Медицина в Древней Греции




 

В настоящее время наука не располагает письменными источниками сведений о

медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского

периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма

“Б”, произведенная в 1953 г., позволит восполнить этот пробел в истории

медицины Древней Греции.

Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и

“Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о

древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. конца крито-микенского,

предполисного и архаичного периодов.

О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся

памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III

в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого

врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и

классического периодов истории Греции содержатся также в выдающемся

произведении Геродота “История в девяти книгах”.

О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских ученых в

изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники медицинских

трактатов не сохранились.

В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая.

Народная медицина. Начала греческой медицины теряются в глубокой

древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока:

египетской, вавилонской, индийской.

Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на

эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов,

заклинаний, магических приемов и т. п.”

Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные

народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав.

Они пользовались глубоким уважением:

Стоит многих людей один врачеватель искусный:

Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.

Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли,

что врач мог быть убит.

Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того

времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем

не менее, медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу

терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического

языка.

Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и

конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих

предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и

кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.

Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только

врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а

раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал

Ахилл – один из главных героев “Иллиады”

В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в

Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных

болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а

никак не божественными. По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса

возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба,

им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч не погребенных

трупов.

Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к

врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг

у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины

в Древней Греции.

В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней

Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании.

Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях

Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские

доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской,

естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов,

не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.

Храмовая медицина. Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и

укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что

явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду

истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой

медицины.

Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII

в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты

первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они

носили “лечебно санаторный характер”.

В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают

более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище

Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные

архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой

медицине Древней Греции.

На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня,

библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду

возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники,

воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты

о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.

Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно

больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные

правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или

смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил

жертву богам.

После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых

галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения

и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов

составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее, главными

средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные

омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев

не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо

проверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои

приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы

часто приглашали на помощь светских врачей.

В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей

своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены

в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные

сердца, золотые глаза и уши.

“Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время

последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время

спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.

В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к

сыну, - секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая

система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы.

Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали

принимать учеников – не членов рода.

Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при

правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного города

в другой.

По свидетельству историков, в городах на общественных началах устраивались

гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым

государством. Общественные врачи избирались на народном собрании после

соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда

награждались золотым венком и правом гражданства. Эти великие почести были

возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в

некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации

медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме. В

Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была

индивидуальна по своей философии.

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее

основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть

единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия

противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным.

Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из

Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о

головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, согласно

которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а

неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней. 2. Продолжая

традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней

и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда –

современник Гиппократа, автор многих сочинений.

Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции.

Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского

Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву,

свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления

откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим

образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с

именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская

медицинская школа 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей

природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3.

развивала основы врачебной этики.

Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько

столетий спустя после его смерти. Их авторы не были современниками

Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой

было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных

исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства.

Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее, легенда о Гиппократе

прошла через века, передаваясь из поколения в поколения.

Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая

отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В

политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фукида, в философии – век

Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век

Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества

– век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа.

Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал

к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города

Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и

Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих

государствах. Их правители приглашали его на службу.

Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с

Демокритом.

Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее

возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе

большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он

неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к

шарлатанам, порочащим высокое искусство.

Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом

сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории

древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой

Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского –

Птолемеями, правителями эллинистического Египта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: