В настоящее время наука не располагает письменными источниками сведений о
медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского
периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма
“Б”, произведенная в 1953 г., позволит восполнить этот пробел в истории
медицины Древней Греции.
Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и
“Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о
древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. конца крито-микенского,
предполисного и архаичного периодов.
О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся
памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III
в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого
врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и
классического периодов истории Греции содержатся также в выдающемся
произведении Геродота “История в девяти книгах”.
О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских ученых в
изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники медицинских
трактатов не сохранились.
В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая.
Народная медицина. Начала греческой медицины теряются в глубокой
древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока:
египетской, вавилонской, индийской.
Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на
эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов,
заклинаний, магических приемов и т. п.”
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные
|
народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав.
Они пользовались глубоким уважением:
Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.
Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли,
что врач мог быть убит.
Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того
времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем
не менее, медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу
терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического
языка.
Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и
конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих
предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и
кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только
врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а
раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал
Ахилл – один из главных героев “Иллиады”
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в
Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных
болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а
никак не божественными. По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса
|
возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба,
им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч не погребенных
трупов.
Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к
врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг
у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины
в Древней Греции.
В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней
Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании.
Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях
Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские
доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской,
естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов,
не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.
Храмовая медицина. Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и
укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что
явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду
истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой
медицины.
Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII
в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты
первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они
носили “лечебно санаторный характер”.
В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают
|
более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище
Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные
архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой
медицине Древней Греции.
На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня,
библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду
возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники,
воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты
о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно
больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные
правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или
смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил
жертву богам.
После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых
галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения
и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов
составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее, главными
средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные
омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев
не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо
проверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои
приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы
часто приглашали на помощь светских врачей.
В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей
своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены
в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные
сердца, золотые глаза и уши.
“Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время
последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время
спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.
В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к
сыну, - секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая
система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы.
Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали
принимать учеников – не членов рода.
Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при
правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного города
в другой.
По свидетельству историков, в городах на общественных началах устраивались
гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым
государством. Общественные врачи избирались на народном собрании после
соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда
награждались золотым венком и правом гражданства. Эти великие почести были
возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в
некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации
медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме. В
Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была
индивидуальна по своей философии.
Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее
основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть
единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия
противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным.
Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из
Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о
головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.
Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, согласно
которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а
неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней. 2. Продолжая
традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней
и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда –
современник Гиппократа, автор многих сочинений.
Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции.
Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского
Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву,
свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления
откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим
образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с
именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская
медицинская школа 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей
природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3.
развивала основы врачебной этики.
Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько
столетий спустя после его смерти. Их авторы не были современниками
Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой
было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных
исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства.
Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее, легенда о Гиппократе
прошла через века, передаваясь из поколения в поколения.
Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая
отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В
политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фукида, в философии – век
Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век
Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества
– век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа.
Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал
к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города
Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и
Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих
государствах. Их правители приглашали его на службу.
Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с
Демокритом.
Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее
возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе
большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он
неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к
шарлатанам, порочащим высокое искусство.
Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом
сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории
древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой
Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского –
Птолемеями, правителями эллинистического Египта.