Структура и основные элементы культуры




Понятие и основные элементы культуры

В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и жизнь людей. Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности. Для полноценного изучения культуры, необходимо учитывать из каких элементов она состоит:

1. Понятия (или концепты). Главным образом содержатся в языке и являются главной помощью в организации и упорядочивании опыта. Это опыт человеку дает изучение слов определенного языка.

2. Отношения. Любая культура характеризуется взглядами на взаимоотношения мира реального и сверхъестественного и содержит представления, из чего состоит мир и как его части связаны друг с другом во времени и пространстве.

3. Ценности. Определенные моральные доктрины, в основе которых лежат общие человеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться.

Структура и основные элементы культуры

В структуре культуры существует два уровня – специализированный и обыденный. Обыденный уровень в свою очередь подразделяется на кумулятивный и трансляционный. Согласно антропологической модели человека культура на кумулятивном является взаимосвязью элементов которые представляют собой предрасположенность человека той или иной деятельности. Различные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры: религиозная, художественная, философская, правовая, научно-техническая, политическая и хозяйственная. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и имеют большое влияние друг на друга.

Несмотря на столь разнообразную структуру, культура является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить лишь в единственном числе. Помимо культуры труда, быта, музыкальной, нравственной, правовой и политической, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. Например, такие, как массовая и элитарная культура. Особое место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.

1. Мораль. Характеризуется отношениями между людьми, построенным по законам, продиктованным самой жизнью. Основу морали составляют различные санкции. Ярким примером является религиозная санкция, нравственными нормами которой является любовь к ближнему, и веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести.

2. Религия. Выступает в качестве способа познания и осмысления мира. Религия обеспечивает появление определенного смысла жизни, а также позволяет осмысленно относиться к таким явлениям как жизнь и смерь и достойно их перенести.

 

3. Наука. Имеет три взаимосвязанных стороны: знание, деятельность и социальную организацию. Также все существующие науки делятся на естественные и гуманитарные. В общем смысле наука предполагает способ построения рациональной картины мира, а также изменение предмета с целью его познания. Поэтому, прежде всего, наука выражается в таком методе познания как эксперимент.

4. Искусство. Сфера духовно-практической деятельности человека. Под искусством, прежде всего, понимается мастерство либо искусные навыки. Позже это понятие стало более широким и теперь употребляется в качестве обозначения творческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира согласно законам красоты.

Сущность и основные элементы культуры также имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая. Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, чувство такта, милосердие и альтруизм. Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.

 

19.СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения множества разнородных объектов культуры. Выделяют социальную и историческую типологию культур. Социальная типология культуры включает в себя культуры: специализированные и обыденная, элитарная и народная, популярная и массовая, социально стратифицированные субкультуры, образы жизни и т.п. Культурно-историческая типология ориентирована на культурную самобытность этнических и социальных сообществ, конфессий и государств, региональных культурных общностей, цивилизаций, историко-стадиальных типов социокультурной организации - первобытного, архаического, доиндустриального, индустриального, постиндустриального. Социальные функции науки. Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры. Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки. Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции познавательная и мировоззренческае, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы, в-третьих, ее функции как социальной силы, в четвертых, культурная функция и другие функции, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

20ЭТНОЦЕНТРИЗМ И КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

Этноцентризм и культурный релятивизм

Человек, с детства впитавший идеи и ценности, характерные для культуры его общности, склонен воспринимать эти идеи и ценности как естественные и единственно правильные. Ценности, идеи и нормы поведения, характерные для другой культуры, могут показаться ему нелепыми, непонятными и даже отталкивающими. Склонность оценивать иную культуру с позиций своей собственной называется этноцентризмом.

Этноцентризм был характерен для европейских колонизаторов (и для первых антропологов), столкнувшихся с культурами «примитивных» народов Азии и Африки. Этноцентризм был характерен для древних греков, гордившихся своим образом жизни и воспринимавших другие народы, как «варваров». Следует отметить, что этноцентризм – это, в принципе, "естественная" установка человека по отношению к чему-то чужому и непонятному. Но в современном обществе (и современном мире), где представители разных культур вынуждены постоянно взаимодействовать, такая позиция может стать вредной и даже опасной. Этноцентризм препятствует также и научному, объективному изучению разных культур, адекватному пониманию поведения людей, принадлежащих к иной, чем исследователь, культурной традиции.

Позиция, противоположная этноцентризму, называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма, каждая культура представляет собой уникальное явление и должна рассматриваться на основе принятых в ней стандартов. Культурный релятивизм порождает некоторые трудности и вопросы. Например: если в некоторой культуре принят ритуальный каннибализм, должны ли мы относиться к этому как к «нормальному проявлению культурного многообразия»? Во многих современных восточных обществах женщины до сих пор не имеют равных с мужчинами прав. Должны ли мы отказаться от негативной оценки данного факта на основе уважения к чужим традициям? Ответ на эти вопросы состоит в том, что главное (во всяком случае, для науки), не оценка, а понимание явления. Каждый культурный образец, каким бы «диким» он не казался представителю иной культуры, может быть понят только в собственном культурном контексте. Понимание смысла того или иного обычая не означает его одобрения и принятия. Если же все, что кажется нам «неправильным», просто отвергается, то понимание иной культуры становится невозможным

 

 

43.МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

С выходом на международную арену в качестве само­стоятельного государства Россия оказалась перед необхо­димостью определения своего места в современном мире. Как правопреемница СССР она является постоянным чле­ном Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим ответственность. Россия обладает одним из крупнейших в мире ядерным потенциалом, что также оказывает влия­ние на ее место и роль в мировом сообществе.

Россия— самое крупное по территории и седьмое по численности населения государство в мире. Находясь на перекрестке Европы и Азии, она занимает благоприятную геополитическую позицию. Россия располагает большими запасами природных ресурсов, имеет высокий научно-тех­нический потенциал. Все это объективно определяет влия­тельное ее положение в современном мире.

В то же время с распадом СССР перед Россией возникло немало сложных проблем. Занимая около 80% территории бывшего Советского Союза, Российская Федерация насчитывает немногим более 50% его населения. Она оказала отделенной от Европы новыми государствами, бывшими советскими республиками, потеряла ряд стратегически в лотовой и таможенной политикой, совместным контролем внешних рубежей и т.д. Каждое государство СНГ стрем лось самостоятельно войти в мировое сообщество, добивая западных кредитов и привлекая иностранные инвестиции национальную экономику. При этом на всем постсоветском пространстве множились противоречия и конфликты, связанные с дележом имущества и долгов, вывод войск, уточнением государственных границ, принадлежности территорий и т.д.

Определенный перелом в отношениях между Россией и большинством новых суверенных государств, возник­ших после распада СССР, произошел в 1993 г., когда все больше стали осознаваться разрушительные последствия самоизоляции по отношению друг к другу. 22 января 1993 г. состоялась важная встреча лидеров стран СНГ в Минске, в ходе которой были приняты решения о рублевой зоне, учреждении межгосударственного банка, подписан ряд до­кументов. В мае 1993 г. в Москве была подписана декла­рация об образовании Экономического союза. В июле 1993 г. главы правительств России, Украины и Белоруссии высту­пили с совместным заявлением о необходимости углубле­ния экономической интеграции на основе развития рыноч­ных отношений. В этот же период расширился состав СНГ, куда вступили Азербайджан и Грузия, а затем и Молдова.

В последние годы политика России в отношении стран «ближнего зарубежья» стала более прагматичной и целе­направленной. Качественные сдвиги произошли в россий­ско-украинских отношениях. Прежде всего, удалось урегу­лировать ряд спорных вопросов, существовавших между Москвой и Киевом. Во время встречи двух президентов — В. Путина и Л. Кучмы — 16 октября 2000 г. в Сочи был дос­тигнут определенный компромисс по вопросам украинских долгов и поставок нефти и газа. Украина согласилась офи­циально признать свои долги и дать государственные гаран­тии их погашения. В обмен она получила некоторые льготы при возмещении долга и оплате поставок нефти и газа.

В настоящее время России также удалось стабилизиро­вать отношения и с другими членами СНГ. В результате на­метилась тенденция к оживлению интеграционных процес­сов на постсоветском пространстве.

 

Не просто складывались отношения России и со странами «дальнего зарубежья». После распада СССР и окончания «холодной войны» российское руководство провозгласило курс на установление партнерских и союзнических отношений с Западом и, в первую очередь, с США. Однако вскоре выяснилось, что интересы России и западных стран далеко не во всем совпадают. Затрагивало безопасностью России расширение военно-политического блока НАТО на Восток, его выход непосредственно к границам СНГ. Проблемой для России стало вытеснение ее с мировых рынков оружия. Так, в 1993 г. между Россией и США возник конфликт по поводу поставки в Индиго российских криогенных двигателей и технологии их изготовления. Серьезный ущерб экономическим интересам России наносили санкции мирового сообщества против таких стран, как Югосла­вия, Ирак и Ливия. Сказывалась на внешней политике России и проблема ее долгов ведущим державам мира. Все это заставляло российское руководство корректировать внешний неполитический курс, вести непростой диалог со многими странами мирового сообщества.

На этом пути России удалось добиться определенных результатов. С июня 1997 г. она регулярно участвует в ежегодных встречах «Большой семерки» (теперь «восьмерки») ведущих мировых держав, координирующих свою политику. Россия была принята в такие авторитетные международные организации, как Парижский клуб кредиторов и Лондонский клуб, занимающиеся урегулированием вопросов внешней задолженности. Стала Россия и членом Совета Европы — консультативной политической организации, координирующей деятельность европейских государств по вопросам прав человека, экономики, разоружения, образования, охраны природы, туризма и т.д.

Начиная с 2000 г. Россия взяла курс на постепенное «раз­мораживание» отношений с НАТО, приостановленных пос­ле развязывания военных действий в Югославии. В «Кон­цепции внешней политики РФ», утвержденной Президентом в июле 2000 г., подчеркивается, что Россия исходит из важ­ности сотрудничества с НАТО в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия.

Качественно новый этап в развитии отношений России с Западом наступил после событий 11 сентября 2001 г., свя­занных с террористическими актами в США. Российское руководство сразу же заявило о своей поддержке США и провозгласило курс на тесное сотрудничество с Западом. Системное оформление этот курс получил в ходе визита Президента РФ в Вашингтон и встреч с лидерами ведущих европейских держав.

Поворот внешнеполитического курса вызвал неоднознач­ную реакцию российской политической элиты, часть кото­рой заговорила о «неоправданных уступках» Вашингтону, о недопустимости нахождения американцев в «российской зоне влияния» в Центральной Азии, и т.д. С другой стороны, новый внешнеполитический курс России подвергается се­годня испытанию на международной арене (решение США выйти из Договора по ПРО, новая доктрина Буша, чеченская проблема, договоренности между рядом западных стран и государств Центральной Азии относительно их возможного дальнейшего военного и экономического сотрудничества). По мнению аналитиков и экспертов, многое в настоящее время будет зависеть от того, сумеет ли Россия решить свои внутренние проблемы, прежде всего экономические. Имен­но экономика страны сегодня становится ключевым фактором национальной стратегии выживания, главным показателем эф­фективности того или иного курса в мировой политике.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: