Методические рекомендации. Выполнение и оформление курсовых работ – один из важных и перспективных видов




по написанию курсовой работы по дисциплине «Туристские ресурсы»

 

Выполнение и оформление курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе высших и средних учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные научно-теоретические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в различных типах научной и познавательной литературы, успешно применять на практике теоретические знания.

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. Многолетний опыт руководства курсовыми работами показывает, что студенты испытывают трудности при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки будущих специалистов к исследовательской деятельности, а также в том, что нет единых требований к курсовым работам.

В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим специалистам необходимо:

· научиться пользоваться библиографическими указателями по различным отраслям науки;

· изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

· грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

· собрать, проанализировать и обобщить передовой опыт в различных отраслях туризма и туристских предприятий (если это определено темой);

· Выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

 

Методические рекомендации призваны помочь студентам решить основные проблемы, возникающие при написании курсовой работы:

· Как выбрать тему курсовой работы?

· Как обосновать актуальность темы исследования?

· Какова структура курсовой работы?

· Как определить основные характеристики курсовой работы?

· Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?

· Как оформить текст курсовой работы?

· Как представит работу на обсуждение?

· Какую помощь может оказать студенту руководитель?

 

Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:

§ соответствовать задачам подготовки специалистов туристической сферы;

§ учитывать направления и проблематику научно-практических исследований в сфере туризма и туристских ресурсов;

§ приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры «Сервис и туризм» в целом;

§ учитывать разнообразие интересов студентов в области туристской теории и практики, а также результаты работы в научном студенческом обществе;

§ разрабатывать актуальные проблемы теории и практики выявления, оценки, использования туристских ресурсов.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами.

1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента.

2. Студент работает по теме способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, имеющие опыт практической работы в туризме до обучения в вузе, или те, кто совмещает работу и учебу.

3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Самостоятельному выбору темы содействует ряд приемов:

§ просмотр аналитических обзоров туристической деятельности. В них часто указываются нерешенные проблемы;

§ выбор темы близкой к проблематике ранее выполненных работ с использованием новых, более совершенных методов;

§ проверка положений, выдвинутых специалистами, но не проверенных;

§ ознакомление со специальной литературой и периодическими изданиями туристской, природоведческой, историко-культурной направленности;

§ консультации с преподавателями для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Тема может быть определена в разных аспектах:

o страноведческий аспект (исследование туристских ресурсов какой-либо страны);

o отраслевой аспект (исследование какого-либо вида туристских ресурсов).

 

После выбора темы и согласования ее с научным руководителем, рекомендуется составить календарный план, в котором определить сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль над процессом выполнения исследования и помогает студентам самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

Начинается работа с составления предварительного плана, который может уточняться в процессе работы. В плане последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

I. Титульный лист. Он оформляется с учетом требований, принятых в учебном заведении.

II. Оглавление (Содержание). Содержит план работы с обязательным указанием страниц, с которых начинается каждый пункт или подпункт. В тексте должны быть только заголовки пунктов или подпунктов в соответствии с оглавлением. Нужно стремиться избегать дробления и в заголовки выносить только наиболее общие и значимые проблемы.

Пример

Тема: «Туристские ресурсы региона».

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

1. Природные ресурсы туризма региона……………………………………….5

1.1. Рельеф как туристский ресурс……………………………………….... 5

1.2. Водные ресурсы туризма……………………………………………......9

1.3. Биологические ресурсы туризма……………………………………..12

1.4. Климат как туристский ресурс…………………………………………15

2. Культура региона как туристский ресурс…………………………………...17

2.1. Культурно-исторический очерк………………………………………..17

2.2. Населенные пункты как средоточие ресурсов культурно-исторического типа……………………………………………………….20

2.3. Музеи и театры как основной вид социокультурных ресурсов туризма………………………………………………………………….. 25

3. Экономические ресурсы туризма региона…………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………… 30

Приложения………………………………………………………………………32

III. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы, основные характеристики курсовой работы – проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования. При обосновании актуальности темы необходимо показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения. Здесь также нужно дать краткий анализ литературы по теме, показать степень разработанности проблемы, указать на недостаточно изученные аспекты, определяющие актуальность работы. Во введении также кратко отражается краткая информация о замысле исследования. Введение должно занимать не более 2-3 страниц машинописного текста.

При определении основных характеристик курсовой работы, необходимо ответить на следующие вопросы:


П Р О Б Л Е М А – что надо изучить из того, что ранее не было изучено?


Т Е М А – как это назвать?

АКТУАЛЬНОСТЬ – почему данную проблему нужно в

настоящее время изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – что рассматривается?

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Ц Е Л Ь – какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

З А Д А Ч И – определяют основные этапы исследования для достижения цели. Решаются в соответствующих главах.

ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ– что не очевидно в объекте, что исследователь видит такого, чего не замечают другие?

Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к исследованию туристских ресурсов, то нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Обязательны для формулировки актуальность, цель и задачи, а остальные могут быть сформулированы по желанию. Формулировка этих характеристик зависит от подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств. Студентам, ориентированным на продолжение исследования и выполнение дипломной работы, следует обратить на формулировку характеристик особое внимание.

IV. Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывается содержание основных понятий туристских ресурсов, дается их характеристика в соответствии с выбранным регионом, оценивается пригодность для использования в туризме, а также рассматриваются виды туризма, развитые в данном регионе и перспективные в соответствии с выявленными ресурсами.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяются три источника библиографической информации:

· первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

· вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);

· третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.)

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержаться нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании курсовой работы следует просмотреть журналы: «Туризм: практика, проблемы, перспективы», «Турбизнес», «Отдых в России», «Туристический Олимп» и другие журналы общетуристской проблематики, а также популярные журналы, имеющие отношение к специальности «GEO», «Вокруг света», «Traveller» и др.

Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомится с обзорами литературы по определенным темам.

Каждый вид туристских ресурсов должен рассматриваться с позиций использования в туризме. Именно пригодность и возможности использования в туризме должны лежать в основе характеристики каждого вида туристских ресурсов.

Начиная, например, с общей характеристики рельефа страны, необходимо направить свой анализ в направлении характеристики гор и равнин, интересных для туризма.

Характеристиканаиболее крупных и интересных для туризма горили горных хребтов (или горных стран) дается по такому плану:

· название и местоположение;

· возраст;

· сейсмическая активность;

· общие черты мофоструктуры: состав горных хребтов (в случае горной страны), простирание и взаиморасположение хребтов, средняя и максимальная высота (название самой высокой вершины) горного образования;

· описание морфоскульптуры гор: характер склонов, вершин и т.д.;

· описание горных пород, слагающих горы;

· высота снеговой линии, высота начала ледников и снежников;

· характеристика ледников и ледниковых форм рельефа.

Характеристика наиболее интересных для туризма равнин дается по такому плану:

n название;

n местоположение;

n мроисхождение;

n возраст;

n сейсмическая активность;

n характер горных пород;

n мофоструктура

- простирание;

- средняя и максимальная высота (название);

- состав равнины.

Подобные схемы должны быть применены ко всем типам ресурсов.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п. Стиль изложения должен быть строго научным. Не допускаются публицистические и разговорные выражения. Студенты должны помнить, что они пишут научное исследование, а не рекламную брошуру.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта развития туризма свидетельствует о том, что…», «на основе проведенного анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…» и т.п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Необходима однозначная трактовка ключевых для данной работы понятий.

Каждая глава должна заканчиваться развернутым выводом, содержащим основные результаты изучения и анализа соответствующего ресурса.

V. Заключение должно содержать итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор. Указывается практическая значимость результатов работы, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы.

Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

§ зачем предпринято данное исследование?

§ что сделано?

§ к каким выводам пришел автор?

VI. Список использованной литературы дается в соответствии с общепринятыми требованиями.

VII. Приложения обычно оформляются на отдельных листах, каждое из них должно иметь свой тематический подзаголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием порядкового номера.

Схемы, карты, таблицы, иллюстрации в текст не включаются. Они должны быть вынесены в приложение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: