Выигрыш потребителя и выигрыш производителя.




Семинарское занятие № 9

Тема: Механизм функционирования конкурентного рынка. Занятие 2

 

1 Выигрыш потребителя и выигрыш производителя, чистый общественный выигрыш.

2 Эластичность спроса и его виды.

3 Эластичность предложения. Практическое применение эластичности.

 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

 

Учебная

Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004. – Гл. 3.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю, Ш.М. Флинн. – М.: ИНФРА – М., 2011. – Гл. 6.

Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 5.

Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2002. – Тема 4.

Экономическая теория учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. - Гл.9.

Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – Гл. 4.

 

Основные категории: выигрыш потребителя, выигрыш производителя, чистый общественный выигрыш, эластичность, эластичность спроса по цене, точечная эластичность, дуговая эластичность, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса, эластичность предложения, товары – субституты, товары – комплементы, малоценный товар, нормальный товар.

 

Задачи и упражнения

1) Для товаров первой необходимости коэффициент эластичности спроса по доходу будет равен:

а) нулю;

б) значениям в интервале от нуля до 1;

в) значениям меньше нуля;

г) значениям больше 1.

2) Коэффициент перекрестно-ценовой эластичности спроса на теннисную ракетку и теннисный мячик принимает значения:

а) Edxy > 0 (положительные);

б) Edxy < 0 (отрицательные);

в) Edxy = 0 (равное нулю);

г) Edxy > 1 (больше единицы).

3) Два товара, которые считаются субститутами:

а) кофе и чай;

б) хлеб и масло;

в) шотландское виски и сода;

г) бензин и зубная паста.

4) Какое влияние окажет повышение цены на чай на 30% на величину спроса на лимоны(∆Qлим), если известно, что их перекрестная эластичность ЕЧЛ=-0,5?

5) Является ли спрос на товар эластичным, если известно:

Цена, Р Количество спроса, Qd
   
   

6) По цене 100 руб. было продано 100000 т. картофеля, а когда цену повысили до 120 руб., - всего 80000 т. Определите коэффициент эластичности спроса.

7) Функция спроса на некий товар описывается уравнением Qd=100-4P, а предложения - Qs=6P-50. Определить размер дефицита, если правительство решит установить фиксированную цену 10 луидоров за штуку.

8) Функция спроса на некий товар описывается уравнением Qd=120-P, а предложения - Qs=3P-60. Определить размер избытка, если правительство решит установить фиксированную цену 65 пенсов за штуку.

9) Эластичность спроса по доходу для автомобиля равна 5. Найти процентное изменение объема продаж автомобилей, обусловленное 2%-ным сокращением доходов потребителей.

10) Объем реализации товара Х сократился с 250 до 245 штук в результате повышения цены с 300 до 303 рублей. Найти величину точечной эластичности спроса на данный товар.

11) Эластичность спроса по цене фотокамеры равна 2. Что произойдет с объемом спроса на фотоаппараты, если цены возрастут на 10%?

12) Точечная эластичность спроса на товар равна -3. В результате снижения цены на 1% количество продаваемого товара выросло до 206 шт. Найти первоначальный объем спроса на данный товар.

13) Объем реализации товара Х сократился до 245 штук в результате повышения цены с 300 до 303 рублей. Точечная эластичность спроса на данный товар -2. Найти первоначальный объем реализации.

14) За день на рынке по цене 10 руб/кг реализуется 400 кг. картофеля. Затем цены выросли на 40%. Коэффициент дуговой эластичности спроса равен -2. На сколько штук сократится объем спроса?

15) Эластичность спроса населения на товар по цене составляет -1,6, а по доходу 0,8. Если цена товара снизится на 4%, а доход увеличится на 5%, то спрос возрастет на ___.

16) Функция спроса на товар задана уравнением Qd=50-2Р, а функция предложения - Qs=3Р+5. Найти излишек потребителя.

17) Функция спроса Qd=16-4Р. Рыночная цена товара равна 2. Чему равен излишек потребителя.

18) Функция спроса Qd=12-3Р. Рыночная цена товара равна 2. Чему равен излишек потребителя.

19) Функция спроса Qd=20-2Р. Рыночная цена товара равна 3. Чему равен излишек потребителя.

20) Найти излишек производителя на рисунке 18, при продаже 16 единиц продукции.

D
S

Рисунок 18 – Кривые спроса и предложения

 

 

Выигрыш потребителя и выигрыш производителя.

Любой потребитель хотел бы купить товар как можно дешевле, но для каждого из них существует максимальная цена, которую он согласен заплатить за данную единицу товара, прежде чем откажется от ее покупки. Такая цена называется ценой спроса. Совокупность цен спроса всех потребителей образует кривую рыночного спроса.

 

Вместе с тем все потребители независимо от их цен спроса покупают товар по единой рыночной цене. Разница между индивидуальной ценой спроса и рыночной ценой составляет выигрыш потребителя (потребительский излишек) при покупке данной единицы товара. Это своего рода прибыль потребителя.

 

Поясним это примером. Пусть перед нами три любителя пива, каждый из которых желает выпить одну бутылку в день. Доходы, однако, у них разные, а потому первый любитель мог бы максимально заплатить за пиво 15 руб. Второй чуть беднее, и он не заплатит больше 12 руб. А доходы третьего не позволяют ему покупать пиво дороже, чем за 10 руб. Допустим, рыночная цена пива 10 руб. Тогда первый любитель выигрывает 5 руб. (10-5) на каждой бутылке, второй — 2 руб., а третий выигрыша не получает, ибо он реально платит ту максимальную сумму, которую в состоянии заплатить.

 

Предположим теперь, что потребителей очень много. Тогда геометрически выигрыш всех потребителей равен площади треугольника, ограниченного кривой спроса, линией рыночной цены и осью цен. В нашем примере это треугольник Р*ЕМ, где Р* — рыночная цена (рис. 4.16).

 

Рис. 4.16. Выигрыш потребителей

Выигрыш производителей

 

Поговорим теперь о производителях. Любой производитель хотел бы продать товар как можно дороже, но для каждого из них существует минимальная цена, по которой он еще согласится продавать данную единицу товара, прежде чем откажется от ее производства и продажи. Такая пена называется ценой предложения. Совокупность цен предложения всех производителей образует кривую рыночного предложения.

 

Вместе с тем все производители независимо от их цен предложения продают товар по единой рыночной цене. Разница между рыночной ценой и индивидуальной ценой предложения и составляет выигрыш производителя (излишек производителя) при продаже данной единицы товара. Предупреждение: выигрыш производителя обычно не равен его прибыли, но для объяснения этого необходим более скрупулезный анализ.

 

Выигрыш производителей рассчитывается нотой же схеме, что и выигрыш потребителей. Пусть три фирмы производят по одной единице однородного товара, но с разными затратами. Затраты первой составляют 2 руб., второй — 3 руб. и третьей — 4 руб. Допустим также, что на рынке этот товар стоит 4 руб. Тогда, продавая по данной цене свои товары, первая фирма выигрывает 2 руб., вторая — 1 руб., а третья выигрыша не получает.

 

Предположим теперь, что товаров производится очень много. Тогда геометрически выигрыш всех производителей равен площади треугольника, ограниченного кривой предложения, линией рыночной цены и осью цен. В нашем примере это треугольник P*EN, где Р* — рыночная цена (рис. 4.17).

 

Рис. 4.17. Выигрыш производителей

 

Выигрыш потребителей и выигрыш производителей можно показать на одном рисунке (рис. 4.18).

 

Рис. 4.18. Выигрыш потребителей и выигрыш производителей

 

Отсюда вывод: добровольный рыночный обмен по равновесной цене выгоден как покупателям, так и продавцам.

 

Излишек производителя -- это суммарная чистая выгода, которую получат все производители от продажи своего товара по рыночной цене.

 

Другими словами, излишек производителя равен той сумме денег, которую выигрывают все производители на рынке от продажи своего товара по единой рыночной цене.

 

Сумма излишков потребителя и производителя составляют общественный выигрыш.

 

Общественный выигрыш -- суммарная выгода, которую получат все потребители и производители в результате сделок по рыночной цене.

 

2. Эластичность спроса и виды

Виды эластичности

 

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.

[править]

Эластичность спроса по цене

 

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

Консерватизм покупателей во вкусах;

Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

 

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.

 

Товары с эластичным спросом по цене:

Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

 

Товары с неэластичным спросом по цене:

Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

 

Точечная эластичность спроса по цене

 

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:

 

где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.

Дуговая эластичность спроса по цене

 

В случаях когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %) принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:

 

где и — средние значения соответствующих величин.

То есть, при изменении цены от до и объёма спроса с до, среднее значение цены будет составлять,а среднее значение спроса

[править]

Эластичность спроса по доходу

 

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

Значимость товара для бюджета семьи.

Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

Консерватизм во вкусах.

 

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продуктов питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:

 

где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной.

Перекрёстная эластичность спроса

(cross elasticity of demand)

 

Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)[1].

 

 

где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под и подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар () в ответ на изменение цены другого товара (). В зависимости от значений принимающих переменной различаю следующие связи между товарами и:

Товары субституты Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка.

Комплементарные блага Потребители теоретически не могут изменить потребления товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример это ноутбуки и комплектующие к ним.

Независимые друг от друга товары Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.

 

3. Эластичность предложения и практическое применение

1.2 Эластичность предложения и классификация степени эластичности предложения по цене

 

 

Приведенная выше функция предложения показывает, что объем предложения зависит от различных обстоятельств. Безусловно, уровень цены, за которым скрывается спрос, является фактором номер один.

 

Следует обратить внимание на то, что в экономическом анализе следует не только признавать наличие той или иной причины, воздействующей на объем предложения, но и измерять степень ее воздействия. В этих целях используется показатель эластичности предложения.

 

Эластичность предложения характеризует реакцию производителя на изменение условий хозяйствования, отражает степень его готовности поставлять на рынок определенный объем товара под воздействием того или иного экономического обстоятельства.

 

В качестве базового показателя эластичности предложения признан коэффициент эластичности предложения по цене. Данный показатель эластичности традиционно определяется как отношение процентного изменения объема предложения (следствие) к процентному (или однопроцентному) изменению цены на данный товар (причина).

 

Принцип расчета эластичности предложения по цене (Es/p) совпадает с аналогичной формулой, которая используется для вычисления эластичности спроса по цене:

 

ES/P=, (1.1)

 

Классификация степени эластичности. На представленных выше графиках линия предложения свидетельствует о том, что параметры цены и объема предложения изменяются в одном и том же направлении. Поэтому коэффициент эластичности предложения по цене (Es/p) всегда имеет положительное значение.

 

Критерием отбора коэффициента эластичности предложения по цене выступает значение равное единице.

 

Линия предложения при таком значении проходит через начало координат и образовывает с осью объема производства угол в 45 градусов. На любом отрезке линии предложения эластичность по цене равна единице, и данное значение не изменяется. Мы имеем дело с эластичным предложением (см., например, линию S3 на рис. 1.3).

 

Если коэффициент эластичности по цене больше единицы, то предложение считается высокоэластичным. Получается, что на один процент изменения цены производитель реагирует несколькими процентами прироста объемов производства.

 

Предложение считается жестким и неэластичным, если коэффициент эластичности меньше единицы. В таком случае линия предложения лишь незначительно отклоняется от вертикали.

 

Например, такая ситуация обычно характерна для рынка скоропортящихся и сезонных товаров. Производитель, чтобы увеличить объем предложения на 1%, дожидается увеличения цены на несколько процентов.

 

Если коэффициент эластичности равен нулю, то это означает, что предложение абсолютно жесткое. Со стороны производителя нет никакой реакции на изменение цены. Объем предложения остается на одном уровне. В итоге линия предложения занимает строго вертикальное предложение (см. например Sx на рис. 1.3).

 

Чем круче линия предложения, тем менее эластично предложение по цене. Чем положе кривая предложения, тем эластичнее предложение по цене. В последнем случае получается, что даже небольшое изменение цены сопровождается значительным приростом объема предложения.

 

Вывод: о степени эластичности предложения по цене свидетельствует наклон кривых из семейства S.

 

Конфигурация линии предложения. На рис. 1.3 приведены линии предложения по цене в мгновенный, кратковременный и долговременный периоды. Следует признать, что во времени изменяется не только наклон, но сама конфигурация таких линий.

 

Дело в том, что в кратковременный период для увеличения производства чаще всего задействуются менее эффективные ресурсы. Образно говоря, в производство оперативно вовлекается то, что «лежит под рукой». Поэтому не избежать заметного роста издержек производства единицы продукции, что создает со стороны производителя сильное давление на цену. В итоге линия предложения принимает строго вогнутый вид Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория. Мн.: Книжный дом, 2009.-С.137.

 

Наоборот, в долговременный период есть возможность хорошо подготовиться и вовлечь в производство высокоэффективные ресурсы (оборудование, сырье, технологию), использовать новейшие приемы организации производства. Это позволяет исключить воздействие ряда негативных факторов, провоцирующих рост издержек производства и, как следствие, рост цены предложения. В итоге график предложения принимает вид почти прямой линии.

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм значение теории и правительства. Это наглядно видно на эластичности примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S'



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: