Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по русскому языку




10–11 КЛАССЫ 2015-2016уч.год. Отборочный тур ВАРИАНТ 1

Задание 1. Укажите, в каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне.

а) укр…шение, темн…та, пров…лился, док…зать

б) т…желый, выгл…деть, вып…тить, выт…нул

в) встр…чал, высв…тить, т…ория, согр…вать

г) скр…петь, перел…вать, опт…мист, переж…вать

Задание 2. Укажите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я).

а) листья трепещ…т, травы стел…тся б) голоса слыш…тся, звуки чуд…тся

в) волны плещ…тся, собаки ла...т г) кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

Задание 3. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис.

а) надо (же) решать, помощь (из) вне, разбить (в) дребезги

б) (в) третьих классах, (по) родственному, что (нибудь)

в) (мало) мальски, (по) дружески, (в) третьих

г) (по) особенному дорог, идти (по) особенному паркету, как (никак)

 

Задание 4. Укажите пример, в котором НЕ пишется со словом раздельно, а на месте пропуска необходимо вставить одну Н.

а) (не) правле…ая рукопись, б) (не) выправле…ая рукопись,

в) (не) выправле…ая редактором рукопись, г) рукопись (не) выправле…а

 

Задание 5. Укажите предложение, в котором все выделенные слова пишутся раздельно.

а) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.

б) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.

в) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.

г) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.

Задание 6. Запишите, какие получатся слова, если в словах дядя, бак звонкие согласные произнести в полости носа.

 

Задание 7. Выберите все правильные варианты произношения слов.

а) а[ф’э]ра б) а[ф’о]ра в) новорож[д’о]нный г) новорож[д’э]нный

 

Задание 8. Укажите в каждой группе третье «лишнее» слово, опираясь на их функционирование и произношение.

а) АЗС, РФ, ООН б) СПИД, НАТО, КАСКО

 

Задание 9. Укажите правильное значение слова графоман.

а) специалист по изучению почерка б) граф в Англии

в) человек, страдающий болезненным пристрастием к сочинительству г) фанатик

 

Задание 10. Укажите, в каком примере правильно использовано устойчивое выражение.

а) Был да уплыл. б) Власть держащие. в) Не мудрствуя лукаво. г) Во главе угла.

Задание 11. Укажите, в каком варианте содержится ошибочное утверждение о предложении «Давай вдвоём песенку споём».

а) предложение простое, неопределённо-личное

б) главный член предложения – это сказуемое «давай споём»

в) предложение распространённое

г) вид связи в словосочетании «споём песенку» – управление

Задание 12. Укажите существительное, которое по грамматическим признакам является лишним. Укажите термин, называющий этот грамматический признак (записать одним словом).

а) туфли б) кроссовки) сандалии г) кеды

 

 

Задание 13. Укажите правильное значение фразеологизма «пиррова победа».

а) убедительная победа б) долгожданная победа

в) сомнительная победа г) скорая победа

Задание 14. Укажите,в каком слове суффикс -ИЩ- имеет усилительное значение.

а) топорище (рукоятка топора) б) голенище

в) урочище г) сапожище

 

Задание 15. Укажите слово, образованное путём сложения

а) дикорастущий б) всепрощающий

в) быстрорастворимый г) вагоноремонтный

д) все указанные слова образованы путём сложения

 

Задание 16. Запишите расшифровку слов церковнославянского языка (запишите слова в той последовательности, в которой они даны в задании). Запишите, как называется знак, используемый для подобной записи слов.

Задание 17. Запишите слово, которое пропущено в словообразовательной цепочке

ходить → … → восхождение.

 

Задание 18. Укажите слово, в котором на современном этапе нельзя выделить приставку.

а) озорничать б) раздеть в) обувать г) снимать

Задание 19. Какой древнерусский союз имеет не такое значение, как все остальные.

а) бо б) ибо в) поелику г) еже

 

Задание 20. Выпишите из приведенного четверостишия слово, в котором произошло историческое изменение — упрощение группы согласных.

Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела?

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?

М. Ю. Лермонтов

Задание 21. Укажите, какой грамматический признак глагола влияет на образование личных временных форм (записать одним словом).

 

Задание 22. Прочитайте польские слова с упрощённой транскрипцией и их перевод на русский язык.

rzeka [жэка] — река

czysto [чысто] — чисто

chrzan [хшан] — хрен

przyroda [пшырода] — природа

Переведите на русский язык слова «przyczyna», «rzadko».

Задание 23. Укажите, в каком предложении на месте многоточия ставятся два знака препинания — запятая и тире.

а) Он считал, что способность к счастью … такой же редкий талант, как и способность к музыке и живописи.

б) В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, которые ему приписывают скептики … ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли.

в) «Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму» … писал Лев Толстой.

г) Эти равнины … словно море бескрайнее.

 

Задание 24. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении «Вечер был так хорош (1) что чай унесли (2) а мы остались на террасе (3) и разговор был так занимателен для меня (4) что я не заметила (5) как понемногу затихли вокруг нас людские звуки (Л. Толстой)».

а) 1, 4 б) 1, 2, 4 в) 1, 2, 4, 5 г) 1, 2, 3, 4, 5

 

Задание 25. Укажите, в каком предложении нужна запятая перед выделенным союзом И.

а) Это наполнило его радостью, а глядя на других — и гордостью: конечно же, она была лучше всех И ни у кого такой дамы не было.

б) И чем больше он повествовал, тем ярче перед финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь лиходеевских хамств и безобразий И всякое последующее звено в этой цепи было хуже предыдущего.

в) Он [Герцен] был убежден, что последнее освобождение есть дело не какого-либо одного народа, а всех народов вместе, всего человечества И что народ может освободиться окончательно, только отрекаясь от своей национальной обособленности и входя в круг всечеловеческой жизни.

г) С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавалась все шире И шире и небо делалось глубже.

Задание 26. Укажите предложение без грамматических ошибок.

а) На факультативном занятии ребятам разъясняли об особенностях строения речевого аппарата.

б) В гостинице с полуторастами отдыхающими провели благотворительную акцию.

в) Благодаря штормовому ветру многие деревья в саду оказались поломаны.

г) Составить отчёт о работе необходимо в течение недели.

 

Задание 27. Укажите предложение, в котором неправильно употреблено выделенное слово. Напишите термин, которым называется явление, вызвавшее ошибку (одним словом).

а) Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него.

б) После войны он решил пойти на дипломатическую работу.

в) Особый интерес привлекали члены дипломатического корпуса.

г) Минувшая неделя была у него заполнена тонкой дипломатической игрой.

 

Задание 28. Укажите словосочетание, значение которого может быть понято только из контекста.

а) посещение родственников б) чтение газеты

в) рассказ пастуха г) приезд проверяющих

 

Задание 29. Укажите предложение, в котором инфинитив выполняет функцию обстоятельства.

а) О нерешённом говорить – только людей пугать.

б) Часто вопреки деревенскому порядку рано ложиться спать разговоры шли до полуночи.

в) Он стеснялся показывать свою радость и только крепко здоровался со мной за руку.

г) Мы остановились у небольшой речки отдохнуть и напоить лошадей.

 

Задание 30. Укажите правильную характеристику предложения «На небе ни облачка».

а) односоставное, назывное б) двусоставное, неполное

в) односоставное, неопределённо-личное г) односоставное, неполное

Задание 31. Определите стилистическую фигуру, которая используется в предложении «Опаснаохота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства».

а)бессоюзие б) инверсия в) парцелляция г)эллипсис

Задание 32. Укажите, какие жанры текстов относятся к научному стилю.

а) закон

б) монография

в) мемуары

г) диссертация

Задание 33. Укажите слово с научной окраской.

а) взимать

б) погашать (кредит)

в) классифицировать

г) удостоверять

 

Задание 34. Определите, для какого стиля характерно употребление суффиксов -ИЩ- (голосище), -ИН- (дурачина), -УН- (болтун), -ЛЯВ- (вертлявый) и т.п.

а) научный

б) официально-деловой

в) публицистический

г) разговорный

Задание 35. Перепишите пример, записав прописью числительные в той форме, в которой они употреблены в предложении

«В 2015 году в Шанхае планировали построить небоскрёб, высота которого должна была равняться 1 228 метрам».

 

Задание 36. Укажите предложение, в котором форма времени глагола используется в переносном значении.

а) Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет!

б) Дети встали в круг, взялись за руки и закружились в хороводе.

в) Кажется Егору, будто рядом кто-то стоит.

г) Если он захочет, всё у него получится.

 

Задание 37. Укажите предложение, в котором глагольная форма одного наклонения употреблена в значении другого.

а) Если бы ты пользовался картой, то успел бы к назначенному часу.

б) Восстань, пророк.

в) Шёл бы ты отсюда подобру-поздорову.

г) Люблю грозу в начале мая.

Задание 38. Укажите, какой глагол по грамматическому признаку является лишним. Запишите термин, называющий этот грамматический признак (одним словом).

а) бежать б) молоть в) слушать г) брить

 

Задание 39. Определите, какое из приведенных сложных прилагательных не может быть в названии словаря. Укажите правильный вариант ответа.

а) русско-латинский б) русско-иракский

в) русско-персидский г) русско-греческий

 

Задание 40. Соотнесите латинские выражения и их русские эквиваленты. Запишите цифру и соответствующую букву.

1. O tempora, o mores. А. Природа не терпит пустоты.

2. Fortes fortuna adjuvat. Б. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

3. Natura abhorret vacuum. В. Судьба помогает смелым.

4. Tempora mutantur, et nos mutamur in illis. Г. О времена, о нравы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: