гимнастики. Объясните родителям для чего это нужно, как это важно. Необходимо или нет зеркало. Подробное описание гимнастики или ссылка на видеоролик.

Грамота.

В какие игры поиграть, цель игры, последовательность действий. Рекомендации по определению звука в слове Игры на словообразование, придумывание тематических кроссвордов, мнемотаблиц, ребусов.

Чтение литературы.

Чтение. Предлагая родителям, прочитать какое либо произведение, определите для чего это надо. Прикрепите текст произведения, чтобы родители его не искали, можно сделать ссылку на аудио файл. Напишите, какая работа должна быть после прочтения текста. Что вы хотите взамен: рисунок, придуманное продолжение или что- то еще.

Драматизация сказок. Предложите разыграть спектакль по знакомому произведению или вновь прочитанному. Можно предложить драматизацию, где у каждого члена семьи своя роль.

САМОЕ ГЛАВНОЕ! Обращайтесь к родителям корректно, пишите пояснительные записки к заданиям! Объясните, куда они могут прислать отчет о выполненном задании (по желанию).

Некоторые технические советы:

Присылая задания на сайт, придерживайтесь следующей инструкции:

· Текст должен быть кратким и четким.

· Подкрепляйте тексты картинками, иллюстрациями, схемами (лучше в едином стиле)

· Указывайте ссылки на видеофайлы, ролики, презентации

· Не шлите все подряд. Пришлите сначала материал по одной теме (например, математика),а следующим письмом другое задание (по другому виду деятельности).

Дистанционный формат работы предоставляет и воспитателям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, участвовать в онлайн мероприятиях (вебинарах, видео - конференциях), а также пройти дистанционное обучение на курсах повышения квалификации, в том числе тематические курсы.

 

Всем успехов!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: