Дидактический макет
«Дерево добра и дружбы» и «Мирилка»
Подготовили: учитель-логопед Деулина И.А., воспитатель группы комбинированной направленности Остапенко О.П.
Одним из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально-коммуникативных сфер деятельности.
В современном мире увеличивается количество дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. При этом, имея нормальные потенциальные возможности, по тем или иным причинам дети задерживаются в развитии и отстают от своих сверстников.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Поэтому особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с тяжёлыми нарушениями речи, так как опыт работы показывает, что овладение техникой общения у данной категории детей происходит по сравнению со сверстниками значительно позже.
У дошкольников логопедических групп нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Поэтому дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству, у дошкольников обнаруживаются особенности не только на уровне собственного использования невербальных способов при передаче информации, но и на уровне восприятия и понимания её. Они используют и понимают более простые средства общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста. У детей данной категории взаимодействие с социальной средой затруднено.
Для решения проблем социализации детей с тяжелыми нарушениями речи в группе нами были созданы многофункциональные пособия «Дерево добра и дружбы» и «Мирилка».
Многофункциональные пособия – эффективные средства воспитания, способствующие развитию практико-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Дидактический макет
«Дерево добра и дружбы»
Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет.
Цели и задачи:
• формирование социально-коммуникативных навыков;
• развитие речи, обогащение активного словаря;
• развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук;
• стимулирование творческой активности детей;
• воспитание усидчивости, терпения, старания.
Принцип создания пособия:
1. Привлекательность для детей.
2. Доступность.
3.Многофункциональность.
4. Стимулирование познавательной активности детей.
5. Соответствие гигиеническим требованиям.
(Для изготовления данного пособия использовались безопасные материалы: картон, бумага, пробковый материал).
Описание:
Данный дидактический макет «Дерево добра и дружбы» состоит из четырех сторон. Каждый сектор макета «дерево» включает в себя систему дидактических игр на достижение результатов по определенному направлению социализации. По каждому из секторов пособия можно проводить беседы с детьми, дидактические игры, углубляя тем самым знания и отрабатывая практические навыки детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи).
Простота дидактического макета «Дерево добра и дружбы» позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Пособие мобильное, легкое в использовании. Пробковая основа позволять заменять материал, добавлять новый в зависимости от возраста и интересов детей.
В первом секторе собран материал на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками:
правила дружбы, словарь вежливых слов, поучительная сказка М.Пляцковского «Как утенок Крячик свою тень потерял», обсуждение поступков детей по картинкам «Хорошо-плохо». Тут же расположился Кот Леопольд с призывом «Ребята, давайте жить дружно!».
«Как утёнок Крячик свою тень потерял» - короткая сказка Михаила Пляцковского, на мудрости которой воспитано не одно поколение ребят. В ней говорится о маленьком утёнке Крячике, который обнаружил рядом с собой тень и очень обрадовался ей. Теперь он решил, что он не один и ему не нужно искать друзей. Малыша так переполняла радость, что он сочинил песенку о себе и тени. Почему утёнок потерял тень, узнайте вместе с детьми об этом в небольшом произведении. Оно учит приветливости, дружелюбию, порицает гордость и грубость.
Второй сектор предполагает формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ» воспитание любви к большой и малой Родине. Здесь собран следующий материал: часы эмоций, алгоритм «Расскажи о своей семье»; игра «Что мне нравится в детском саду», где ребенку предлагаются картинки, связанные с пребыванием в детском саду: прогулки, занятия, игрушки, воспитатели, друзья, еда, сон; знакомство с городом Курском на примере пазлов «Достопримечательности города», флаг России.
Третий сектор направлен на развитие культурно-гигиенических навыков, самообслуживания. Здесь живет Мойдодыр, который знакомит детей с алгоритмом мытья рук, одевания; рассказывает о том, когда и как правильно необходимо мыть руки, предлагает загадки о личной гигиене, и тут же можно познакомиться с предметами гигиены (расческой, мылом, зубной щеткой, зубной пастой).
Четвертый сектор дерева направлен на формирование первичных основ безопасности. Здесь дети могут познакомиться с правилами поведения в природе, дома, на дороге, на улице. Правила представлены в картинках, что позволяет детям лучше их запомнить и применять на практике.
Многофукциональное пособие «Мирилка»
Цель: создать атмосферу радостного общения и взаимопонимания,
помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону
Мирилка расположена в группе в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети могут подойти к Мирилке, взять ее за ручки и помириться, проговаривая стихотворения-мирилки самостоятельно или с помощью взрослого.
Для заучивания стишков - мирилок в группе имеется картотека мирилок.
Вывод:
Хочется отметить, что многофункциональные пособия, сделанные своими руками достаточно эффективны в достижении воспитательно-образовательных целей как в социально-коммуникативном развитии детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи), так и в других образовательных областях. Данные пособия обогащают развивающую предметно-пространственную среду в группе, обеспечивая тем самым полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка в целом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!