Защита прав потребителей при продаже товаров.




Граждане-потребители вправе защищать свои нарушенные права при приобретении товаров, получении результата работ или услуг.

Законодательство о защите прав потребителей распространяется на случаи, когда одной из сторон отношений выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Среди нормативных актов и актов судебного толкования, регулирующих вопросы защиты прав потребителей можно выделить:

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 15 (с изм. и доп.).

2. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» // СЗ РФ, 2011, № 924.

3. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ, 26.01.1998, N 4 (с изм. и доп.).

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень ВС, 2012, № 9.

5. «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018) // Бюллетень ВС РФ, 2019, № 5.

Законодательство о защите прав потребителей распространяется, например, на правоотношения, возникающие из договора розничной купли-продажи, договора участия в долевом строительстве, договора страхования, как личного, так и имущественного, договора банковского вклада, договора перевозки, договора энергоснабжения.

Законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.

Потребитель при приобретении товара имеет следующие права:

1. Право на получение необходимой и достоверной информации о товаре, предлагаемом к продаже (ст. 8, 9, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). К такой информации относятся сведения об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, которые должны быть доведены до потребителя в наглядной и доступной форме. До потребителя должны доводиться сведения об основных потребительских свойствах товаров, сведения о составе продуктов питания, о цене в рублях и условиях приобретения товаров, о гарантийном сроке, если он установлен, правила эффективного и безопасного использования товара и др. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (п. 1 ст. 12 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

2. Право на безопасность товара (ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Под безопасностью товара понимается его безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара, а если срок службы не установлен, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если при правильной эксплуатации товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель обязан снять такой товар с производства.

3. Получить товар в надлежащем количестве, качестве, ассортименте, комплекте, комплектности, надлежащей таре и упаковке с приложением всех документов. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» качество товара должно соответствовать договору. Если в договоре отсутствует условие о качестве, то товар должен соответствовать обычно предъявляемым требованиям и быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец знал о конкретных целях приобретения товара покупателем, то должен передать товар, соответствующий этим целям (ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). При продаже товара ненадлежащего качества изготовитель (продавец) несет ответственность. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, при продаже товара надлежащего качества покупатель вправе требовать:

- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества (в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» покупатель может потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены). Срок удовлетворения требования 7 дней со дня его предъявления потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца (изготовителя) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Данная обязанность не предусмотрена при продаже товаров, указанных в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (п. 1 ст. 21 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»);

- соразмерного уменьшения покупной цены. Требование должно быть удовлетворено в течение десяти дней со дня его предъявления;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Если срок установлен соглашением сторон, он не может превышать 45 дней;

- возмещения расходов на устранение недостатков товара. Требование должно быть удовлетворено в течение десяти дней со дня его предъявления;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. В этом случае покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. Требование о возврате уплаченной денежной суммы должно быть удовлетворено в течение десяти дней со дня его предъявления.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их, например, продовольственные товары, покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.

Потребитель также вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товаров ненадлежащего качества. Указанное требование подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.

В отношении технически сложного товара при наличии недостатков покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров устанавливается Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».

Продавец (изготовитель) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. При подтверждении, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

В случае если на товар не установлен гарантийный срок, обязанность доказывания того, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, лежит на потребителе.

Если гарантийный срок на товар установлен, то продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Обязанностью продавца также является доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и (или) возврата потребителю.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение сроков удовлетворения требований покупателя, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

4. Право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (ст. 14 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Изготовитель (продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара.

5. Право на компенсацию морального вреда (ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Согласно п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

6. Право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества (ст. 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел потребителю по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации, он вправе обменять его в течение 14 дней с момента передачи ему товара. При отсутствии подходящего товара покупатель вправе возвратить вещь и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Допускается возврат товара, если он не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Данное право не распространяется на товары, не подлежащие возврату или обмену в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

 

Защита прав потребителей осуществляется в судебном порядке. В случае нарушения прав потребителя изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

В случае отказа в удовлетворении требований потребителя и последующим их удовлетворении решением суда, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Защита прав потребителей осуществляется в порядке искового производства. Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, подведомственны судам общей юрисдикции.

Субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; прокурор; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и его территориальные органы, а также иные органы в случаях, установленных законом; органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Если истцом заявлено требование имущественного характера ценой менее 100 000 рублей, то данное дело подсудно мировому судье. Имущественные споры при цене иска выше 100 000 рублей, а также дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду (статьи 23, 24 ГПК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» исковые заявления по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Исключение составляют иски, вытекающие из перевозки груза (статья 797 ГК РФ), а также иски в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом, предъявляемые в суд согласно части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Заявления прокурора, уполномоченного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), имеющих статус юридического лица, о защите прав неопределенного круга потребителей рассматриваются судом с соблюдением общих правил подсудности, предусмотренных статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ, - по месту нахождения ответчика.

 

Задания по защите прав потребителей:

1. Иванова купила в книжном магазине книгу про динозавров в подарок своему племяннику, у которого через 5 дней с момента покупки был день рождения. На дне рождения племянника выяснилось, что мальчик не любит динозавров, а увлекается самолетами. Иванова через неделю после покупки обратилась в магазин с просьбой обменять книгу про динозавров на книгу про самолеты на основании права, предусмотренного ст. 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей». В удовлетворении требований Ивановой было отказано.

Правомерно ли отказали в обмене товара Ивановой? Ответ обоснуйте ссылками на законодательство о защите прав потребителей.

2. Петров, проживающий в Приокском районе г. Н. Новгорода приобрел электрический чайник стоимостью 5 000 рублей. Гарантийный срок на товар был установлен 1 год. Через месяц эксплуатации чайник перестал работать.

С какими требованиями Петров может обратиться к продавцу чайника? Определите подсудность спора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: