Закончив перечисление главных свойств тормозных жидкостей, обратимся к реальному ассортименту нашего рынка




 

БСК - жидкость из прошлого, представляющая собой смесь бутилового спирта и касторового масла (50 на 50). Внешняя отличительная особенность - красный цвет. У нее очень низкая температура кипения (всего 115ОС), а также плохая морозостойкость (вязкость 2500 кв.мм/с при - 40ОС, что не соответствует эксплуатационным нормам). БСК непригодна для современных автомобилей, тем более с дисковыми тормозами, но хорошо смазывает, вследствие чего в гаражной практике эту жидкость часто используют для смачивания замков, петель и т. п. Главная причина - низкая температура кипения - всего 115оС. И на морозе вязкость БСК возрастает. По назначению эту жидкость применяют только в автомобилях старых типов и сельскохозяйственных машинах. Ее делают из бутилового спирта и касторового масла, смешивая их в пропорции 1:1 (отсюда и название продукта - БСК). Кстати БСК не поглощает воду.

ГТЖ-22м - одна из ранних и удешевленных попыток освоения новых материалов (сделана на гликолевой основе). Температура кипения и морозостойкость улучшены по сравнению с БСК, но не дотягивают до современных норм. Главные же недостатки - низкие антикоррозионные свойства и повышенная ядовитость. Внешнее отличие - зеленый или защитный цвет. В автомобильной практике сегодня эта жидкость не применяется и не выпускается, но запасы могут случайно встретиться. ГТЖ-22м может смешиваться с более современными жидкостями, поэтому единственная возможность ее использования - доливка системы в экстремальных ситуациях, когда иного выхода нет. Разумеется, затем образовавшуюся смесь надо без промедления заменить доброкачественным продуктом.

“НЕВА” - первенец современного ряда, ныне изрядно устаревший и снятый с массового производства (мелкосерийное кое-где сохранилось). Основные компоненты - гликолевый эфир и полиэфир с добавлением антикоррозионной присадки. Температура кипения составляет 195ОС без влаги и 138ОС при содержании 3,5% воды. Норматив морозостойкости выдержан “Нева” имеет цвет от светло-желтого до желтого. Главный недостаток - повышенная гигроскопичность, вследствие чего уже через год эксплуатации температура кипения приближается к критической. Только с учетом этого обстоятельства и можно использовать “Неву”, которая не имеет других ограничений к применению на автомобилях любых марок. Сегодня эта жидкость считается устаревшей и массово не производится

Зарекомендовавшая себя в середине 70-х годов тормозная жидкость “Нева” полностью удовлетворяла требованиям в те годы: высокая температура кипения, хорошие вязкостно-температурные свойства, низкая агрессивность к металлическим и резиновым материалам. В начале 80-х годов для увеличения срока эксплуатации взамен тормозной жидкости “Нева” была разработана тормозная жидкость “Томь”, температура кипения ее довели до 220оС против 195оС “Невы”, кроме того, у жидкости “Томь” ниже агрессивность воздействия на детали из меди и латуни. Затем была разработана тормозная жидкость “Роса”, которая характеризуется высокой вязкостью при -40оС (1700 мм2 / c против 1500 мм2/c), температура кипения 260оС. На автомобилях переднеприводного семейства ВАЗ жидкость класса “Роса” необходимо менять не ранее 3-х лет эксплуатации. Популярность этих тормозных жидкостей на отечественных рынках остается пока очень высокой, так как жидкости “Нева”, “Томь” и “Роса” допустимы к смешиванию.

“ТОМЬ” разработана на замену жидкости ”Нева” для широкого применения. Цвет - в пределах от светло-желтого до желтого, как у “Невы”. В составе “Томи” - концентрированный гликолевый эфир, полиэфир, бораты, целевые присадки. Температурные свойства продукта улучшены: кипение в “сухом” виде - 220ОС, в “увлажненном” - 155ОС, вязкость при -40ОС не более 1500 кв.мм/с. Насыщение влагой, близкое к критическому, наступает у этой жидкости примерно через два года работы. В целом по эксплуатационным качествам “Томь” по общепринятой международной классификации удовлетворяет современным нормативам DOT-3 - это м История «Томи» началась с выпуска заводом тормозной жидкости в 50-е годы прошлого века. Постоянно совершенствуя качество продукции в соответствии с современными требованиями автомобильной техники и безопасности движения, научно-исследовательский коллектив «Химпрома» разработал и запатентовал новую рецептуру тормозной жидкости, лучшей среди отечественных и не уступающей зарубежным аналогам. Признавая авторитет кузбасских химиков в создании высококлассного продукта, ей было присвоено название «Томь». На сегодняшний день «Томь» – самая популярная и используемая особенно в Сибири тормозная жидкость. Кемеровская технология аналогична зарубежному производству. Тормозные жидкости представляют собой композицию этилкарбитола, боратов с добавлением загустителя и антикоррозионных присадок. Эти жидкости отличают высокие технические характеристики и возможность сохранять все свои качества в жестких условиях торможения. Высокая термостабильность, совместимость с резиновыми уплотнительными манжетами, смазывающие и антикоррозионные свойства жидкости обеспечивают безотказную работу тормозной системы массовый, “ширпотребный” класс без каких-либо специальных ограничений по применению.

Продукт соответствует требованиям мировых стандартов FMVSS 116, SAE J 1703. Допущена к применению Госсанэпидемслужбой РФ Всесезонная тормозная жидкость: применяется во всех климатических зонах страны при температуре окружающего воздуха от +50 до -50 о С. При всем этом она совместима с отечественными тормозными жидкостями и импортными аналогами, приготовленными на основе гликолей, смешивание их допустимо в любых пропорциях, что крайне важно для водителей. Качество продукта постоянно подтверждается различными испытаниями. Популярность тормозной жидкости «Томь» вызвала однозначную реакцию производителей фальсификата. Ее начали подделывать. В ответ на это производитель разработал более сложную упаковку и этикетку. Сегодня настоящую «Томь» легко отличить от подделки.

В арсенале разработок кемеровских химиков есть и специальная тормозная жидкость для северян – «Арктическая». Она предназначена для эксплуатации автомобилей при суровом климате, особенно в районах крайнего Севера, при температуре окружающего воздуха от +30 до -60 о С. (Патент на изобретение 2175342 Российского агентства по патентам и товарным знакам от 27 октября 2001 года).

“РОСА” - Наиболее совершенный массовый продукт отечественного гликолевого семейства, относящийся к наиболее совершенному типу. Основной компонент - борсодержащий полиэфир наряду с присадками специального назначения. Цвет - от светло-желтого до светло-коричневого. Показатели кипения таковы: в “сухом” виде - 260ОС, в “увлажненном” - 165ОС, при этом критический показатель (150ОС) достигается только после трех лет нахождения жидкости в гидроприводе тормозной системы.

 

 

 

На рисунке приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости Роса от объемной концентрации в ней воды.

Согласно международной классификации “Роса” удовлетворяет всем нормам класса DOT-4, что на сегодня является наиболее высоким уровнем эксплуатационных качеств. “Роса” без ограничений пригодна для использования в современных отечественных и зарубежных автомобилях.

Гигроскопичность

 

Тормозные жидкости гигроскопичны - они поглощают влагу. (Поэтому они должны продаваться в герметичной упаковке)! Пространство, в котором работает тормозная жидкость, замкнутым можно назвать достаточно условно. В системе есть компенсационные отверстия, которые впускают в него воздух при нажатии на педаль, и выпускают при обратном ее ходе. В результате тормозная жидкость впитывает влагу из окружающего воздуха. Это приводит к снижению температуры кипения. В самой жидкости также происходят необратимые химические реакции, а присадки, входящие в состав тормозной жидкости, теряют свои свойства.

Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

Гигроскопичность для тормозной жидкости в то же время является необходимостью. Ведь если попавшая из конденсата или другим путем вода не будет поглощена тормозной жидкостью, она будет собираться в наиболее низких местах тормозной системы. Дальше, в случае снижения температуры ниже 0 0С она замерзнет, образовав пробку, тормоза перестанут действовать. Также температура кипения воды намного ниже, чем тормозной жидкости. Нагрев тормозной жидкости и воды во время торможения приведет к закипанию воды и образованию паровых пробок.

Наличие влаги внутри гидравлической системы приводит и к образованию очагов коррозии на внутренних стенках тормозных механизмов, соприкасающихся с манжетами, которые также приходят в негодность от трения об острые края коррозийных раковин. В итоге начинается утечка тормозной жидкости.

Кроме того, тормозная жидкость выполняет функцию смазки и защиты деталей системы от коррозии – поршни должны легко перемещаться, а цилиндры – не ржаветь. И, конечно, она должна быть совместима с резиновыми уплотнениями и шлангами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: